Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОРАЗВИТИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОРАЗВИТИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Образование 21 века находится на этапе колоссальной модернизации и  совершенствования. Все объекты образовательного процесса вовлечены в этот увлекательный по своей природе процесс: с одной стороны педагог перевоплощается, изменяется его роль на уроке, с другой стороны ученик осовремененный веяниями в мире компьютерных и иных технологий. Однако требования к качеству образованности и обученности учеников предъявлялись и предъявляются исключительно к педагогу. В этой связи, специалисту необходимо знать не только свою предметную область, высококлассно  владеть методикой  преподавания своего предмета, быть достаточно образованным в близлежащих научных областях, быть осведомленным новостями общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике.

Уровень знания самого педагога необходимо постоянно взращивать. Важно отметить, что среди всего разнообразия курсов, семинаров, конференций, педагогу необходимо достаточное количество времени уделять саморазвитию и самообразованию иначе эффективность выше перечисленного будет невелика.  А. Дистерверг очень четко отметил в отношении самообразования следующее: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»[2, с. 12]

Что такое самообразование — это процесс самостоятельной познавательной деятельности. Педагогический словарь дает следующее определение этого понятия: «Самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни »[6, с.234]. В первом и втором случае мы обращаем внимание на слово самостоятельный процесс.

Как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, едва ли педагогу удается воплотить в жизнь этот процесс. Среди множества обязанностей педагогу чаще всего не хватает именно времени, достоверных источников информации или сильных стимулов для реализации этого самого процесса. Однако будет не лишним сказать, что у педагогов это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Все вышесказанное относится к внутренним факторам, препятствующим саморазвитию и самообразованию. Одновременно  есть еще и внешние факторы:  администрация школы, методические объединения и т.д. или предыдущий опыт, с неправильно выстроенным «маршрутом» самообразовательной деятельности, который не принес педагогу ничего кроме разочарования. Были допущены ошибки в организации процесса самообразования: отсутствие системности, неактуальная тема самообразования, формальное ведение дополнительной отчетной документации; несоблюдение этапов работы; отсутствие глубокого анализа и самоанализа проделанной работы и отсутствие алгоритма апробирования  наработанного материала. А иногда и отсутствие поощрения за проделанный труд.                     

Процесс самообразования реализуется с учетом определенных принципов:

— принцип непрерывности подразумевает, что успешность процесса самообразования реализуется только в непрерывном процессе;

-принцип целенаправленности структурирует процесс овладения новыми знаниями, определяет цель познания;

— принцип интегрированности;

— принцип преемственности[4, с.17].

На современном этапе методистами разрабатываются технологии организации самообразовательной и развивающей деятельности педагога. Какие бы подходи мы не встречали при подготовке этой статьи, мы проанализировали их и пришли к выводу, что ниже перечисленные этапы лежат в основе любой технологии организации процесса саморазвития и самообразования педагога.

Хочется отметить, что в какой — то момент своей профессиональной деятельности я почувствовала, что знаний полученных в университете далеко не достаточно, они уже не работают на меня, начинался творческий кризис. Чтобы избежать этого кризиса, не привести застойные явления «хронические», не потерять в себе педагога, я интуитивно задавала себе вопросы, записывала темы, которые меня волнуют, а потом организовала поиск нужной информации. Если находилось что-то, что меня вдохновляло, сразу же хотелось это применить на практике. Наверное, вам знакомо такое чувство после интересного тренинга по методике, когда хочется быстрее в класс и попробовать это самое интересное и новое со своими учениками. Падая и поднимаясь, я для себя выработала следующую схему «перезагрузки» себя, саморазвития и самообразования. Уникальность данной технологии имеет высокую практическую значимость и применима относительно любой области научного знания.

Перечислим все этапы технологии: установочный, обучающий, практический, теоретический, рефлексивно – контролирующий. Рассмотрим каждый этап подробнее.

Установочный этап без преувеличения самый важный. На этом этапе не только перед педагогом, но и перед  координатором вырисовывается много задач, которые необходимо решить и принять правильное решение, потому как от правильно выбранного направления самообразования зависит результат и успешность проделанной работы. На этом этапе происходит настрой на самостоятельную работу, выбор цели деятельности, исходя из научно – методической темы школы. Далее педагог формулирует свою собственную тему и вместе с координатором строит план действий и их последовательность.

