Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Здоровьесберегающая деятельность в школе (из опыта работы)

Здоровьесберегающая деятельность в школе (из опыта работы)

Здоровье школьника  – высшая ценность и благо для личности! «Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной – слова французского писателя и философа эпохи Возрождения Мише?ля де Монте?ня. Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог – новатор, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, писал: «…Забота о здоровье — это важнейший труд. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и успех в будущем».

Однако, до сих пор существующая система образования, несмотря на сформированный  опыт здоровьясбережения школьников регионального уровня, продолжает оставаться фактором риска для здоровья школьников (Казин Э.М., Айдаркин Е.К., Блинова Н.Г., Фёдоров А.И., Тушина Г.И. и др.). Актуальная проблема всех обшеобразовательных школ — несформированность у школьников мотивационно-ценностных установок на здоровье и здо­ровый образ жизни, низкий уровень их компетентности в вопросах культуры здоровья [1].

Общепризнанным мнением является тот факт, что успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья ребёнка, его жизнеспособностью и высокой мотивацией к самообразованию и саморазвитию. Исходя из того, что здоровье школьника — это результат образования, то достаточно закономерно то, что в соответствии с законом РФ «Об образовании», приоритетными направлениями государственной политики в образовании являются: внедрение  здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность; создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников; развития способности субъекта образовательной деятельности к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения полезного социального опыта, моделирования нового успешного, здоровьесохраняющего опыта жизнедеятельности!

Несмотря на различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» и использование некоторыми авторами понятия «здоровьеразвивающие педагогические технологии», мнения специалистов сходятся в необходимости проектирования здоровьеформирующей среды, являющейся важнейшим элементом работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Нам представляется правомерным утверждение о том, что сам термин можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [2].

Здоровьеформирующие образовательные технологии — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Николай Константинович Смирнов, родоначальник данного понятия).

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы подготовки подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Здоровье — основа жизнеспособности и успешной жизнедеятельности личности. Культура жизненного самоопределения, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить и контролировать свои отношения с людьми, отстаивать свои права конструктивным способом — необходимые компоненты психологического здоровья личности.

Школа решает проблему пропаганды здорового и безопасного образа жизни всеми доступными способами. В зоне постоянного контроля администрацией школы вопросы здоровьесбережения школьников: рациональная организации учебного процесса (расписание учебных занятий); соблюдение воздушно-теплового режима и санитарно — гигиенических условий требованиям СанПиНов; определение соответствия дозировки домашних заданий учащихся объёму работы на уроке; качество выполнения программ формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в начальной школе; проведение уроков здоровья и безопасности жизнедеятельности; планирование воспитательной работы и организация образовательной деятельности для учащихся 5-6-х классов в соответствии с ФГОС; анализ интерактивных методов обучения учащихся на уроках с точки зрения формирования УУД; использование технологий развития личности ребёнка и современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Во время посещения уроков определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы. Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. В ходе прохождения учебного материала на уроках уделяется внимание формированию культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни, здоровому питанию, обсуждению вредных привычек. Применяются современные здоровьесберегающие технологии: физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; технологии сохранения  и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика для глаз.

Административными методами можно добиться соблюдения гигиенических норм, обеспечить составление грамотного с позиции здоровьесбережения расписания уроков, минимизировать объем домашнего задания и пр. Но здоровьеразрушающее воздействие на учащегося отдельных учителей непосредственно на уроках сведет положительный эффект всех  усилий до минимума. Именно здесь кроется риск негативного влияния учителя на здоровье своих учеников.

Педагог – активный субъект и значимый ресурс развития образования и здоровьесбережения школьников. Успешным ученик может стать только в условиях здоровьесберегающей образовательной среды. Основные критерии и показатели успешности в образовательной деятельности обучающихся: высокая мотивация и учебно-познавательная активность, темп достижений учащихся; использование методов, способных поддерживать у всех школьников здоровую любознательность и жажду учения. «Человеческий фактор» — главное условие достижения нужного педагогического результата.

Грамотная, творческая и самоотверженная работа педагога, ставящего заботу об ученике и его здоровье на первое место — огромный ресурс возможностей позитивного воздействия на ребенка. Правильно организованное здоровьесберегающее обучение и творческий характер образовательной деятельности  -  важные условия здоровьесберегающей среды! Следовательно, включение ученика, учителя в творческий процесс способствует поисковой и учебно-познавательной активности обучающихся и формированию их успешности. Снижение физиологического перенапряжения и утомляемости, преодоление психоэмоционального стресса на уроке способствуют повышению учебной мотивации, росту учебных достижений школьников и, как результат, сохранению физического и психического здоровья.

