Составление рабочей программы учителя на основе модульной технологии
Белая Светлана Михайловна
МОБУ СОШ №36, г. Таганрог, Ростовская область
Учитель математики
Составление рабочей программы учителя на основе модульной технологии.
Исходя из опыта работы, я выделила проблемы, которые встают перед учителем и учениками в старшей школе:
- класс формируется из разных, уже устойчивых групп;
- разный уровень обученности учеников 10 класса;
- меняются требования к обучению в старшей школе по сравнению со средней;
- одни ученики выбрали профессии, не связанные с математическим образованием, а другие заинтересованы в глубоких математических знаниях;
- ученики часто болеют;
- боязнь получить неудовлетворительную оценку
- не хватает знаний для изучения учебного материала, т.к. последовательность тем не всегда даёт возможность для полного понимания других тем;
- нехватка времени на изучение учебного материала в полном объёме.
Моя задача помочь десятиклассникам преодолеть трудности и построить процесс обучения таким образом, чтобы удовлетворить запросы каждого ученика. А также распределить учебные единицы в том порядке, чтобы обучение давало полную картину применения методов и приемов при решении заданий.
Поэтому мною была создана программа по алгебре и началам анализа для 10 класса.
Цель программы: организовать познавательную и самостоятельную деятельность учащихся, помочь им не только осознать роль математики в дальнейшей жизни, но и задуматься об осознанном выборе будущей профессии.
Задачи программы:
- создать условия для адаптивного развивающего образовательного пространства;
- формировать умение самостоятельного учения и самообразования;
- помочь ученикам изучить учебный материала в ходе активной деятельности;
- повысить познавательную заинтересованность обучающихся;
- развивать навыки самостоятельности и самоконтроля,
- развивать рефлексивные способности учащихся;
- развивать у обучающихся умения составлять план собственной работы;
- создать условия для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения;
- научить создавать собственную траекторию учебной деятельности;
- формировать критическое мышление;
- освободить учителя от чисто информационной функции в пользу консультационно-координирующей.
Для достижения поставленной цели я выбрала технологию модульного обучения, т.к. она позволяет удовлетворить в полном объёме запросы учеников и учителя.
Актуальность программы заключается в том, что структура и организация учебной деятельности обучающихся дает возможность каждому ученику принимать активное участие на уроке по мере его возможностей, выстраивать индивидуальную траекторию обучения, развивает познавательную деятельность учащихся.
Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает навыки рефлексии собственной деятельности. При модульной системе учебная деятельность структурируется, актуализируются аналитические, исследовательские и творческие умения обучающихся.
Модульная технология обучения позволяет обеспечить гибкость, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки, создает условия для развития мышления, памяти, творческих наклонностей и способностей обучающихся, повышает эффективность профессионального обучения.
Программа состоит из 4 модулей. Благодаря изучению модуля ученики добиваются конкретной дидактической, либо педагогической цели.
Модуль – это отдельный блок, содержащий:
- теоретический материал,
- тренировочные задания и лабораторные работы,
- инструкции и советы для обучающихся,
- работы для проверки знаний,
- ключи для самопроверки, либо взаимопроверки.
Принципы построения программы.
• Учебный материал делится на отдельные законченные блоки, логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью, такие как модуль «Степенная, показательная и логарифмическая функции», модуль «Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства», модуль «Тригонометрические формулы», модуль « Тригонометрические функции и уравнения». Освоение учебного материала происходит в ходе законченного цикла учебной деятельности.
• Данные модули можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.
•. Содержание каждого модуля адаптировано к индивидуальным запросам обучающихся. Гибкостьподобного решения базируется на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.
• Обучение основывается на осознанном отношении к процессу получения знаний. Ученики имеют возможность устанавливать для себя ближайшие и дальнейшие цели.
• Разработаны инструкции для обучающихсяся и есть возможность проводить индивидуальные консультации.
Программа позволяет обучающимся учиться самостоятельно, а учителю осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Модульная технология формирует удобный темп работы для каждого учащегося. Каждый обучающийся получает возможность определить собственные возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложит ему учитель. Использование принципа планирования парной деятельности учителя и обучающегося имеет огромную воспитательную значимость. Научить учащихся выполнять задание вовремя, значит научить их учиться ответственно.
Учитель имеет возможность организовать самостоятельную деятельность учащихся при работе с модулем. Для этого в продолжение занятия преподаватель контролирует учебный процесс, оказывает консультационную помощь. Следит за временем выполнения каждого учебного элемента и сообщает обучающимся о лимите времени.
Модули данной программы располагаются в определенном порядке, т. к. один модуль опирается на другой и без прохождения первого модуля невозможно изучение второго, а без прохождения третьего – изучение четвертого.
Формами организации учебного процесса являются: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные уроки.
Формы контроля:
Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.
После каждого модуля проводится трехуровневая контрольная работа в два этапа.
Основная цель двухэтапных контрольных работ – создать максимально комфортные условия при проведении контроля обученности и качества всех обучающихся и отдельно каждого ученика.
| Для ученика | Для учителя |
преимущество | Самостоятельное освоение учебного материала.
Психологическая комфортность на занятиях.
Работа с модулями осуществляется в определённом темпе.
Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке. | На уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся.
|
основные трудности | Временной дефицит при выполнении заданий.
Высокий темп выполнения заданий.
Не все обучающиеся умеют работать самостоятельно. Низкое и фрагментарное качество освоения учебных тем.
| Разработка материалов для модуля (комплект заданий, тестов, инструкций) требует больших затрат времени и сил.
Необходим высокий уровень профессиональной компетенции.
Материальные затраты на копирование комплектов заданий для каждого учащегося.
|