На втором этапе педагог подбирает необходимую методическую, психологическую литературу. Хорошо, если педагог будет изучать передовой опыт не только отечественных, но и зарубежных ученых – практиков.

После того, как изучена литература по волнующей теме, начинается собственно практический этап, иными словами применение полученных знаний на практике. То есть педагогу необходимо пересмотреть структуру урока, внедрять новые приемы, технологии  в процессе преподавания своей дисциплины и отслеживать, а еще лучше регистрировать удачные и неудачные практики. Если к данному этапу вплотную подключаются методические объединения, методисты школы, то на этом этапе уместно начать экспериментировать. На данном этапе педагогу следует продолжать работу с литературными источниками.

Если педагогу удалось организовать первые три этапа, то после проделанной работы, педагогом, методистами и администрацией накопился материал, для обсуждения. На данном этапе хорошо организовать школьное методическое объединение, муниципальное объединение, на котором педагог делится своими наработками. Интересными могут стать творческие отчеты, посещения уроков и другие коллективные формы работы.

Заключительный, рефлексивно – контролирующий этап, организуется педагогом самостоятельно. Педагог подводит  итоги проделанной   работы, обобщает наблюдения, систематизирует и оформляет полученные  результаты. Самым существенным является описание проведенной работы, выявленных  фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение последующих действий.

Технология саморазвития педагога подразумевает: текущее и перспективное планирование, поиск  отвечающих цели  форм и средств усвоения и сохранения информации, совершенствование  методики самоанализа и способов обобщения своего и коллективного педагогического опыта, поэтапное  освоение методов поисковой и экспериментальной деятельности.

В конце концов, педагог будет способен сам разработать план своей самообразовательной деятельности, планировать ее сроки, подводить итоги, то есть выстраивать личный маршрут развития.

Обязательным условием является составление перечня литературы, поиск форм самообразования, а так же способов описания полученных результатов и ведение отчетности.

Следующим необходимым условием является разделение тем, которые целесообразно изучить, оформить их в виде карточек, тематических портфелей и что немало важно, ведение своего педагогического дневника.

В процедуре анализа, обобщения и подведения итогов проделанной педагогом работы, мониторинга результатов обязательно участие администрации школы.

Администрация школы должна систематически руководит работой по ведению методического кабинета, со списком литературы, планов, материалы передового педагогического опыта, материалы, собранные в период наставничества.

Подводя итоги всего выше изложенного, в первую очередь хочется отметить, что самообразование и саморазвитие педагога это  особый вид работы педагога, администрации и методических объединений. Очевидно, что только при одновременном участии этой триады возможно удовлетворение потребности педагога в признании через саморазвитие и самообразование. Все внешние силы должны быть направлены на то, чтобы самостоятельная деятельность педагога по развитию себя, совершенствованию педагогического стиля работы, совершенствования методики перешли в исследовательскую «пожизненную» потребность.

Логично закончить эту статью словами великого русского педагога У.Д. Ушинского:  «Учитель живет, пока он учится». На этапе информационной революции, изобилия источников информации, педагогу невозможно образовывать других, не развивая себя.  

                                                Список литературы

1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография — Волгоград: Перемена, 2001.-320с.: ил

2. Дистервег А. Избр. пед. соч. — М.,1956.-250с. 

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. – М.: издательский центр «Академия», 2002.-130с.

4. Личностное и профессиональное развитие педагога средствами изобразительного творчества Бондарева В. В.// Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество», 2006.№ 2.-С. 15-17.

5. Торгунская Н. Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций// Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение».№1.-С.23-24.

6. Педагогический словарь. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. и др. М.: 2008. — 352 с

7. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте развития отечественных теорий личности. — Ростов н/Д, 1995.-260с.

 

Автор:

Завтур А.В.

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

Снейл участвует в голосовании «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса» в номинации — бренд.

Будем очень благодарны вашей поддержке и вашему голосу за бренд СНЕЙЛ. Голосование здесь — https://vk.com/omskcpp?w=wall-69220503_3931

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть