Зачем соревноваться, если не сравнивать с другими?
Зачем ребенку соревноваться с другими в дистанционных конкурсах, если все говорят, что ребенка нужно сравнивать только с самим собой?
В процессе всей жизни человек, сознательно или нет, постоянно сравнивает себя, свои качества, достижения, умения с другими людьми. Социальное сравнение представляет собой один из ведущих механизмов формирования самооценки человека, мнения о себе, Образа-Я. Вместе с тем, нередко приходится слышать о том, что сравнение само по себе разрушительно, особенно если речь касается детей.
На самом же деле, важно четко различать, когда сравнивают людей и их поведение или достижения. Если мы говорим ребенку, что «ты – плохой», а «соседский мальчик –умный и успешный», то о конструктивном сравнении в данном случае речи, конечно, быть не может.
В случае же, когда мы ставим ребенка в ситуацию самооценки собственных результатов и оценки достижений других людей ситуация кардинально меняется, т.к. включаются механизмы рефлексии. Здесь взрослый не говорит ребенку конкретно, что он должен на кого-то равняться или кому-то подражать. Напротив, ребенок попадает в условия, когда ему самому необходимо проанализировать, оценить и сделать выводы для себя. Очевидно, что подобный процесс гораздо эффективнее, чем «стандартное» сравнение.
Говоря о дистанционном конкурсном движении, мы как раз видим пример конструктивного сравнения. В первую очередь, конкурс – это соревнование, изначально предполагающее правила игры или алгоритм, по которому следует работать. Кроме этого, в качественных интернет-мероприятиях всегда прописаны критерии оценки – своеобразные параметры сравнивания.
И, наконец, дистанционный конкурс – это процесс организованный, имеющий четкую структуру и последовательность, обеспечивающие определённый формализм процесса. В итоге, ребенок получает объективную оценку своих знаний, умений, достижений и способностей. И вот по этим критериям он самостоятельно может сравнить себя с другими участниками. Именно – самостоятельно, подспудно, в процессе рефлексии.
При этом важно подчеркнуть, что сравнение, как таковое, не выступает в качестве цели дистанционного конкурса. Профессиональное конкурсное мероприятие ориентировано на обучение, развитие детей, выявление лучших по определенным критериям, а не сравнивание всех между собой.
Таким образом, дистанционный конкурс представляют собой пример конструктивного соревнования, здоровой конкуренции, в процессе которых ребенок получает возможность оценить собственные достижения и успехи других. На данной основе у школьника формируется не только комплекс познавательных, интеллектуальных ресурсов, но и ряд позитивных личностных качеств, таких как: способность к рефлексии, учет позиций других людей, навыки работы в стрессовых ситуациях и т.д.
При этом особенно важна позиция взрослых. Если педагоги или родители, изучая рейтинговую таблицу, будут винить школьника в его неуспехе, приводить в пример других детей или еще хуже – ругать и стыдить его за неудачу, тогда ни о каком конструктивном сравнении не может быть и речи.
В подобном случае, вероятнее всего, ребенок откажется от дальнейшего участия в конкурсных мероприятиях, получив к тому же существенную психологическую травму. Взрослые должны помогать детям преодолевать трудности, поддерживать их и мотивировать на дальнейший успех.
Читайте другие статьи педагога-психолога:
Как участие в дистанционных конкурсах помогает общему развитию ребенка?
Не перегружает ли ребенка участие в дистанционных конкурсах, ведь он устает в школе?
Как выбирать качественные информационные ресурсы для ребенка?