Таким образом, одним из эффективных способов построения образования на всех этапах проектирования здоровьесберегающего подхода является внедрение во все предметные области современных здоровьеформирующих образовательных технологий, технологий развития личности (самообразования, самовоспитания, саморазвития и пр.).

«Без-детная, здоровьезатратная» педагогика должна уступить здоровьесохраняющему обучению, развитию и совершенствованию позитивных индивидуальных качеств личности, воспитанию здоровых, самостоятельных, честных, добрых, счастливых людей! (Соловейчик Артём Симонович, вице-президент издательства «Просвещение» по новым технологиям с 2014 года). Будучи создателем многих инновационных проектов, Артем Симонович всегда заботится о том, чтобы новые технологии не были самоцелью, а помогали нам лучше понять друг друга, делали наше общение, работу, процесс обучения более понятным и эффективным.

Здоровьеформирующие технологии существенно: повышают учебную мотивацию, познавательную активность и продуктивность деятельности; позволяют предусмотреть и преодолевать возможные отрицательные последствия для собственного организма и вести здоровый образ жизни;  «раскрепостить» мышление и раскрыть свои способности; наметить пути в самообразовании и саморазвитии; способствуют развитию коммуникативных способностей и социальных навыков, способствуют успешности личности в постоянно изменяющихся условиях жизни.  

Здоровьесбережение – приоритетное направление нашей школы.

Решением координационного совета по инновационной и экспериментальной деятельности ГОУ ДПО (ПК) С «КРИПКиПРО» от 15.09.2011 г. МБОУ «СОШ №34» — базовая площадка кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий ГОУ ДПО (ПК) С «КРИПКиПРО» по реализации образовательной инициативы «Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся в условиях взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования детей». По итогам реализации, обобщён опыт работы ОУ и отмечен дипломами, благодарственными письмами за высокие достижения в решении задач сохранения и приумножения здоровья школьников.

В 2019 – 2020 учебном году количество обучающихся в МБОУ «СОШ №34»: 1667. Сохраняются позитивные показатели в сравнении с прошлым учебным годом по состоянию здоровья обучающихся: снижение количества обучающихся, перенёсших инфекционные заболевания; в переходе учащихся в другие группы здоровья; в количестве ни разу не болевших детей; снижение пропусков занятий по состоянию здоровья (на одного уч-ся). Среднее количество пропусков по болезни: 5 дней/уч-ся/год. Состояние здоровья учащихся совпадает с общими данными по городу Кемерово. У учащихся школы наблюдается следующее рейтинговое распределение частоты хронических нарушений и ее динамики: доминируют нарушения костно-мышечной системы, органов зрения, нервной и сердечно — сосудистой систем. Ежегодно 15-20% старшеклассников имеют высокий уровень психоэмоциональной напряженности при подготовке к экзаменам. Для школы, как и для района характерен высокий уровень риска употребления психоактивных веществ, совпадающий с городскими данными. Учащиеся указывают на то, что большинство их сверстников курят, употребляли алкоголь, пробовали наркотики.

Педагогический коллектив достаточно высоко оценивают необходимость различных форм здоровьесберегающей работы в школе: уроков здоровья (69%), внеклассной работы (76%), повышения квалификации в данной области (73%). Учителя школы имеют высокий уровень готовности к здоровьесохраняющей и здоровьесозидающей деятельности.

Опираясь на собственные традиции, предшествующий опыт здоровьесберегающей деятельности в нашем образовательном учреждении и используя инновационный подход, мы апробируем наиболее эффективные здоровьесберегающие технологии, позитивно воздействующие на формирование и повышение учебной мотивации обучающихся, их учебно-познавательную активность посредством тематических мероприятий, мастер-классов и интегрированных уроков,посвященных всероссийским и международным «датам здоровья».

Считаем, что просвещение и информирование, прямые призывы педагога к ведению здорового образа жизни и запреты вредных привычек дают слабый эффект в формировании культуры здоровья учащихся. Поэтому педагогический коллектив постоянно в поиске и апробации наиболее эффективных профилактических и развивающих программ, направленных на формирование осознанного отношение к здоровью как базовой жизненной ценности у подрастающего поколения.

На данном этапе считаем актуальным, целесообразным, эффективным развивающим и профилактическим направлением в здоровьесберегающей деятельности ОУ — реализация долгосрочной программы  с 2019 г. «Школа – территория общения и здоровьесбережения». Непрерывность и постоянность развития человека должна быть обеспечена на всех этапах его жизни созданием условий, возможностей и механизмов САМОопределения, САМОразвития и САМОрегуляции.

Содержание программы: выстроено в соответствии с международным календарем дат, посвященных проблемам охраны здоровья; направлено на обеспечение социального, эмоционального благополучия ребенка; отработку механизмов эффективного вовлечения всех субъектов образовательной деятельности в общественную и культурную жизнь. Механизм реализации: активная жизненная позиция и сотрудничество учителя с учащимися, основанное на принципах: конструктивного общения и передачи информации «Старшие обучают младших», «Сверстники обучают сверстников и младших». Основная цель — внести вклад в физическое и нравственное оздоровление школы и общества, сделать жизнь окружающих яркой и насыщенной, желание изменить этот мир к лучшему!

Главный замысел: учёт стремлений детей и подростков к активной общественной деятельности, их потребности к общению, саморазвитию и самовыражению, способности оказывать позитивное влияние на сверстников, говорить на доступном языке. Забота о здоровье школьников и приумножение здоровья самим школьником – это радость творчества, сотрудничества и общения!

Условия для реализации программы: 1.Информационное обеспечение обучения волонтеров к подготовке и проведению мероприятий, использовании ими разнообразных форм профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления, квест-игры).  2.Методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий, в оформлении проектной деятельности, творческих и исследовательских работ обучающихся, помощь в обобщении и освещении опыта работы (школьная газета «На 34-широте», фотоальбомы, фотоколлажи и т.п.). 3.Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение инициативы активистов – волонтёров.

Мы убеждены, что воспитание должно давать веру в жизнь и глубокомысленное отношение к своему здоровью как базовой жизненной ценности. Мы придерживаемся общего мнения и уверены, что в существующей картине мира, Каждому есть место и, Каждому необходимо помочь найти своё место, познать свои возможности и быть успешным в любой деятельности.

 

Учащиеся 7-9-ых классов с особыми образовательными потребностями, высокими коммуникативными и организаторскими способностями активно помогали разрабатывать и «отшлифовывать» развивающие занятия. Они вместе с учителями и самостоятельно успешно проводили тематические занятия, мультимедийные дидактические игры, деловые игры и интеллектуальные марафоны, пропагандируя, тем самым, ценности здоровья и здорового образа жизни. В школе традиционными стали мероприятия, раскрывающие особенности содержательной и перспективной работы по профилактике вредных привычек среди обучающихся ОУ и подростков группы социального риска: участие в проведении классных часов, уроков здоровья: «Курить, выпивать — себя убивать», «В здоровом теле – здоровый дух», «Красота и здоровье», «Духовность и здоровье»; проведение развивающих занятий с подростками группы социального риска: «Заглянем в будущее», «Здоровье и карьера», «Самоуправление успехом», «Радость общения – залог здоровья»; слёты, марафоны, мини — тренинговые занятия для подростков группы социального риска: «Мы такие разные…», «Заглянем в будущее», «Зависимость может украсть свободу!», «Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь!», «Думай, когда отвечаешь «нет» и «да». Помни, что выбор есть всегда!»; викторины, видеолектории и диспуты,  праздники здоровья, туристические слёты и спортивные эстафеты. Проведение школьной конференции «Здоровые дети — здоровая нация»; проведение конкурсов рисунков, плакатов, фотографий, слайдовых презентаций: «Живи ярко», «Спорт – это модно!», «Мир глазами волонтёра», «Здоровым быть модно!», «Подари себе жизнь», «Спорт и туризм – здоровая жизнь!», «Здоровая семья – здоровье нации» и пр.; выпуск стенгазет, листовок, буклетов, напутствий: «Мы против курения и наркотиков», «Здоровье и успех», «Навстречу радости и счастью!»; конкурсы творческих проектов – самоотчётов «Планирование карьеры и здоровья», «Моя формула успеха».

Используем разнообразные технологии развития личности: интерактивные приёмы и методы системно — деятельностного подхода, технологии проектной деятельности, мультимедийные технологии, «мозговой штурм», элементы тренинговых и семинарских занятий, ролевые, деловые и дидактические игры, проективные методики, психотехнические упражнения, методы формирования сознания и творческого воображения, диспуты по идеям и замыслам, рефлексивный и мотивационные диалоги, аффирмации, моделирование желаемого поведения в конкретных жизненных ситуациях. За счёт привлекательности содержания и подачи учебного материала, повышается учебно-познавательная активность и возможность учеников в достижении поставленных целей в пропаганде культуры здорового образа жизни. Занятия всегда проходят на высоком эмоциональном подъёме и в доброжелательной психологической атмосфере.

Результативность деятельности по формированию культуры здорового образа жизни: позитивное отношение школьников к двигательной деятельности, к занятиям физической культуры как компоненту здорового образа жизни и высокие достижения в спортивно-массовой деятельности; ребята с большим интересом принимают участие в реализации различных проектов, научно-практических конференциях, связанных с вопросами здорового образа жизни. Они создают различные творческие работы, что способствует привлечение  внимания школьников к проблеме охраны и укрепления здоровья, а также позволяет  создать основу для понимания здоровья как высшей базовой ценности.

 Здоровье в рейтинге ценностей учащихся 5 — 8 классов занимает 1-3 позиции (наряду с семьёй и общением).

Позитивным является высокий уровень жизнеутверждающих стремлений обучающихся (72%), потенциально продуктивных для психического, физического и духовного здоровья, полной и гармоничной самореализации природных возможностей человека: к высокой самооценке, сохранению здоровья и саморазвитию (методика «Образ жизни» Олега Ивановича Моткова).

Наблюдаем позитивную динамику по результатам мониторинга исследования:рост компетентности учащихся 7-8-ых классов в вопросах культуры здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью (январь, 2020 г.). Улучшение показателей «Высокий уровень ценностного отношения к здоровью» (личностно — ориентированный тип личности) и «Осознанно относятся к своему здоровью» (ресурсно-прагматический тип). Основной вывод: среди учащихся преобладает ресурсно-прагматический тип личности, т.е. учащиеся осознают важность сохранения здоровья и имеют ресурсы для развития.

Результативность деятельности здоровьесберегающей направленности отражена в электронной базе «АИС».

155 уч-ся ОУ приняли участие и 51 учащихся имеют высокий уровень достижений: во Всероссийских и Международных дистанционных олимпиадах – соревнованиях, играх – марафонах, акциях, Муниципальных и Региональных творческих конкурсах, конкурсах социальных проектов. 5 уч-ся имеют призовые места в конференциях различного уровня по темам здоровьесберегающей направленности.

 43 педагогов активно принимают участие в конкурсах методических разработок  интегрированных уроков и развивающих мероприятий, мастер-классов (Победители и призёры – 25 человек), 45% педагогов охвачены семинарами, вебинарами, фестивалями и конференциями различного уровня (12 педагогов имеют свидетельства и сертификаты участия). 6 педагогов обобщают свой опыт, выступают на постоянно действующих семинарах (НМЦ, КРИПКиПРО), имеют публикации по здоровьесбережению школьников в СМИ, электронных сборниках и периодических изданиях.

Наши яркие достижения в пропаганде ценностей здоровья и  здорового образа жизни:

– Районный конкурс социальных видеороликов учащихся 8-10 кл. «Жизнь в радость!»  — Диплом победителя и диплом призёра.

— Муниципальный этап Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам!» (4 видеоролика) в номинациях «Мой любимый вид спорта», «Ведущие за собой» — Дипломы 1, 2 и 3 место.

-Областной конкурс лучших инициатив в сфере профилактики наркомании и пропаганде ценности здоровья и здорового образа жизни, номинация: мультимедийная дидактическая игра («Здоровье – наш компас земной!»), 2 педагога и творческий коллектив учащихся 8, 9-ых классов — Сертификаты участия.

—  Всероссийский творческий конкурс социальной рекламы в области формирования культуры здорового образа жизни «Стиль жизни – здоровье!», (Центр ФГБНУ «Защита прав и интересов детей», г. Москва), 9 учащихся – Дипломы участия

— Всероссийская олимпиада «Педагогическая практика» в номинации «Основы здорового образа жизни», 9 педагогов  - Дипломы 1, 2 степени.

— Международная онлайн  и Всероссийская олимпиада по психологии для уч-ся 5-11 классов, проект «Мега – Талант» – 18 уч-ся — олимпиада по психологии (компетентность обучающихся в вопросах культуры психологического здоровья) — Дипломы победителей и призёров.

