Век живи — век учись! или экспресс — решение одной психологической задачки
Добро пожаловать на мини-сеанс психологического консультирования. Для начала попрошу закрыть глаза и … погрузится в мир образов и представлений. Рисуйте на своем внутреннем экране картинки, о которых я вам буду говорить, почувствуйте их на уровне эмоций, тела, состояний.
«Вы лежите на диване, мысли медленно накатывают на пересохший берег сознания, тело расслабленно, состояние неги и комфорта. Раздается телефонный звонок, ваш близкий друг рассказывает вам потрясающую новость, и знаете о ней только вы вдвоем. Берег сознания стал усиленно омываться мыслями, тело окрепло, эмоции оживились. Но, увы, вы не можете выйти из дома, да и телефон работает на прием.
Опять звонок, и вы узнаете подробности. Ваше тело не может больше лежать, вы начинаете ходить из в сторону, мысли роем кружатся вокруг новой информации, вы начинаете издавать эмоциональные возгласы, настроение повышено, вы горите от желания поделиться с кем-то. Но…
Звонок. Судорожно хватаете трубку, узнаете мелкие детали этой новости. Вы уже не ходите, вы скачете. То размахивая руками вскакиваете на диван, то бежите к противоположному окну, периодами не осознавая, что происходит, все мысли сосредоточены вокруг последних новостей, выкрикиваете нечленораздельные звуки, разбавляя их словами. Вам жизненно необходимо поделиться этой информацией, вам жизненно важно присутствие другого человека»
Почувствовали, открываем глазки.
Теперь вопрос — Как вы думаете, каково живется человеку, постоянно пребывающему в этом состоянии, что он чувствует и что он делает? А, если он еще мал возрастом и неопытен?
Психолог, после наблюдения и беседы с таким ребенком скажет: «У вашего сына (реже у дочери) наблюдается 2, 5, 8 признаков гиперактивного поведения»; невропатолог, же после тщательного обследования вынесет диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
Родители ведут своё чадо к специалистам и потухшим голосом просят помочь в решении уже семейной проблемы.
По этому поводу мне нравится высказывание одного очень известного в творческих кругах нашего земляка: «Видишь проблему – переводи её в задачу!». Как вы знаете для решения любой задачи важно знать:
- условие – в нашем случае, ребенок с гиперактивным поведением и родители, спасающиеся успокоительными;
- алгоритм решения – узконаправленные действия родителей, специалистов;
- всё это, помноженное на большое количество любви – жизнь всё-таки.
Для понимания алгоритма решения, добавлю немного теории. Под гиперактивностью понимается такая картина физического и психологического развития ребенка, при которой наблюдается дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость. На первых порах корректировать одновременно можно только два признака, а вот в повседневной жизни требовать улучшения только одного. Если для вашего ребенка важно развитие внимания, его концентрация, произвольность, распределение, то уж постарайтесь при выполнении задания требовать быть внимательным, но при этом позволять прыгать, бегать, лежать вверх ногами, отвечать, не дослушав ответа и т.д. Упражнения по коррекции гиперактивного поведения можно в большом количестве найти на просторах Интернета и обязательно обратитесь к психологу.
Переходим к третьей составляющей в решении задачи, на мой взгляд, самой важной.
Осознание того, что здесь будет изложено, гарантирует вам скорейшие улучшения в жизни вашего чада.
Проанализируйте, честно ответив себе, на следующие пункты:
- Присутствует ли в жизни ребенка важное дело (хобби, секция, кружок), в котором ребенок чувствует свою успешность
- Наблюдаются ли у вас или вашего супруга(и) похожие, хоть и менее заметные формы поведения; при любом варианте ответа, следуйте формуле: «Меняя себя – мы меняем мир»
- Напоминают ли взаимоотношения между мамой и папой, поведение ребенка со сверстниками? Не забывайте, ваш малыш это четкое увеличительное зеркало ваших семейных проблем.
- Что для вашей семьи дисциплина? Ведь известно, что для любого ребенка с рождения важен режим дня, вначале как ориентир в пространстве и времени, затем, как умение правильно распоряжаться своей жизнью и соответственно регулировать эмоциональное и физическое состояние. Отсюда плавно вытекает навык самостоятельности — как умение и желание трудиться (сам убираю игрушки, сам делаю уроки, сам вешаю форму, сам мыслю, сам выбираю и проживаю свой путь)
В заключении… подсказки.
Всё что дается человеку имеет свой смысл. Вселенная одарила детей с гиперактивным поведением открытостью, любознательностью, общительностью, доверчивостью, позитивным настроем и желанием быть впереди. Хочется отметить, других детей мы осознанно ведем к этим составляющим успеха. Родители в ваших силах помочь ребенку расти, развивая в нем всё человеческое.
Литература:
- Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях/ И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова — М.: изд-во Института Психотерапии, 2001.-96 с.
- Лазебник Т.А. Современные аспекты диагностики и лечения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей. Методическоепособие/ Т.А. Лазебник, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов, А.С. Иова СПб: СПб МАЛО, 2002. — 48 с.
- Лохов М.И. Плохой хороший ребенок (проблемы развития, нарушения поведения, внимания письма и речи)/ М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, М.Ю. Рубин 3-е изд. — СПб: ЭЛБИ СПб, 2008. — 320 с.
Автор:
Барт Оксана Геннадьевна