Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАБОТЫ НАД УДАРЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАБОТЫ НАД УДАРЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Понятие «ударение» относится к числу фундаментальных программного курса русского языка в начальной школе. Овладение его содержанием необходимо не только, чтобы выработать навык грамотного письма, но для того, чтобы воспитать произноситльно-слуховую культуру младших школьников. В этой работе можно выделить три направления.

             Первое направление — формирование у обучающихся представлений об ударении и его роли в языке — начинается уже с первого класса. Дети знакомятся с такими терминами как «ударение», «ударный и безударный слог», ударные и безударные гласные», они знакомятся со знаком ударения.  Дети очень быстро усваивают знак ударения, но в силу своего возраста они с трудом овладевают содержанием самого языкового явления. Чтобы обучающимся было легче осмыслить лингвистический термин, можно уточнить значение понятных для них слов «удар», «ударить». Понятие «ударение» связано со значением глагола «ударить» (ударами обозначить что-нибудь, известить о чем – нибудь).  «Удар» объясняет и особое произнесение слога в слове: более сильное, длительное и громкое. Чтобы освоить понятие «ударение» в сознании младших школьников важно сформировать ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог – ударный гласный. Функция единства слова, выполняемая ударением, легко осознается учащимися. Произнося слова с неправильно обозначенным ударением, обучающиеся убеждаются в том, что именно ударение способно превратить слово в бессмысленный набор звуков и наоборот.

                    На этом же этапе обучающиеся знакомятся со смыслоразличительной функцией ударения. Дети учатся разграничивать слова, которые различаются ударением (кружки – кружки, пили – пили), также они учатся различать разные грамматические формы одного и того же слова (города – города, ордена – ордена). Обучающиеся получают представление о многофункциональности ударения.

                  Второе направление предполагает знакомство детей с основными свойствами ударения.

                  В русском языке ударение разноместное, оно не закреплено ни за определенным по счету слогом, ни за определенной частью слова. Более последовательно в начальных классах ведется работа над соотнесением ударения со слоговым составом слова. Для того, чтобы обучающиеся освоили свойство разноместности ударения можно составить специальную слоговую таблицу, где справа вставляется слог, который в слове может быть как ударным, так и безударным, сверху может ставиться карточка с безударным слогом, а снизу с ударным:

 

безударные слоги

 

ты

меч

цве

кро

тор

пар

стар

ударные слоги

  

Читая слова, составленные по такой таблице, дети совершенствуют такой важный компонент речевого слуха, как чувство ритма, у них формируется литературное произношение трудных слов, таких как «торты», «банты». При изучении темы «Состав слова» во втором классе осознание свойства разноместности применительно к морфемной структуре слова происходит в процессе  разнообразных заданий, например:

  1. Подбери слова к данным схемам
  2. Выпиши слова, в которых ударение падает

— на приставку

— на корень

— на суффикс

— на окончание

            Свойство подвижности ударения в русском языке усваивается младшими школьниками во время орфографической работы на уроках, и прежде всего, при изучении темы «Безударные гласные в корне слова».

            Задача третьего направления – это формирование умения находить и выделять в слове ударный слог.

              В русском языке ударный слог выделяется одновременно такими фонетическими средствами как сила голоса и большая долгота. Это необходимо учитывать при разработке приемов для формирования умения находить и выделять ударный слог в слове.

              Упражнения акцентологического характера должны проводиться с прочитыванием и проговариванием слов. Очень важно, чтобы проговаривание соответствовало акцентологическим нормам литературного языка.

 Образцовое озвучивание напечатанных слов гарантирует поставленный знак ударения.  Необходимо научить детей произносить трудные слова типа «щавель», «столяр», «инструменты». Можно практиковать тихое и громкое чтение таких слов с уже поставленным знаком ударения. Целесообразно использовать прием графического обозначения обучающимися ударения вслед за правильным озвучиванием слов учителем. При освоении акцентологических норм русского языка основные упражнения – это слушать и слышать звучащий образец и произносить вслух или про себя, следуя известному эталону.

                 В методической литературе по русскому языку выделяют несколько приемов работы над ударением в начальной школе:

— прием протягивания ударного слога;

— прием искусственного изменения места ударения в слове;

— отбивание, простукивание, похлопывание либо только ударного слога в слове, либо всех слогов с выделением ударного.

              Формирование умения находить и выделять в слове ударный слог является лишь началом работы по определению обучающимися ударения в слове.

             С особым интересом младшие школьники относятся к выполнению акцентологических упражнений в занимательной форме. Среди них стихотворения, кроссворды, ребусы и т.д. Их можно применять на всех этапах изучения ударения.

Так как рифма обеспечивает прочное закрепление детьми акцентологических норм, то первичное знакомство и закрепление норм ударения  устной речи эффективно осуществляется при выполнении упражнений на основе стихотворных отрывков.

Например, упражнение «Доскажи словечко»:

Цапля, важная, носатая

Целый день стоит как … (статуя).

                                                    С. Маршак.

Хоть я сахарной зовусь,

От дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я…(свёкла)

                                                            Н. Френкель.

 

         В начальной школе при работе над ударением можно использовать мини-кроссворды, требующие отгадки слов о его семантике. Они позволяют сосредоточить внимание школьников на произношении не более двух слов. Чтобы лучше запомнить акцентологические нормы для кроссворда нужно подобрать слова, совпадающие по ритмико – слоговой структуре.

 

1                                                                           2                    

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. По горизонтали: молодые люди (молодежь)

По вертикали: помещение для торговли (магазин)

  1. По горизонтали: дерево с пушистыми почками (верба)

По вертикали: снежная буря (вьюга)

        Важно понимать, что с фонетической природой русского ударения, его функциями и основными свойствами обучающиеся знакомятся и усваивают их на практике без глубокого теоретического обоснования в силу своих возрастных особенностей,   при выполнении упражнений, развивающих звуковую сторону речи ребенка.

          Комплексный подход к изучению ударения в начальной школе закладывает основу для совершенствования акцентологических умений обучающихся в дальнейшем.

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Борунова, С. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / С. Борунова, В. Воронцова, Н. Еськова. — М.: Русский язык, 2014. — 704 c.
  2. Лефельдт, В. Акцент и ударение в современном русском языке / В. Лефельдт. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 288 c.
  3. Резниченко, И. Л. Мой первый словарь русского языка. Ударение и произношение. 1-4 классы / И.Л. Резниченко. — М.: АСТ, 2013. — 224 c.

 

Автор:

Керлеп Е.Н., Тимофеева Т.В.


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть