Роль учителя в духовно-нравственном воспитании личности
«Если вы заглядываете в будущее на год вперед
– сажайте рис, на десять лет – сажайте деревья.
Если вы заглядываете на всю жизнь – воспитывайте человека»
Народная мудрость.
Учитель как Прометей несет свет и любовь, помогает, объясняет, делит с учениками горести и печали, радуется победам и огорчается, такое тоже бывает. Помогает закрепить в сознании ученика определенные духовные ценности, знакомит с общечеловеческими ценностями на всех без исключения уроках в первую очередь. Учитель ведет по жизни, обучает, воспитывает, направляет и может сделать то, что не могут ни министры, ни правители. Он может пробудить скрытые силы не только одного, нескольких детей, но и целого народа, даже человечества. Давайте вспомним Махатму Ганди, как через любовь, ненасилие произошло освобождение целой страны и сколько таких примеров есть в истории. Роль учителя трудно переоценить. Восточная мудрость гласит «Слово, идущее с языка, усваивается ушами, но слово, идущее от души, усваивается сердцем».
На мой вопрос в старших классах: Кто из вас, ребята, мечтает о профессии учителя? Тишина. Почему? Вспоминаю, как в детстве мы играли в школу и мечтали стать учителями. И стали ими. Учительница, учительница, желая привлечь внимание, робко дотрагиваются до меня дети первых классов и, ведь я сказала, как меня зовут, но так приятно слышать: Учительница! И глаза…. Глаза смотрят на тебя открыто, с надеждой и ждут ответа на бесчисленные вопросы. В этом году мне дали 5 первых класса. Какие любознательные, добрые и чистые глаза. Чтобы ответить на многие вопросы надо учиться, совершенствоваться не стоять на месте, стать примером нравственной чистоты и это обязательно. Важна, ой как важна, личность самого учителя! Я часто наблюдаю такую картину, делая замечания по поводу внешнего вида, учитель сам не имеет должный вид и ничто не убедит ученика в обратном. Именно через личный пример идет процесс воспитания. Дети сразу почувствуют, если говоришь одно, а делаешь другое. Роль учителя быть носителем общечеловеческих ценностей и человеческих достоинств, нравственной чистоты и любить детей. Учительница, учительница? Как жаль, что это только на первых уроках… «Совесть, благородство и достоинство — вот оно святое наше воинство» — пел Б.Ш. Окуджава «Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь» Посмотри в глаза ребенка и улыбнись. Как приятно отвечать на их вопросы! Они идут от души, о сердца, а глаза светятся. После урока идешь окрыленный, а урок пролетает очень быстро. «Душа ребенка не пустой сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь» Плутарх. Учитель огнем своей души может зажечь этот факел. Труд учителя кропотлив и ежедневен. Роль учителя в духовно- нравственном становлении личности огромна. Истинный учитель не равнодушен. Мы живем, пока чувствуем, любим и верим, пока наше сердце несет любовь и способно сострадать ближнему, а в душах нет равнодушия. Свет и тепло, свою душу несет учитель детям, как Прометей, прививает высокие духовно-нравственные ценности.
Как сказал философ, художник и как он сам себя называл «человек мира» Н.К. Рерих «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель, но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новые воображения и освободить скрытые силы человечества»
Автор:
Ныгметова М.М.