Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Особенности восприятия основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста

Особенности восприятия основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста

Щетилова Людмила Сергеевна

МБОУ «СОШ №27 г. Йошкар – Олы», учитель начальных классов

mila.s.1209@mail.ru

 

 

Особенности восприятия основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста

Федеральный государственный стандарт общего образования делает акцент на развитии личности каждого школьника, стараясь уделять активное внимание не только обучающим моментам, но и воспитательным технологиям, которые направлены на развитие личностных качеств и формирование широкого личностного потенциала. Такой подход обеспечивает не только коллективное развитие учеников по усредненному показателю, но и развивает каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

Однако, стоит отметить, что именно в соответствии с данным образовательным стандартом необходимо в корне пересмотреть социальную позицию ребенка по отношению к окружающему миру. На сегодняшний день ребенок (даже дошкольник) – это личность, которая имеет свои наклонности, определенный уровень восприятия и усвоения информации, а так же свою социальную роль и группу, в которой уже строит или только учится строить коммуникативные связи.

Одна из основных задач учебно-воспитательного процесса в современных условиях заключается не в накоплении учебной информации по отдельным областям знаний, a прежде всего в формировании готовности к самостоятельному нахождению способов познавательной информации, построению человеческих отношений, взаимодействию, общению, и уже на этой основе обогащению собственного запаса знаний и опыта. То есть среди задач в рамках современного образовательного процесса не только задача правильно подать информацию и какие-либо навыки, но и правильно замотивировать ребенка на самостоятельный поиск нужной информации. В таком варианте процесс обучения и развития личности проходит максимально эффективно – помимо полученных знаний и навыков ребенок приобретает еще и самостоятельность, уверенность в принятии решений в отношении того или иного повода. Соответственно, все инструменты ФГОС становятся максимально эффективными, так как проводится комплексная работа с каждым ребенком.

Что касается развития в таком направлении, как финансовая грамотность, стоит отметить, что в данном случае речь идет не просто о расширении информативной базы младшего школьника, а о формировании понимания социальной жизни в отношении построения финансовых отношений (пусть на первых этапах довольно простых). Особенности жизни в современном социуме требуют снижения возрастных границ для начала экономического воспитания и формирования финансовой грамотности школьников как фундаментальной базы для дальнейшего экономического образования, что является неотъемлемым условием успешной социализации в целом.

В условиях нашей социальной действительности дети невольно, начиная с самого младшего возраста, так или иначе, приобщаются к экономической сфере жизни взрослых людей, ищущих новые, необычные, a иногда и неприемлемые ранее подходы к межличностным и трудовым отношениям. Ребенок невольно оказывается в потоке разнообразной информации: ему трудно разобраться в тех явлениях окружающей среды, которые отражают сущность современной экономики. Отдельные негативные проявления в области экономических взаимоотношений могут пагубно сказаться на развитии личности ребенка.

По словам современных психологов и педагогов (Н. Грамма, A. Шатова, И. Стасова), основа для будущей успешной экономической деятельности человека закладывается в детстве [1]. Именно поэтому чрезвычайно важным является воспитание нового поколения, которое будет положительно воспринимать экономическую информацию, адекватно реагировать на общественные изменения, владеть навыками экономически целесообразного поведения. Соответственно, работая с младшими школьниками сегодня в данном направлении, возможно сформировать всесторонне развитую и грамотную личность, которая будет свободно ориентироваться во многих сферах.

В определении составляющих финансовой грамотности младших школьников мы опираемся на научные труды O. Козловой, В. Москаленко, которые выделяют в структуре финансовой грамотности три компонента: когнитивный, поведенческий и эмоционально-ценностный [3].

Когнитивный компонент ориентирован на общие знания о финансах, в том числе и экономические, которые дети осваивают в ходе социализации. Поведенческий компонент отражает образцы финансово-экономического поведения, которые ребенок усвоил в определенный возрастной период. Эмоционально-ценностный компонент представляет собой эмоциональное восприятие и отношение ребенка к финансово-экономической реальности. Составляющие процесса формирования финансовой грамотности, отражают изменения, происходящие в детстве.

Так, индифферентное, возможно, негативное отношение к экономической реальности под влиянием социализации, в частности воспитание, перерастает в положительное восприятие и ценностное отношение к финансово-экономической действительности. Отметим, что именно позитивное восприятие финансово-экономической реальности станет основой для дальнейшей экономической социализации[2].

Когнитивная и поведенческая переменные взаимообусловлены и взаимозависимы. Как без элементарных знаний невозможно финансово -экономически компетентное поведение, так и во время финансово-экономического поведения ребенок усваивает новые экономические понятия. Когнитивная переменная финансовой грамотности младших школьников характеризуется зависимостью осведомленности детей от сложности финансово-экономических понятий, ограниченной возможностью непосредственного ознакомления с его проявлениями в реальности.

Поведенческая переменная финансовой грамотности младших школьников зависит от того, какие условия создают взрослые для формирования потребительских и трудовых умений, воспитания положительного отношения к труду и экономики, от того, как воспринимает ребенок экономическую реальность. Негативное отношение не может быть основанием для успешной социализации, и наоборот, положительное — способствует развитию интереса и мотивации ребенка к участию в экономической сфере жизнедеятельности. Как видим, процесс формирования финансовой грамотности младших школьников носит стадиальный характер[3].

Заметим, что первичный экономический опыт детей формируется на начальном уровне именно в том числе в процессе формирования финансовой грамотности младших школьников: через наблюдение за действиями взрослых, попытки копировать их действия, общения со сверстниками, просмотра телевидения и тому подобное. Сформированный таким образом опыт пригодится для дальнейшего формирования опыта во время специально организованного процесса экономического воспитания. Чем опытнее ребенок в начале этого процесса, тем легче он будет осваивать новые знания и способы поведения в дальнейшем обучении. Но экономическое воспитание не может происходить вне экономической социализации и финансовой грамотности младших школьников. Как было указано выше, экономическое воспитание является частью экономической социализации ребенка, поскольку экономическое воспитание является специально организованным процессом, в отличие от экономической социализации, которая продолжается в процессе жизнедеятельности ребенка и охватывает почти все сферы жизни [1].

Формирование финансовой грамотности младших школьников с целенаправленным экономическим воспитанием обеспечивает приобретение ребенком экономического опыта и способствует реализации их главной цели — формированию экономической культуры.

Финансовая грамотность состоит из мотивационного, информационного, операционного компонентов. Эти компоненты невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Следовательно, необходимо организовать такую деятельность, в результате которой происходило бы комплексное формирование всех компонентов финансовой грамотности. Однако на данный момент стоит ряд проблемных моментов, которые пока обойти не удалось, если говорить о стандартном образовательном процессе, в рамках которого дети получают только поверхностные знания, опираться на которые полноценно крайне сложно. Также сложности в отношении формировании финансовой грамотности возникают, как ни странно, и со стороны родителей, которые полагаются на школу и школьную программу, не желая самостоятельно принимать участие в формировании информативной базы детей (что, к слову, приветствуется школьной программой). Перечислим основные проблемы и противоречия. Отметим, что проблема финансово-экономического воспитания детей младшего школьного возраста, содержит много противоречий:

1. Экономическая сфера жизнедеятельности является привлекательной для младших школьников, но в большинстве школ отсутствует специально организованный процесс экономического воспитания детей.

2. Родители считают необходимой подготовку ребенка к участию в финансово-экономической сфере жизни, но преимущественно считают ответственным за это только школу.

3. Отсутствует взаимодействие между педагогами и родителями с целью формирования финансовой грамотности детей.

Для устранения указанных противоречий в некоторых школах осуществляется работа по экономическому воспитанию, в рамках формирования финансовой грамотности, новых программ экономической подготовки младших школьников, авторами которых являются Л. Дрозденко Л. Кнышова, E. Курак, Н. Смелянская [3]. Во всех указанных программах авторы прежде всего обращают внимание на отбор доступных для детей школьного возраста знаний из области экономики и финансовой грамотности.

В школах осуществляется работа по экономическому воспитанию детей в рамках специально разработанных программ дополнительного образования для детей младшего школьного возраста, авторами которых являются Е. Крохина, Е. Лавренова, И. Липсиц, О. Рязанова, А. Самохина. Во всех указанных программах авторы, прежде всего, обращают внимание на отбор доступных для детей школьного возраста знаний из области экономики и финансов [4].

Серия занятий по экономическому воспитанию Г. Жадан и Г. Григоренко, в игровой форме не только раскрывает содержание основных экономических понятий, а также предоставляет возможность детям ознакомиться с типичными социально — экономическими ситуациями и попробовать самостоятельно выполнить элементарные экономические действия в условно созданной игровой ситуации.

Игровая деятельность младших школьников создает положительную финансово-экономическую плоскость для формирования финансовой грамотности, опирается на усвоенные знания из экономической сферы, формирует личностные качества, необходимые для успешной экономической деятельности, ориентируется на развитие корпоративных взаимоотношений детей. Использование разнообразных форм игровой деятельности предоставляет учителю начальных классов возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.

Процесс формирования финансовой грамотности младших школьников можно выстроить по двум направлениям. Во-первых, ребенок усваивает опыт предыдущих поколений в виде устойчивых финансово-экономических законов и понятий (через телевидение, игру с друзьями, родителями). Сформированный опыт является необходимым достоянием человека для ориентации и участия в финансово-экономической сфере жизнедеятельности. Во-вторых, элементарный финансово-экономический опыт ребенка формируется в разных видах деятельности и является результатом его собственной финансово — экономически целесообразного поведения. Это может быть наблюдение за экономическими  процессами, выполнение финансово-экономических ролей, участие в отладке простейших финансово-экономических взаимосвязей между людьми (обмен, продажа, покупка)[6].

Принципами организации образовательной работы по формированию финансовой грамотности детей являются следующие:

— принцип субъектности: направленность педагогического процесса на воспитание школьников как активных деятелей, где дети перестают быть объектами влияния и становятся участниками совместной со взрослыми деятельности;

— ориентации на ценности: формирование финансовой грамотности происходит через систему общечеловеческих ценностей и личностных качеств, необходимых для общения с людьми и успешной финансово-экономической деятельности в будущем;

— сознания: использование методов обучения, которые открывают детям возможность быть самостоятельными, активными, реальными субъектами процесса познания (творческие проекты, игровая деятельность, наблюдения и тому подобное);

— системности: рациональное, последовательное и целостное планирование познавательного материала, соблюдение логической последовательности во время его подачи;

— доступности: использование в образовательном процессе финансово- экономических понятий, доступных для восприятия младшими школьниками;

— целесообразности: направление усилий ребенка на достижение конкретной цели его деятельности, результатов, проектирование действий, изменение их в зависимости от собственных стремлений и конкретных обстоятельств;

— интегрированность задач экономического воспитания во все виды детской деятельности.

Для успешного результата важным является обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей [7].

Таким образом, основываясь на исследованном материале, можно сделать вывод, что высокий уровень финансово-экономической культуры обеспечивается усвоением финансово-экономических знаний через приобретение финансовой грамотности, формирование которой начинается тогда, когда обучающийся выполняет самостоятельные волевые действия, налаживает взаимодействие с другими субъектами социальной действительности и на этой основе усваивает определенные знания и осваивает умения. Это становится возможным уже в младшем школьном возрасте, когда дети начинают позиционировать себя в системе взаимоотношений благодаря игровой и учебной деятельности.

 

 

Библиографический список

1. Грамма, Н.Г. Педагогическое воздействие как средство обучения детей экономической грамоте / Н.Г. Грамма // Наука и образование — 2016. — № 5. — С. 25.

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 416 с.

3. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом [Текст ] / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова. — М.: Педагогика. — Пресс, 2002. — 118 с.

4. Курак, Е.А Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / Е.А. Курак — М.: Сфера, 2012. — 80 с.

5. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2019. 156 с.

6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. М.: Юрайт, 2019. 130 с.

7. Шатова, А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 8. — 46 с.

 

 

Щетилова Людмила Сергеевна

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть