РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дети с задержкой психического развития часто не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций, или высокую степень педагогической запущенности.
Смысловое чтение – это чтение, при котором достигается понимание смысла и идеи текста, принятие информации. Цель смыслового чтения заключается в осмыслении полученной информации, максимально точном и полном понимании содержания текста, улавливании деталей, выполнении заданных практических действий.
Работу по формированию и развитию умений и навыков смыслового чтения нужно проводить систематично, с усложнением приемов и способов чтения от класса к классу. Обязательно нужно уточнять, понятен ли детям смысл некоторых слов. Это нужно для того, чтобы у детей сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо понять.
Важным остается то, что на ряду с формированием и развитием умения читать и понимать смысл прочитанного, у детей с задержкой психического развития необходимо развивать высшие психические функции.
В приведенном ниже конспекте коррекционно-развивающего занятия по развитию смыслового чтения показаны упражнения, направленные как на развитие зрительного восприятия, внимания, пространственной ориентировки, моторики рук, так и на развитие словесно-логического мышления.
Занятия по развитию смыслового чтения направлены на нивелирование и устранение отклонений и нарушений мыслительных операций у детей и, в конечном итоге, на успешную итоговую аттестацию учеников.
Коррекционно-развивающее занятие
с обучающимися начальных классов
«Развитие смыслового чтения у детей с задержкой психического развития»
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Цель: развитие умения читать и понимать смысл прочитанного.
Задачи:
Обучающие — Закреплять умение читать. Учить работать с текстом.
Коррекционно-развивающие — Развивать словесно-логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, моторику рук.
Воспитывающие — Воспитывать умение слушать, воспитывать патриотические чувства.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные уд: Умение слушать и вести диалог
Умение работать в группе
Познавательные уд Анализ
Установление причинно-следственных связей
Построение логической цепи рассуждений
Умение работать с текстом
Регулятивные уд:
Умение прогнозировать результат
Умение корректировать свое поведение
Личностные уд: Проявления желания продолжать учиться
Оборудование и раздаточные материалы: ИКТ презентация, раздаточный материал по количеству обучающихся: цветные карандаши, простые грифельные карандаши, листы бумаги с напечатанными заданиями, зеркала.
Список использованной литературы
- Канакина В.П. Дидактический материал по русскому языку для учащихся малокомплектной школы: Пособие для учащихся 1-2 классов трехлет. нач. школы. – М.: Просвещение, 1992
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: в 2-хчастях, часть 2 / О.Холодова – М.: Росткнига, 2016
- Высотская О.И. Салют — [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rustih.ru/olga-vysotskaya/
- Куликова Ольга, Конспект «Спасибо за победу», [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-spasibo -za-pobedu-472068.html
Ход занятия:
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие буду проводить я, меня зовут Наталья Васильевна. На нашем занятии присутствуют гости. Здравствуйте, уважаемые гости! Для начала я предлагаю вам, ребята, составить «Азбуку хороших слов»: давайте вспомним добрые, хорошие слова на букву «М», которые отвечают на вопрос «какой?» (мирный, мудрый, мечтательный, мягкий, модный, милый и др ) Время ~ 2мин
Выполняем упражнения ручной гимнастики «Перекрестные движения руками» (Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний) Под музыку (смуглянка) дети выполняют перекрестные координированные движения. Время ~ 2 мин
Артикуляционная гимнастика Комплекс основных упражнений: Улыбочка, чередование Трубочка, Бегемотик, Лопаточка, Трубочка, Горка, часики, лошадка (Зеркала) Время ~ 2мин
- Мотивация
Ребята, ответьте мне на такой вопрос: «Что такое Родина?» Предполагаемые ответы: наша страна; место, где ты родился. Да, именно так. Родина – это и место, где ты родился и это страна, где родились твои родители, прадеды. Родина – это наши города и села, леса и луга, реки, моря и горы. Молодцы! А что такое Армия (вооруженные силы государства, войско, группа солдат и т.п.)? Флот? (все торговые или военные корабли страны) Авиация? (все пассажирские или военные самолеты страны) Какие еще есть войска ? танковые, артиллерия, пехота, десантные.
В этом году 9 мая наша страна празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В 1941 году фашисты напали на нашу Родину. Но наша Армия, авиация и флот, наши солдаты победили их. А солдатами были наши деды и прадеды. И мы благодарны им за то, что Родина осталась нашей родиной, благодарны за наше мирное время.
«Ребята, что нужно уметь, чтобы знать все про нашу победу в Великой отечественной войне, про наших воинов-победителей, про всю историю?» читать Правильно, читать. И значит чем мы сегодня будем заниматься? Да, чтением. Мы будем читать. Но не просто читать. Я буду давать вам игровые задания. А как только выполните задание получите жетоны – буквы.
Раздаю ребятам задание. Время ~4 мин
- Основная часть
Упражнение «Слова рассыпались». [1]
Раздели на слова, поставь вертикальные черточки.
В г о р о д е б е р л и н е с т о и т о г р о м н ы й п а м я т н и к н а в ы с о к ом х о л м е с т о и т б о г а т ы р ь и з к а м н я с о л д а т с о в е т с к о й а р мии в о д н о й р у к е у н е г о т я ж ё л ы й м е ч э т и м м е ч о м о н с р а з ил в р а г о в ф а ш и с т о в в д р у г о й м а л е н ь к а я д е в о ч к а с п а с е ё с о л д а т о т г и б е л и у б е р е г о т ф а ш и с т о вв с е х н а с в е т е д е т ей г р о з н о с м о т р и т с о л д а т с в ы с о т ы н е с о б и р а ю т с я л и з л ы е в р а г и с н о в а з а т е я т ь в о й н у и н а р у ш и т ь м и р (По Л.Кассилю)
Предлагаю прочитать получившийся текст одному из детей.
Вопросы к тексту: Кому поставили памятник в городе Берлине? Где стоит богатырь из камня? Как смотрит солдат с высоты?
Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время ~ 5-6 мин
Упражнение «Кораблики». [2]
Прочитай и Выполни задание. (выполнение трехзвеньевой инструкции)
Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время ~ 5 мин
Физкультминутка «Салют» [3] Время ~ 1-2 мин
Вокруг все было тихо. | стоять прямо, руки опустить вниз |
И вдруг — салют! Салют! | руки поднять вверх |
Ракеты в небе вспыхнули и там, и тут! и там, и тут! | раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой |
Над площадью, над крышами, Над праздничной Москвой Взвивается все выше Огней фонтан живой. | приседания
поднять и опустить руки над головой 2раза |
На улицу, на улицу Все радостно бегут, | бег на месте |
Кричат: «Ура! », Любуются | руки поднять вверх, пальчики веером |
На праздничный салют!
| помахать руками над головой влево-вправо |
Упражнение «Игра «Данетки».
Прочитай, отметь верно (V) или неверно (Х).
- Летом много ягод.
- У голубя красная грудка.
- Дети любят играть.
- Мама постирала посуду.
- Над лесом пролетела стая куриц.
- У собаки родились щенки.
- Кабаны не летают.
- По полю скакал рогатый конь.
Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время ~ 3-4 мин
Упражнение «Геометрические фигуры».
Прочитай и выполни задание. (развитие пространственной ориентировки)
Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время ~ 5 мин
Упражнение «Найди меня».
Найдите среди этих букв слова, обозначающие эти картинки.
Обведи слово.
к | и | в | з | в | е | з | д | а | с |
ы | м | е | д | а | л | ь | ц | ф | л |
а | р | н | о | д | ж | м | у | о | с |
п | и | р | е | б | е | н | о | к | ю |
г | о | л | у | б | ь | ж | э | г | т |
к | в | о | в | ы | а | с | м | е | й |
ц | и | ф | ч | с | о | л | д | а | т |
п | р | о | л | г | х | ф | л | а | г |
Проверка правильности выполнения с опорой на слайд. Время ~ 5 мин
- Рефлексия
Вот вы собрали несколько жетонов — букв. Составьте из них слова. Что получилось? Родина, победа, чтение. О чем мы с вами сегодня говорили? Мы сегодня говорили с вами о нашей Родине, о Победе в Великой отечественной войне. А еще мы с вами читали. Мы с вами закрепляли умение читать и понимать смысл прочитанного. Молодцы! Мне было очень приятно с вами работать. Время ~5мин
Автор:
Курилова Н.В.
Учитель-дефектолог