Роль семьи в первичной профилактике аддиктивного поведения подростков
Соломачева Галина Геннадьевна
ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Должность: Воспитатель
Эл. почта: solo1984gg@mail.ru
Тема профилактики аддиктивного поведения в последние годы стала не только актуальной, но и обыденной. Неуклонный рост численности детей, и
ежегодное омоложение контингента и злоупотребление «новыми» ПАВ говорит о масштабности данной проблемы.
По экспертным оценкам, общее количество «новых» ПАВ на мировом рынке
составляет несколько тысяч, что представляет собой серьезную угрозу здоровью подрастающего поколения, нации в целом.
Вещества, зачастую называемые «дизайнерскими наркотиками», «легальной,
травяной дурью» не попадают под международные меры контроля и с легкостью находят свое распространение и по всемирной паутине.
В целях противодействия этой стремительно возрастающей угрозе употребления ПАВ детьми возникает необходимость не только ужесточения мер контроля в законодательстве, но и в реализации наиболее эффективных способов профилактических воздействий с привлечением семьи (работой не только с детьми, но и с родителями).
Употребление спайсов, алкогольных напитков, наркотиков детьми, заключается не только в их массовом распространении, незаконном обороте, продаже несовершеннолетним и в болезненной тяге к ПАВ, сколько в неправильном воспитании.
Именно семья имеет огромный потенциал в предотвращении «знакомства» своих детей с психоактивными веществами, при условии соблюдения ряда правил и рекомендаций:
1. Установите эмоциональный контакт с ребенком.
Больше общайтесь и выслушиваете друг друга. Общение – это основная
человеческая потребность. Если ребенок испытывает недостаток общения, он обращается к другим людям, которые могли бы поговорить с ним. Родителям не стоит быть навязчивыми в силу специфики подросткового возраста. Они должны дать ребенку понять, что любят его таким, какой он есть. Вселить уверенность в то, что ребенок может им доверять, поделиться своими проблемами, успехами или неудачами, и Вы всегда его поддержите. При этом необходимо быть внимательным к переживаниям, чувствам ребенка, уметь выслушивать и слышать, что хочет донести до Вас подросток.
Обращайте внимание на настроение ребенка. Проявляете заинтересованность ко всему, что рассказывает, чем увлекается подросток. Важно создать благоприятный психологический климат в семье, избегать ссор, скандалов, идти на компромиссы и конструктивный диалог.
2. Относитесь к подростку, как к взрослому, а не как к «маленькому ребенку.
Безусловно, подросток стремится к реализации своей инстанции «Я-взрослый». Проверяет на прочность «правила жизни», предъявляет свои требования к взрослым, пытается вывести на эмоции, доказать свою позицию и «правду». Родителям, следует обговорить правила и обязанности, как взрослых, так и детей, обсудить санкциинаказания, которые должны быть справедливыми и обоснованными. Отношение к ребенку в виде указаний, поучений, неприемлемо, это лишь будет раздражать подростка. Следует поддерживать самостоятельность, доверять и верить в подростка.
3. Установите контакт, доброжелательные /дружественные отношения с
друзьями подростка; Как правило, впервые ребенок обращается к ПАВ в кругу своих друзей. Порой на это его толкает чувство единения, принадлежности к группе сверстников.
Родителям, в целях предотвращения и вовлечения подростка в круг друзей с асоциальной направленностью следует принять участие в организации досуга своего ребенка и его друзей, с учетом их интересов и увлечений.
4. Не забывайте об уникальности ребенка.
Помните, что любой подросток хочет чувствовать себя особенным, значимым и нужным. Поддерживайте подростка, радуйтесь его достижениям, хвалите, развиваете и поощряйте положительные поступки.
5. Родитель – пример.
Борьба с двойными стандартами. Важно понимать, что если родитель запрещает курить, пить, а сам при этом не является образцом, то он не имеет морального права воспитывать ребенка в этом направлении. Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей, их ценностно-смысловой сферы, прежде всего, должна базироваться на личном примере.
Роль семьи в реализации профилактических воздействий, очень важна, и в свою очередь, повышает эффективность проалкагольных, пронаркотических акций, мероприятий, при непосредственном взаимодействии со специалистами. Конечно, большинство родителей хотят обезопасить детей от внешних, социальных угроз(доступность ПАВ; активная деятельность наркодилеров; «зараженность» ближайшего окружения и группы сверстников; опасная и доступная информация в СМИ, реализация сбыта этих веществ через интернет-ресурсы; генетическо-биологические, возрастные, социальные риски), делают подростка наиболее уязвимым и повышают вероятность обращения к курительным смесям, алкоголю и наркотикам.
К тому же, отсутствие доверительных, гармоничных отношений, атмосферы
любви, понимания, искренней поддержки, нарушения функций семьи, эмоционального контакта и взаимодействия между домочадцами, является одним из главных условий, на пути формирования аддиктивного поведения детей. Деструктивные тенденции, кризис нравственности и бездуховности семьи, молодежи, общества, «бешенный» ритм жизни, занятость родителей карьерой, приводит к тому, что не каждая семья готова участвовать и реализовывать в профилактической работе «свой профилактический потенциал», в силу определенных причин и условий. Большинство современных родителей не затрагивают проблему курения, употребления наркотиков, спиртосодержащих напитков с детьми. И если такие беседы и
проводятся, они не влияют на решение подростка попробовать или не попробовать.
Памятка для родителей о том, как вести себя, если ребенок закурил:
1) Самообладание над своими эмоциями.
Спокойно побеседуйте с ребенком, объясните, что Вы не собираетесь с ним ругаться, просто хотите разобраться в ситуации, понять, почему ребёнок закурил. Не давите на подростка и «не запугивайте» наказаниями – это лишь усугубит или разрушит Ваши доверительные отношения.
2) «Уже не маленький. Бросай курить»
Не запрещайте, а разрешите. При такой тактике, многое зависит от родителя.
Относитесь к подростку как взрослому человеку, который несет ответственность за своё здоровье. Вместе проанализируйте «минусы» курения, и дайте понять, что выбор за подростком.
3) Проведите вместе антитабачную акцию
Распределите обязанности между членами семьи: кто ищет информации о курении; кто делает презентации и ищет видио-ролики; кто оформляет плакаты; кто придумывает лозунги и т.д.
4) Попытайтесь узнать, почему Ваш ребенок потянулся за сигаретой.
Не давите, излишне не проявляйте любопытство. Обращай внимание на фразы ребенка, возможно в них кроется причина, больше попытайтесь узнать круг друзей подростка.
5) Доверяйте и любите своего ребенка.
Ребёнок должен почувствовать, что Вы его друг, а не враг. Больше проводите времени вместе. Говорите, что любите его таким, какой он есть, целуйте, обнимайте. Ведь атмосфера любви, доверия, поддержки, помогает уберечь ребенка от приобщения и знакомства с ПАВ.
Главное оружие в борьбе с аддиктивным поведением – это «правильное воспитание» в семье. Конечно, специалисты должны проводить профилактическую работу не только с детьми, но и и с родителями, заниматься повышением их психолого- педагогической культуры и совершенствованием корректировкой; воспитания в семьях учащихся.
Роль семьи в первичной профилактике аддиктивного поведения детей одна из наиболее значимых, как в воспитании личности, формировании ее ценностно-смысловой сферы и индивидуально-психологических качеств, так и в защите ребенка от всех видов социального влияния, прежде всего от зависимости от ПАВ. Это вопрос не только сохранения здоровья ребенка, но и его будущего.
Литература:
1) Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической
реабилитации [Текст] / Л.М. Крыжановская. — М., 2005 – 156 с.
2) Проблемы психологии современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И.
Фельдштейна. — М., 1982. – 128 с.
3) Симатова О.Б. Первичная профилактика злоупотребления ПАВ у подростков:
Чита: ЗабГГПУ, 2005 – 152 с.
4) Шереги Ф.Э. Наркоситуация в молодежной среде: структура, тендентиции,
профилактика. М.: Издательский Дом «Ген-Жер», 2003 – 400с.