Проектная деятельность в начальной школе как инструмент формирования читательских умений
Крутецкая Лидия Владимировна
ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» г. Ростов-на-Дону
Проектная деятельность в начальной школе как инструмент формирования читательских умений
* Чтение – вот лучшее учение /Пушкин А. С./
* Книга — великая вещь, пока человек
умеет ею пользоваться. /А.А. Блок/
Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это
надо и где, и как я могу эти знания применить.
/Н.А. Сейранова/
Проект — мой вклад в общую жизнь,
мое предъявление себя миру.
Россия всегда быласамая читающая страна в мире. Чтобы сохранить это прекрасное лидерство, совершенствовать читательскую грамотность, необходимо формировать и возвести в разряд «элитарных» умений читательские навыки и умения. Таким образом, очевидна важность формирования читательских компетенций уже у младших школьников.
Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Для того чтобы сформировать читательскую компетенцию у младших школьников, необходимо использовать различные формы работы, настраивающие детей на активное участие и решение проблемных вопросов, беседы-дискуссии, проекты, которые научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение, привьют любовь к чтению.
Чтение не для всех моих учеников становится добровольным и естественным процессом. А так хотелось, чтобы это свершилось. Тогда-то и родилась идея проекта, который привлек бы ребят к свободному выбору чтения, помог бы им пробудить интерес к этому процессу.
Задумываясь над проблемой утраты интереса, решила использовать увлечение
молодого поколения информационными технологиями, где подростки порой быстрее взрослых осваивают программы, чувствуют себя комфортно в виртуальном мире. Эта особенность нашего времени позволила направить естественный интерес в правильное русло: я объединила увлечение молодого поколения современными средствами информации и чтение.
Дать ученикам возможность открыть для себя по-новому мир книг, почувствовать интерес к чтению – вот задача моего проекта.
Каждый проект состоит из нескольких этапов: выбор темы; постановка цели и задач; гипотеза исследования; организация исследования; подготовка к защите и защита работы; рефлексия.
Стадии работы над проектом — это «пять П»: Проблема — Проектирование — Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь в исследовательскую деятельности, вселить уверенность в своих силах обучающихся. Роль учителя велика на первом и последнем этапах. От того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя значима, т.к. ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, получить новые умения и применить их в практической деятельности.
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе, демонстрируют понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализируют ход поиска решения, аргументировано излагают свои мысли, идеи, производят самоанализ успешности и результативности своей работы, вклад каждого участника проекта.
В своей работе я систематически использую проектную работу. И, как показывает мой опыт работы, опыт работы коллег, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения, является одним из самых эффективных уже в начальных классах. И его следует использовать! Проекты могут разнообразными, на темы, которые интересны и значимы для детей и в процессе обучения. Так, например, мы выполнили следующие проекты: «Вода и ее особенности», «Мы в мире чисел», «Ламинария и ее польза», «История денег», «Генеалогическое древо моей семьи», «История казачьего костюма», «Интересное о птицах», «Что за прелесть эти сказки», и т.д..
Приведу пример работы над проектом-исследованием по теме: «Н. Носов — один из самых веселых детских писателей».
Работа над проектом: 1) Выбор темы. На уроках литературного чтения, прочитав программные произведения Н. Носова, ребята отметили, что они очень смешные и добрые. На уроке была создана ситуация, во время которой возник спор о том, все ли произведения Н. Носова такие веселые и смешные. После бесед со сверстниками и взрослыми, не придя к единому мнению, было решено провести исследование по предложенным темам: «Произведения Н. Носова, «Н. Носов- один из самых веселых детских писателей». Актуальность темы была подтверждена 110 годовщиной со дня рождения писателя.
Была поставлена цель проекта: получить ответ на возникший вопрос, сделать анализ его других произведений, одновременно совершенствовать читательские умения и формировать интерес к чтению художественной литературы. Для ее достижения поставили задачи: изучить биографию писателя, прочитать новые произведения, составить собственные викторины по смешным эпизодам произведений, выполнить иллюстрации к веселым рассказам Н. Носова, найти конкурсы, посвященные Н. Носову и его произведениям и принять участие.
Всю информацию по теме юные исследователи фиксировали и сохраняли, указывая источник, откуда взята информация. В последствии всю собранную информацию дети структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее интересные и неожиданные факты, сопоставляли и делали выводы, готовились к защите проекта: изготовили поделки из соленого текста, иллюстрации, создали электронные «Викторины», «Пазлы», «Облако слов», «Кроссворды», «Мультимедийные интерактивные упражнения» (LearningApps) к произведениям Н.Н. Носова, сделали аудиозаписи выразительного чтения смешных отрывков из произведений, приняли участие и стали победителями во Всероссийской интеллектуальной викторине «Самый веселый писатель на свете» (АРТ-талант), с помощью учителя подготовили презентацию к проекту.
Далее состоялась защита проекта, где участники представили свои работы, подвели итоги исследования, сопоставив гипотезу и выводы, представили результаты работы над проектом. Материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, но главное, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.
Рефлексия проекта – заключительный этап способствует осмыслению учеником собственных действий, осознание сделанного, примененные им способы деятельности, участник проекта еще раз обдумывает, как было проведено исследование. По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что раньше не мог, а теперь могу?", "Кому я помог?". Все участники проекта получили удовлетворение от проделанной работы и приобретения новых знаний, чтения увлекательных рассказов Н. Носова. И такого результат мы смогли достигнуть с помощью метода проекта, он позволил выявить и развить творческие возможности и способности детей, научил решать новые нестандартные задачи, выявил их деловые качества.
Можно утверждать, что проект помогает ученику начать профессионально самоопределяться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы быть полезным, чем интересно заниматься. Так же, при работе над проектом учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям. И, конечно, проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело. А когда учащиеся видят перед собой конечный результат– вещь, которую сделали сами, вложили в него свою душу, то у ребенка поднимается самооценка, развивается его творческий потенциал. Учитель, в свою очередь, из традиционного носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности свои учеников.
И если смотреть в будущее, то ценится высоко именно умение творить, способность создавать что-то новое и мыслить креативно, пользоваться собственным воображением, а не плодами чужого. Чтение – одно из основных способов развивать эту способность.
Одним из направлений проекта стали видеосюжеты, поставленные и снятые самими ребятами по страницам интересных для них книг.
Подобная работа создает эмоционально-положительную мотивацию чтения в условиях информационного общества: это было увлекательно, а когда человек чем-то увлечен, он проявляет к этому особый интерес, в данной ситуации – интерес к детской книге.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам поэтессы М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жесткова Е.А. Цуцкова Е.В.// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
2. Кашкаров А.П. Чтение в средней школе. Как вырастить читающего челове-
ка. https://azbyka.ru/deti/chtenie-v-srednej-shkole-kak-vyrastit-chitajushhegocheloveka-kashkarov-ap
3.Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Санкт–Петербург, 2005г.
Крутецкая Лидия Владимировна