Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность

Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность

А, вообще, все началось с… ежика. Мой отец принес его с леса, я кормила его молоком целую ночь, потом очень переживала, как он там один в лесу… А потом появились на столе рассказы о животных, затем энциклопедия о природе...

В старших классах я целенаправленно стала готовиться к поступлению в Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого на специальность «Биология».

Мой путь учителя начался не сразу: семь лет после окончания университета я проработала в Национальном парке «Валдайский» научным сотрудником, затем — инженером-экологом на газокомпрессорной станции в селе Зимогорье. Защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Оценка состояния окружающей среды в насаждениях в зонах промышленных выбросов с помощью растений-индикаторов» в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии имени С. М. Кирова.

Самое главное в жизни — я МАМА! У меня растет прекрасная дочь, которая радует меня своими спортивными и творческими достижениями.

С чего начинается мой школьный день? Я подхожу к школе, открываю дверь и слышу: "Мария Владимировна, здравствуйте!". С этого момента жизнь начинает наполняться приятными событиями, интересными встречами, разговорами, шумными переменами, совещаниями...

Я являюсь классным руководителем 7В класса. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю… Поэтому на уроках я стараюсь придерживаться высказывания: "Уча других, мы учимся сами".

Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна в современном обществе. В трех важнейших документах: Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Программе "Развитие образования и молодежной политики в Новгородской области на 2014-2020 годы" подчеркнута важность развития интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощи одаренным детям.  

Что такое одаренность? Индивидуальный дар или социальная реальность? Одаренный ученик — это тот ученик, который выделяется яркими, иногда выдающимися способностями.

Популярной идеей в современном мире стала идея "концепции человеческого потенциала" американского психолога Дзожефа Рензулли. Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: интеллект, творчество, мотивация.

Я активно использую на своих уроках современные педагогические технологии: критического мышления И. Б. Муштавинской, проблемное обучение Д. Дьюи, игровые технологии (деловые игры по Г. П. Щедровицкому), технологии современного проектного обучения С. Т. Шацкого.

Учебный материал лучше воспринимается, становится более доходчивым, если для создания игровой ситуации используется художественное слово.

Например: найдите экологические и биологические ошибки в следующих литературных произведениях:

1. Чуковский К. И. "Ох! Нелегкая это работа — из болота тащить бегемота!".

Бегемоты живут в реках, озерах, пресных водоемах.

2. Маршак С. Я. "А эта веселая птица — синица, которая часто ворует пшеницу..."

Синица питается насекомыми, в редких случаях, при отсутствии еды, питается семенами подсолнечника.

В качестве примера приведу проверочную работу на 15-20 минут с разноуровневыми заданиями по теме «Отделы растений» (6 класс):

1*Опишите строение папоротника на примере щитовника мужского. Перечислите известные виды папоротников.

2**Перечислите известные виды папоротников Новгородской области. Чем папоротники отличаются от мхов?

3***Почему папоротники относят к высшим споровым растениям. Ответ обоснуйте. Назовите известные виды папоротников на латинском языке.

Разноуровневый подход – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в разноуровневых заданиях на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы. Ведь дети все очень разные: одни творческие, другие не очень. Но каждый ребенок должен САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ.

Природа любит загадывать загадки. Вот обычное яблоко. Почему семена, находясь внутри яблока, не прорастают?

А вот и интересное растение-хищник — росянка. Зеленое растение, способное образовывать органические вещества и обеспечивать себя водой. Почему же она питается насекомыми? Чего же ей не хватает?

А попробуем ответить на вопрос: "Как углекислый газ проникает в лист?" Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза как процесса, способствовавшего созданию условий для выхода растений на сушу.

Одной из форм выявления и развития одаренных детей является проведение олимпиад, творческих конкурсов, фестивалей, конференций

При изучении в 5 классе темы "Бактерии. Многообразие бактерий" один из учащихся задал мне вопрос: " А могут ли грибы убить бактерии?" Вопрос заслуживает внимания. А ведь, действительно, пояснила я, используя слова знаменитого Илья Ильича Мечникова, "микробы против микробов". Этот закон стал прорывом в медицине. С помощью него Флеминг открыл вещество, которое назвали по имени гриба — пенициллин. Он убивает не только стафилококк, но и возбудителей дифтерии, менингита, воспаление легких и другие болезни.

Так, в процессе урока, неожиданно рождаются темы для будущих научных исследований. За семь лет работы в особо охраняемой природной территории мне близки методы исследовательского обучения в биологии.

Биология изучает живые системы с помощью различных методов. Вместе с учащимися, изучая объекты живой природы, я поняла: ЧТОБЫ ЗНАНИЕ СТАЛО ВАЖНЫМ ДЛЯ УЧЕНИКА, ОН ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ЕГО СОЗИДАНИИ.

Этапы урока-исследования:

— актуализация опорных знаний;

— демонстрация проблемного опыта;

— формулировка учащимися цели исследования;

— самостоятельная поисковая деятельность.

Элементы исследовательской деятельности применяю уже в 6-х и даже 5-х классах. Например, на уроке по теме: «Строение клетки» учащиеся с интересом рассматривают приготовленные ими препараты эпидермиса листа таких комнатных растений как сансевьера, каланхоэ, диффенбахия и многих других. 

Иногда для создания проблемной ситуации использую работу с понятием. Так, при изучении темы: «Внутреннее строение листа», спрашиваю: «Как вы думаете, почему распределение устьиц на верхней и нижней сторонах листовой пластинки зависит от условий обитания растений?» Высказываются мнения, что концентрация кислорода в воздухе несколько раз выше, чем в воде, и листовой пластинке выгоднее переместить устьица на верхнюю сторону, чем извлекать "скудный" кислород, растворенный в воде. Проблемный вопрос возникает и на следующий вопрос: «А как же дышат полностью погруженные в воду растения?».

Далее наступает этап выдвижения гипотез. Каждому хочется высказать свою точку зрения. При разнообразия возможных гипотез моя задача отобрать наиболее правильную.

Наступает этап исследования гипотезы. Очень ценно, когда учащиеся сами предлагают пути поиска ответа. В данном случае ребята предложили узнать, а есть ли вообще устьица у водных растений, то есть проверить лабораторным путем.

После того, как под микроскопом проведено исследование эпидермиса листа, прошу сравнить то, что получилось с выдвинутой гипотезой. записывается результат в виде краткого ответа.

Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии, а так же во внеурочное время, тоже является важным звеном в моей работе, которому я уделяю большое внимание. Без использования компьютера такая работа была бы ни совсем полноценной и наглядной.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где ученик может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой  выбор, результат труда. Работу над проектом организую в шесть этапов:

1. подготовка;

2. планирование;

3. исследование (в том числе и теоретическое);

4. результаты и (или) выводы;

5. представление или отчет;

6. оценка результатов.

На всех этапах организации и работы над проектом  важно участие как учителя так и ученика. Только активная и целенаправленная работа обоих сторон даст положительный результат.

В свою очередь  ученик  при создании проекта намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает  полученное с требуемым и  корректирует деятельность.

Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи. Проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый обучающийся может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Возникает вопрос: «А где же место ИКТ?». На 4-6 стадиях работы над проектом. Использовать информационные технологии можно, начиная с 5-го класса, т.к. к 5 классу обучающиеся уже достаточно хорошо знакомы с компьютером.

Результатами проектной деятельности обучающихся в 2016/2017 учебном году стали работы над следующими исследованиями: «Мстинская аптека», «Первоцветы лесного края (на примере отдельных территорий Боровичского района Новгородской области). Первая работа заняла 3 место в муниципальном экологическом конкурсе для младших школьников «Мир природы», в номинации "Живая аптека", вторая работа — 2 место в муниципальном конкурсе учебно-исследовательских работ школьников "Истоки" в номинации "Лес — источник вдохновения". Данные работы приняты к участию в первом туре Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского (2016-2017 года).

Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. С 2015 года на территории МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ действует экологическая тропа "Удивительное рядом". Знакомство школьников с растительным миром начинается именно здесь (весенняя растительность, осенние явления в мире растений и т. д.). Такие экскурсии дают основу для фенологических наблюдений, которые в дальнейшем ведутся учащимися самостоятельно.

В этом году, обучающаяся 7Б класса, нашла на экологической тропе "цветочные часы" — козлобородник луговой. Так возникла тема нового научного исследования.

Мною разработана дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Биоиндикация экологических явлений" предназначена для учащихся химико-биологических профилей, проходящая экспертизу на областном уровне в ГОАУ ДПО «Региональный институт профессионального развития». Предлагаемые в программе занятия содержат эксперименты, наблюдения, лабораторно-практические работы по изучению динамики сельскохозяйственных, городских и промышленных экосистем и их составных частей.

Обучающаяся 10 класса, Бильданова Арина, провела исследование на тему: «Реакция листа Populus tremula L. на загрязнение окружающей среды» и  подготовила отчет о своей работе. Работа заняла 1 место в областном детском экологическом форуме "Зеленая планета" в номинации "Экология воздушного бассейна".

Каждый раз, заканчивая свой урок, я вспоминаю Екатерину Андрееву, ведущую программу "Время". Она говорит такие слова "А как будут развиваться события, вновь покажет время", а я говорю детям: "А как будут  развиваться события в жизни растительного и животного мира, покажет следующий урок биологии. Я желаю вам всего доброго и до новых биологических встреч!"

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронина Г. А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Г. А. Воронина, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с. – (Работаем по новым стандартам).

2. https://aclic.ru/docs/sborniki/3sbornik.pdf

3. https://vnnews.ru/politic/55470-andrej-nikitin-nyneshnyaya-rabota-dlya-menya-samaya-slozhnaya-v-zhizni.html

4. https://www.pedopyt.ru/categories/19/articles/369

 

Автор:

М. В. Покашникова


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть