Не навредит ли ребенку участие в дистанционных конкурсах?
Не навредит ли дошкольнику или ученику начальной школы раннее приобщение к дистанционному конкурсному движению?
Вопрос оптимального возраста ребенка, в котором он может быть приобщен к дистанционному конкурсному движению, достаточно неоднозначен.
С одной стороны, качественные интернет-конкурсы, разработанные профессиональными педагогами, в большинстве случаев, дифференцированы по возрасту, уровню сложности, возможностям здоровья ребенка и т.д. Одним словом, всегда можно подобрать именно то мероприятие, которое будет под силу конкретному обучающемуся дошкольного отделения или начальной школы.
С другой же стороны, дистанционные конкурсы, наряду с тем, что они предоставляют массу возможностей (удобство, широкий выбор направлений, получение вознаграждений и т.д.) еще и достаточно трудозатратны. Ребенку необходимо не только выполнить предложенные задания, но и правильно их оформить, вовремя отправить работу, проследить алгоритм получения итоговых результатов и т.д.
Таким образом, дистанционные мероприятия всегда требуют ответственного подхода, организации, наличия определённых информационных навыков и умений, технических возможностей.
Очевидно, что справиться с теми или иными интернет-олимпиадами, викторинами дошкольнику или обучающемуся начального звена в одиночку достаточно сложно. Именно поэтому для данной категории участников особо необходимо сопровождение взрослых.
Если родители или педагоги, работающие с дошкольником, например, подберут для него качественный ресурс дистанционного конкурсного движения, помогут скачать задания, оформить и отправить выполненную работу на проверку, получить результаты, то, вероятнее всего, особого труда и эмоционального напряжения интернет-конкурс ребенку не доставит.
Таким образом, вопрос «Не навредит ли маленькому ребенку приобщение к дистанционному конкурсному движению?» по сути своей неправомерен. Во-первых, в силу того, что подобные мероприятия реализуются на добровольной основе для детей и родителей. Т.е. родитель сам волен выбирать конкурс, уровень его сложности, направленность и т.д. И, во-вторых, стимулирование познавательной активности, интеллектуального или личностного развития, расширение кругозора, выражаясь простым языком, еще никому не навредило.
В этой связи правильнее говорить не о вреде или пользе самих интернет-мероприятий для детей дошкольного, младшего школьного возраста, а о факторах эффективного участия подобной категории ребят. С позиции психолого-педагогического подхода приобщение к дистанционному конкурсному движению дошкольников или младших школьников результативно и целесообразно при соблюдении определенных условий.
— В первую очередь, конкурс должен соответствовать возрасту и возможностям ребенка.
— Необходимо также, чтобы задания были четко проработаны с методической, технической точки зрения, т.е. следует выбирать только профессиональные, качественные ресурсы.
— Кроме этого, важнейшим фактором эффективного участия детей является посильная помощь и сопровождение взрослых.
В этом случае интернет-мероприятия станут для ребят не только интереснейшим занятием, но эффективным механизмом их развития.
Егорова Л. В., педагог-психолог Центра "Снейл", руководитель социально-психологической службы ГБОУ "Школа № 2111 "Новая волна", г. Москва
Читайте другие статьи педагога-психолога:
Как участие в дистанционных конкурсах помогает общему развитию ребенка?
Не перегружает ли ребенка участие в дистанционных конкурсах, ведь он устает в школе?
Как выбирать качественные информационные ресурсы для ребенка?