Как поддержать ребенка, не победившего в дистанционном конкурсе?
Как поддержать мотивацию ребенка к дальнейшему участию, если он не стал победителем в дистанционном конкурсе?
Дистанционный конкурс, как и любое подобное мероприятие, реализуемое в очном режиме, имеет одну очень важную особенность – соревновательный момент. При этом эффект соперничества может выступать как мотивирующим, так и демотивирующим фактором. Т.е. именно состязание в той или иной области для одних — главный стимул участия, для других – сдерживающий момент вовлечения. Почему это происходит?
Все дело в особенностях личности школьников, специфике их характера, типе темперамента. Так активным, несдержанным холерикам или общительным, увлекающимся сангвиникам интернет-конкурсы дают возможность реализовать свое стремление к лидерству, доминированию, превосходству. В свою очередь, тихие, эмоциональные меланхолики или сдержанные, спокойные флегматики могут участвовать в интернет-конкурсах не столько в целях победы, сколько ввиду познавательного интереса, тяги к знаниям и т.д. Нередко для таких школьников итоговые результаты мероприятия особенно не важны. Они получают удовольствие от самого процесса познания, выполнения интересных заданий.
Если же холерики или сангвиники, ориентированные, преимущественно, на успех, вдруг оказываются в конце рейтинговой таблицы, то эмоциональные реакции, в большинстве случаев, неизбежны. Школьники могут расстраиваться, сердиться, винить организаторов в недостаточно объективной оценке, критиковать содержание заданий и их специфику и т.д. Ребята, характеризующиеся тщеславием, чувством превосходства над другими, да и просто школьники, для которых важен результат, остро реагируют на неуспех. В подобных случаях особенно важны сопровождение и поддержка взрослых.
Родители, педагоги должны объяснять ребятам, что любой конкурс – это соревнование, в котором есть победитель и побежденный. При этом не всегда очевидно, кто приобрел больше! Победитель получает награду (материальную – сертификат, подарок или нематериальную – поощрение, похвала, признание), побежденный приобретает неоценимый опыт участия, а также внутренние личностные ресурсы преодоления сложных жизненных ситуаций. Ведь все негативные эмоции, стрессы, разочарования – это закалка и подготовка нашего организма. Важно рассказывать об этом ребятам, объяснять ситуации неуспеха и помогать конструктивно их преодолевать.
Мотивировать школьников на дальнейшее участие можно и рассказав им обо всех ресурсах, приобретенных ими в процессе дистанционной работы, вне зависимости от ее результата. А именно: знания по конкретному предмету или междисциплинарная информация, опыт работы в сети, навыки выполнения интернет-тестов, общее расширение кругозора, умения совладать со стрессом, работой в режиме ограниченного времени и т.д.
Особенно важно не посочувствовать ребенку, не занявшему в интернет-конкурсе призового места, как часто делают взрослые, а объяснить ему, что он приобрел гораздо больше, просто приняв участие и качественно выполнив работу. Ориентация на процесс, а не на результат поддержит школьника, не достигшего желаемого итога, мотивирует его на дальнейшее участие.
Егорова Л. В., педагог-психолог Центра "Снейл", руководитель социально-психологической службы ГБОУ "Школа № 2111 "Новая волна", г. Москва
Читайте другие статьи педагога-психолога:
Как участие в дистанционных конкурсах помогает общему развитию ребенка?
Не перегружает ли ребенка участие в дистанционных конкурсах, ведь он устает в школе?
Как выбирать качественные информационные ресурсы для ребенка?