Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Школьный музей, как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Школьный музей, как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Алексей Карачевцев
Курская область, Большесолдатский район, с. Козыревка
МКОУ "Саморядовская СОШ",  учитель ИЗО

 Саморядовский школьный историко-краеведческий музей является активным участником образовательного пространства в нашей школе.        Возможности музея используются в трех направлениях: учебная, воспитательная и внеурочная деятельность. В музее проводятся занятия по внеурочной работе, обзорные экскурсии, мастер-классы, приуроченные к местным традиционным народным праздникам. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях, событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в мир прошлого.

            Большое место в музее занимает экспозиция «Интерьер крестьянской избы», где широко представлены предметы русского народного быта.  Большая часть оформления музея – это русская изба. На видном месте расположены прялки, ткацкий станок.

В музее функционирует русская печь.  В школе создана книга рецептов местной народной кухни. 

      Дети на занятиях по дополнительному образованию готовят в печи местные народные блюда по старинным рецептам. Изучают историю возникновения тех или иных блюд.

 

      Саморядовский устный народный календарь построен на основе церковных праздничных дат, каждый праздник относится к определённому времени и имеет своё место в календаре. В местном народном календаре нашли своё отражение не все христианские даты, а наиболее важные для данной местности, отмеченные сменой времён года, началом и завершением сельскохозяйственных работ и регламентирующих трудовую деятельность и отдых населения наших окрестных сёл. 

Особой популярностью  отмечены праздники: Рождество Христово, Колядки на Старый Новый  год, Крещение, Масленица, Сороки (Кулики), Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха, Красная горка, Моргоски,  Егорьев день (весенний престольный праздник с. Козырёвка),  Никола  Вешний (весенний престольный праздник д. Саморядово), Троица  (местное традиционное гуляние окрестных сёл «Левада»), Спас медовый, Спас-маковей, Михайлов день (осенний престольный праздник с. Козырёвка), Никола зимний (зимний престольный праздник д. Саморядово). 

В эти дни не работали.  Еду готовили к каждому празднику особенную: 

Январь

Рождество Христово. Накануне Рождества (сочельник) не ели ничего до первой звезды. Варили сочево или кутью.

 

Рождественская кутья

Варили постную пшённую, перловую, а позднее и рисовую кашу. Перед подачей на стол заправляли мёдом или конопляным маслом, сухофруктами.

Рождество праздновали широко, с большим изобилием блюд. Заканчивался долгий Рождественский пост (в нашей местности его называли Филипповским), к этому времени на подворьях вырастала живность: гуси, утки, поросята. Праздничный стол составляли в основном мясные блюда.

Самыми распространёнными были холодец и тушёное мясо.  

Холодец варили обязательно с косточками свиной и птичий. К холодцу натирали хрен на терке и добавляли квас. 

Квас делали из ржаной муки. Муку заливали, ставили в печь, запаривали, потом эту коричневатyю массу помещали в специальные деревянные кадки, где была налита теплая вода. Мука ржаная (после обработки в печи) становилась кисловатой, в кадке начиналось брожение, так как обязательно добавляли туда что-нибудь сладкое: сахар (если был), мед или кусочки сахарной свеклы. После брожения (до 3 дней) квас был готов. Квас просто пили или добавляли в холодец, а многие делали смесь: холодец помещали в блюдо, лили туда квас, сыпали хрен, перемешивали и все это ели со сладким пирогом.  

     Изучая предметы народного быта, дети знакомятся с жизнью и обычаями наших далеких предков. Пытаются понять и осознать, что же им дали их предки, как с течением времени менялась жизнь человека. Эта экспозиция является связующим звеном между прошлым и настоящим.

   В историко-краеведческом музее Саморядовской средней общеобразовательной школы представлена уникальная коллекция старинных костюмов, некоторым элементам костюмов более 200 лет. 

Саморядовский народный костюм является одним из вариантов южнорусского костюма, который чрезвычайно многосоставен.

В нашу коллекцию вошли: 

Девичий наряд – саян из сатина с летней холодайкой .

Крестьянский повседневный женский костюм.

Праздничный летний костюм: сарафан с газом, отороченный парчой и празументами.

Праздничный осенний костюм, в композицию которого входят шубка, кохта, головной убор — кокошник.

Варианты праздничного мужского костюма, который состоит из рубахи-пестряди, портков в серо-зелёную полоску, лаптей с онучами, хромовых сапог в более поздний период.

Повседневная верхняя женская зимняя одежда – зипун косоклинного широкого покроя из грубой овчинной шерсти, с головным убором тортовой шалью.

Зимний праздничный наряд в двух вариантах– крытая шуба, отороченная лисьим мехом, овчиная дублёная шуба. Головной убор больший и настельной платок.

Женский костюм более позднего периода конца 50 годов, который состоит из плюшевого жакета, так называемого – плюшка и клетчатой шали в зелёно-бордовую клетку.

    Обучающиеся школы неоднократно представляли коллекцию костюмов на уровне района и области. 

 Через изучение русского народного костюма происходит преемственность ценностей, воспитание скромности, простоты, духовности. Собранная коллекция, описание костюмов используется не только во внеклассных мероприятиях, но и на уроках изобразительного искусства, истории, литературы.

      Обучающиеся вовлечены в исследовательскую работу по изучению народных традиций и праздников. В школьном историко-краеведческом музее собран богатейший материал о праздновании «Левады» на Троицу.

    «Левада-праздник на траве, проходил летом на лугу между деревнями Саморядово и Будище. После праздничного Троицкого богослужения местные жители спешили на луг. С окрестных сел и деревень шли на Леваду молодые женщины в праздничных нарядах: в шубках с шелковыми поясами, в лучших завесках, в кокошниках и цветами на головах. «Девки» с разноцветными лентами в косах, молодые мужики и парни в хромовых сапогах, в шляпах со цветами. Женщины обувь берегли, до луга шли босиком, а уже там обувались. На лугу собиралось очень много людей. Каждое село танцевало своим кругом. Внутри каждого круга стояли свои музыканты: гармонисты, балалаечники, скрипачи, рожечники, кугикальницы. Начинали заводить кугикальницы, а затем включались остальные музыканты. Веселье продолжалось с обеда до захода солнца. Уставших музыкантов и танцоров сменяли другие, но игры и пляски были без перерыва. Пели песни: «Мальчик-кучерявчик», «Ковано, бушевано калясо», «За речкою огни горят», которые и сегодня звучат на возрожденной Леваде. Ближе к вечеру начинались кулачки (кулачные бои), бились деревня на деревню.  Их начинали маленькие ребята, а потом-ребята постарше, а уж после бились мужики. Злости в кулачных боях не было. Кто побеждал, тот гнал побежденных в сторону их села. Так продолжалось три праздничных дня: плясали, пели, бились».

 Материал используется при проведении тематических экскурсий «История села» и во внеурочной деятельности. 

     В нашем музее сложились традиции – каждый год отмечать православные престольные праздники, где дети поют фольклорные песни, готовят местные православные блюда, одевают старинные праздничные костюмы. Посетителями музея на эти мероприятия приглашаются родители, общественность.

    Таким образом, организация деятельности по изучению, возрождению традиций, обрядов несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно духовность, патриотизм, желание приносить пользу стране, стараться быть не только успешным человеком, но и быть милосердным, отзывчивым — является основой воспитательной работы нашей школы, в частности историко-краеведческого музея.

 

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть