Возможности перевёрнутого обучения при подготовке к ЕГЭ
Зарва-Собко Оксана Ивановна
Учитель английского языка
БОУ г. Омска «СОШ № 110»
Уже 22 года, начиная с 2001 года, в России проводится единый государственный экзамен (ЕГЭ). С момента запуска экзамен претерпевал изменения в различных областях: содержании, форме, подходе к составлению заданий. Каждое изменение внутри ЕГЭ влечёт за собой и изменения в учебном процессе современной российской школы, в образовательной среде, в процессе подготовки.
В настоящий момент одной из тенденций в ЕГЭ становится увеличение доли заданий, при решении которых выпускнику необходимо продемонстрировать именно практические, а не теоретические навыки и умения. Большое количество практических заданий требует от школьника высокой степени готовности по предмету, навыков эффективного распределения времени при решении экзаменационных заданий, понимания специфики заданий и предмета. Но на традиционном уроке, как правило, большее количество времени уделяется именно разбору теории, повторению алгоритмов и правил, которые были изучены ранее, а не решению практических заданий. Практика и задачи, в свою очередь, остаются для домашней работы учащегося, отследить которую или помочь при выполнении которой учителю практически невозможно.
Как разрешить данное противоречие, если на отработку решения практических задач не хватает времени, да и решать задания актуально уже после того, как учащийся «вспомнил» теорию?
Решением проблемы увеличения времени на решение практических заданий в БОУ г. Омска «СОШ№ 110» стала концепция смешанного обучения, а именно модель «перевёрнутый класс».
Идея «перевёрнутого класса» заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого преподавательский состав БОУ г. Омска «СОШ № 110» изменил содержание домашней работы и работы на уроке. Теперь для работы дома ученикам предоставляется учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете, доступ к электронным ресурсам для повторения теоретического материала. На учебном же занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений. Таким образом, дома у учащегося появляется возможность в удобное время работать в удобном для себя темпе, а на занятии – возможность разобрать практические задания вместе с преподавателем.
Испытав модель перевёрнутого обучения мы пришли к выводу, что данная модель обучения как нельзя лучше отвечает требованиям итоговой аттестации, вписывается в систему подготовки к ЕГЭ. Нами были выделены плюсы такой модели обучения:
- Объяснение нового материала (теории) дома.
На экзамен выносятся вопросы в рамках школьной программы, т.е. то, что учащиеся уже прошли. Поэтому дома они фактически повторяют изученную ранее тему, обращая внимание на важные, ключевые моменты благодаря грамотно подобранному материалу. Практика на занятии, таким образом, ложится уже на подготовленную почву.
- Применение ИКТ повышает активность учащихся на занятии, мотивированность к обучению в целом.
- Повышение самостоятельности, возможность использования разнообразных источников информации, пребывание в комфортном индивидуальном темпе способствует формированию универсальных учебных действий.
- Необходимость тщательной проработки каждого занятия, структурирования каждой темы, проектирование всего учебного процесса и системы контроля позволяют прогнозировать результат обучения.
- Стимулирование профессионального мастерства, повышение мотивации и инициативы преподавателя
- Нахождение в одном информационном пространстве выводит отношения «преподаватель – ученик» на совершенной иной уровень, дает возможность общения с позиции сотрудничества.
Говоря о практической реализации перевёрнутого обучения необходимо отметить и повышение профессионального мастерства и ИКТ-компетенций педагогов. Это не подлежит сомнению, так как для применения технологии перевёрнутого обучения необходимо проработать план курса, разработать сценарий каждого занятия, отобрать программные и технические ресурсы для организации обучения, подготовить или создать видео-материалы для изучения и инструкции к ним, разработать систему контроля и оценивания, создать тестовые и контрольные задания, используя различные интернет-сервисы.
Таблица 1. Перевернутое обучение в системе подготовки к ЕГЭ
Этапы | Ученик | Учитель | Сервисы | Место проведения |
Введение в тему занятия
|
|
| Доступные ресурсы | Дома |
Актуализация знаний по теме |
|
| Mindmeister, Popplet, Облака слов Tagul, Wordle.net. | Дома |
Усвоение знаний по теме | Выполнение тренировочных заданий |
| LeaningApps, | Дома |
Первичная проверка понимания | Выполнение теста для самоконтроля по вопросам темы |
| LeaningApps, Google Form, Kahoot, QR коды, Zaption | Дома |
Применение знаний и умений |
|
| Kahoot, Socrative, Flisti, Strawpoll, Quizizz | На занятии |
Контроль усвоения и рефлексия |
|
| Google Form | Дома |
Подготовка к итоговой аттестации в своих классах в режиме перевёрнутого обучения я начала в 2015 году. Конечно, рано делать окончательные итоги, но предварительные результаты нас вдохновляют продолжать работу в данном направлении.
Вот некоторые данные, полученные из опроса учащихся и родителей:
- Вырос интерес к обучению, мотивация среди учащихся на 65% (с 23,5% до 88,7%).
- Возросла активность учащихся в обучении, обсуждении процесса и результатов обучения.
- Положительное отношение со стороны родителей – почти 100%.
- Процент выполнения практических домашних заданий (по сравнению с 2014-2015 учебным годом) увеличился на 37% (48% — 85,4%)
- Качество выполнения домашних заданий
на 01.09.15 | на 01.05.18 | на 01.05.21 |
56% | 68% | 79% |
Основываясь на этих данных, можно сделать вывод, что применение перевёрнутого обучения в системе подготовки к итоговой аттестации повысило заинтересованность и сплотило всех участников процесса.
Те процессы, которые мы наблюдаем в течение учебного года, побуждают нас совершенствовать технологии и методы подготовки к ЕГЭ и «переворачиваться» дальше.
Список использованной литературы:
- Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fipi.ru
- Курвитс М., Курвитс Ю. Модель «Перевернутый класс». Что переворачиваем?» журнал «Управление школой». – 2014. – № 5-7.