Как помогать ребенку, участвующему в дистанционном конкурсе?
Как родителям и педагогам помогать ребенку, если он участвует в дистанционном конкурсе? Нужно ли это?
Дистанционные конкурсы, если они действительно качественные и профессиональные, – это мероприятия повышенной трудности. Все мы знаем, что олимпиады, викторины всегда содержат задания, не предполагающие тривиального решения. В этой связи, ответ на вопрос о необходимости помощи детям, участвующим в дистанционных конкурсных мероприятиях, очевиден. Взрослые – педагоги, родители — должны сопровождать участие детей, оказывать им посильную помощь и поддержку. Однако важно подчеркнуть, что характер и уровень оказываемой помощи может варьироваться.
В первую очередь, характер сопровождения взрослых зависит от возраста детей. Очевидно, что дошкольники или обучающиеся начальной школы в процессе выполнения, оформления конкурсных заданий нуждаются в большем внимании со стороны взрослых, чем, например, ребята выпускных классов.
Кроме этого, особенности помощи юным участникам непосредственно связаны также и со спецификой конкурсного мероприятия. Если это, например, предметные или междисциплинарные олимпиады, то ребятам может потребоваться содействие в разъяснении инструкции к заданиям, оформлении итогов. Творческие же работы дети чаще выполняют самостоятельно, проявляя и реализуя свои таланты. В подобных случаях взрослые могут прийти на выручку в технических вопросах, отправке выполненных заданий на проверку.
Таким образом, обозначим основные направления помощи участникам дистанционных конкурсных мероприятий со стороны взрослых. А именно: методическая помощь, техническое содействие, психологическая поддержка. Если мы говорим о методической помощи, то нередко дети, особенно юного возраста, нуждаются в дополнительном разъяснении понятий, инструкций, алгоритмов работы. Очевидно, что, если ребёнок не понял смысл работы или ему встретилось незнакомое слово, вряд ли он справится с предложенным заданием.
Кроме этого, участвуя в различного рода интернет-конкурсах, школьники всегда нуждаются в техническом сопровождении со стороны взрослых: скачать задания, подгрузить выполненные работы, ориентироваться в электронной среде конкурсного ресурса, отправить итоги на проверку и т.д. Школьники зачастую не обладают еще достаточным уровнем ИКТ-компетентности, чтобы справиться со всеми техническими трудностями самостоятельно. Здесь на помощь должны прийти родители, педагоги, курирующие процесс.
Также взрослым важно отследить и оценить тот контент, которым оперирует ребенок в процессе работы над конкурсными заданиями. Ведь все мы знаем, сколько сейчас в сети провокационной информации, материалов, представляющих угрозу для гармоничного формирования личности ребенка.
Ну и, наконец, самым важным направлением сопровождения участников конкурсного движения является психологическая помощь и поддержка со стороны взрослых. Достиг ребенок успехов или он столкнулся с неудачей, все выполнил или что-то не удалось, он должен быть принимаемым и одобряемым родителями, педагогами. Взрослые обязаны создать атмосферу доброжелательности и поддержки. Только в этом случае ребенок будет мотивирован на успех и новые открытия.
Таким образом, можно заключить, что помощь, сопровождение родителями и педагогами – необходимое условие успешности участия школьников в дистанционных конкурсных мероприятиях.
Егорова Л. В., педагог-психолог Центра "Снейл", руководитель социально-психологической службы ГБОУ "Школа № 2111 "Новая волна", г. Москва
Читайте другие статьи педагога-психолога:
Как участие в дистанционных конкурсах помогает общему развитию ребенка?
Не перегружает ли ребенка участие в дистанционных конкурсах, ведь он устает в школе?
Как выбирать качественные информационные ресурсы для ребенка?