Творческие задания на уроках истории древнего мира
Шатохина Дарья Викторовна
Учитель истории и обществознание
МАОУ СОШ №15, г.о.Балашиха, Московской области
Klio86@yandex.ru
На уроках, посвященных первобытности, учителя довольно подробно говорят о занятиях древнейших людей, об образе жизни, об отношениях, которые, по мнению ученых, существовали в человеческом стаде или в кровно-родственной общине. Меньше внимания как правило, уделяется вещам, сделанным в те далекие времена и известных нам не по гипотетическим реконструкциям. Между тем внимательное изучение тех предметов, которые были извлечены археологами из древнейших погребений или найдены на стоянках первобытных охотников, на местах первых земледельческих поселений, может придать большую убедительность рассуждениям учителя о ранних этапах развития человечества.
Демонстрируя на уроках изображения орудия труда, предметов домашнего обихода или многочисленные рисунки первобытных людей, мы помогаем школьникам увидеть не абстрактную модель общественного развития, а конкретные образы прошлого. Безусловно, изучение дописьменных периодов истории должно строиться на использовании иллюстративного материала, прежде всего фотографий, рисунков, дающим детям представление о мире вещей, окружавших первобытного человека. Разглядывая такие изображения и слушая рассказ учителя, школьники не только узнают, что такое вещественные источники, но и осваивают элементарные приемы извлечения из них сведений о людях минувших эпох.
Остановимся подробнее на теме «Искусство первобытных людей».
Занятие начинается с рассказа учителя об открытии в 1879 году так называемой пещерной живописи. Первым обнаружил ее испанский археолог Саутуола в пещере Альтамира. При первом посещении пещеры ученый нашел орудия труда древнего человека, несколько помещений, напоминавших жилище. Однажды вместе с ним в пещеру спустилась его маленькая дочь Мария. Сначала она испугалась, ей было страшно, но потом она отважилась забраться в самый дальний угол пещеры. Вдруг от испуга из рук девочки упала свеча и она закричала «Бык!».Возбужденная девочка тянула его на место открытия. Взглянув на потолок, археолог и сам пришел в сильное волнение. Это были бизоны. Словно живые смотрели они с потолка пещеры. Какими точными линиями обозначены контуры животных, как выразительны их силуэты!
Спустя несколько десятилетий во Франции обнаружили вторую пещеру с рисунками. К началу ХХв. Таких пещер на европейском континенте найдено было около полусотни. Свой рассказ учитель сопровождает презентацией, в которой показаны рисунки из пещер Альтамира (Испания), Ласко и Нио (Франция).
В беседе со школьниками рассматриваются вопросы:
- — Что можно сказать об этих изображениях?
- — Определите, гладя, на эти рисунки, какие животные обитали в те времена?
- — Просто ли было сделать такой рисунок?
- — Как вы думаете, откуда люди брали такие удивительно стойкие краски в те времена?
- — Какие орудия, на ваш взгляд, были необходимы, чтобы сделать изображение объёмным и рельефным?
Учитель, дополняя ответы учащихся, разъясняет, что краски природного происхождения делали из различных материалов и горных пород. Основу глиняных красок составляет глина-охра. Для изготовления рельефного изображения необходимы были острые и твёрдые орудия. Таких орудий, изготовленных из камня, в пещерах найдено не мало.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается выполнить изображение-портрет животного на кусочке «скалы» (взять тонированную бумагу в цвет земли или скалы).
Отдельным вопросом является сюжет о рисуночном письме.