— Международный  марафон «Путешествие в Спортландию», 14 уч-ся  (3-5 кл.) – Дипломы победителей – 4 уч-ся, дипломы 2 степени – 4 уч-ся.

— Международный творческий конкурс «Новое поколение выбирает ЗОЖ», 3 уч-ся — Дипломы 1 степени.

— Всероссийский конкурс проектной деятельности «Лучшая презентация «Здоровая и безопасная среда» («Педагогика: 21 век») — Диплом победителя.

— Всероссийский творческий конкурс проектной деятельности «Школа – территория здоровья» («Страна талантов»), 11 учащихся – Дипломы участников.

— Международный  творческий конкурс «Спорт без границ», 5 педагогов и 7 учащихся — Дипломы  финалистов.

— III Международный профессиональный конкурс методических разработок «Гордость России» в номинации «Доброволец года» (социальная инициатива) – Диплом 2 степени.

— Международный конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!», в номинации «Будь  здоров!» (Абраменко Н., 9 «В» кл.) — Диплом победителя.

— Всероссийский творческий конкурс «Гордость России» в номинации «Доброволец года -2018» (проект «Человек – творец своего здоровья!»), Русанова О., 8а кл. – Диплом 1 степени.

— XV Всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» – Диплом победителя за лучшую конкурсную работу (на региональном уровне).

— XXI Областной конкурс «Школа здоровья», творческий коллектив уч-ся 6-9 классов — Диплом призёра и коллектив 8 педагогов в номинации «Педагоги Кузбасса – за здоровое поколение» – Дипломы призёров.

— Межрегиональный заочный конкурс статей «Лучшая статья-2019», статья «Здоровьеформирующие технологии в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» — Диплом победителя.

— IV Международный конкурс «Надежды России», номинация: социально-значимый проект, Шамгунова Алиса, 8 кл. — Диплом победителя.

— Региональная научно – практическая конференция «Цвети, шахтёрская земля», тема: «Культура здорового образа жизни школьников» – Диплом финалиста, публикация в сборнике материалов НПК.

— XIV Областная НПК школьников «Экология Кузбасса», Мартыненко М., 7 кл., тема: «Взаимосвязь поведения в конфликтах с психологическим здоровьем школьников» — Грамота за 3 место.

— Городской конкурс учебных проектов «Взгляд в будущее», посвящённый 300-летию Кузбасса, тема: «Здоровье – наш компас земной!» — Диплом 3 степени.

— Городской конкурс исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науку», секция «Здоровье человека», Пыченко М., уч-ся 4 кл. – Диплом 3 степени.

— Межрегиональный конкурс детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку о здоровье-2019», — Борискова Д., 7 г класс — Диплом призёра (2 место).

— III Международная очно-заочная научно-практическая конференция обучающихся «Мир моих исследований», секция «Здоровье» (Новокузнецк), Борискова Дарья, 7 кл. – Диплом 3 степени.

— Всероссийский конкурс проектной деятельности, проект программы «Школа – территория общения и здоровьесбережения» («Педагогика: 21 век») — Диплом победителя.

— III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы современного образования» (КемГУ), Борискова Дарья, 8 кл. – Диплом 2 степени.

 

Нас радует то, что наш коллектив нашёл эффективные способы в здоровьесохранении  и здоровьеформировании детей и молодёжи, сделав их своими единомышленниками в формировании культуры жизненного самоопределения,  в решении задач самосохранения и приумножения здоровья самим школьником.  

Напутствие коллегам.

Помните, что человек рождён для того, чтобы реализовать себя, осуществить своё призвание!

Целенаправленная жизнь в целом намного лучше, богаче и здоровее, чем жизнь однообразная, скучная и бесцельная.

Давайте вместе, в совместном сотрудничестве и профессиональной ответственности за результаты своей работы на всех этапах взаимодействия сохранять здоровье и психоэмоциональное благополучие наших детей!

 

Литература

1. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность [Текст]  / Э.М. Казин [и др.] // Валеология. — 2008. — № 3.- С. 18-25.

2. Зотова, М.О. Особенности применения здоровьеразвивающих технологий  в формировании культуры здоровья школьников / М.О. Зотова // Современные проблемы науки и образования – 2009. – № 3.

 

Автор:

Киселева Екатерина Николаевна
МБОУ “СОШ 34”, г. Кемерово

Присоединяйтесь к нам в телеграме!


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть