Развитие мелкой моторики
В повседневной жизни мы часто слышим: «Все валится из рук», «Из рук вон (плохо)», «Легкая рука» и т.д., однако не задумываемся над глубоким смыслом этих поговорок и актуальностью проблемы. Во времена наших бабушек и дедушек дети воспитывались без определенных методик и педагогических технологий. И многие из них славились своим мастерством и умением: ткали, пряли, вязали, вышивали, плотничали, мастерили, строили. В то время вокруг подрастающего поколения «бытовых» упражнений было предостаточно. С улучшением качества социальной жизни у нас в повседневной жизни забываются многие домашние заботы: лепка пельмений, перебирание крупы, штопка, вязание, лепка из глины, игра в куклы, сделанные своими руками, шитье детских нарядов, плетение лаптей, изготовление свистулек из дерева, стирка белья вручную и множество других забот отходят на второй план.
На кончиках пальцев находится множество рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему, воздействующие на внутренние органы. Способность ребенка выполнять различные движения пальчиками и ладонями называется мелкой моторикой.
С младенческого возраста у малыша начинает развиваться мелкая моторика. Малыш сначала хватает предметы, затем начинает манипулировать ими. Способность выполнять различные манипуляции является основой для полноценного развития речи. Когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, начинает формироваться речь ребенка.
Тренировку пальцев рук можно начинать с 6-7 месяцев. Основное упражнение для развития мелкой моторики – это массаж каждого пальчика, каждой фаланги. С 10 месяцев с малышом начинают выполнять упражнения с пальчиками «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Молоточки», «Серенький зайка», «Кто самый сильный», «Моторчики», «Ладушки», «Улитка», «Уточка» и другие.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни широко используют всем известный метод: ребенка просят показать один пальчик, два, три и т.д. Дети, которые могут показать изолированные пальцы – это говорящие дети. Родители, наблюдая за малышом во время игры или во время творческой деятельности ( лепки, рисования, сбора мозаики, игры в строительный конструктор, перелистывания страниц книги) видят, как вместе с пальчиками двигается язычок.
Систематическое выполнение различных упражнений по тренировке пальцев рук является мощным средством для повышения работоспособности головного мозга, развития мыслительной деятельности, памяти, внимания, а главное – речи.
Мелкую моторику можно развивать в домашних условиях в ходе естественного выполнения различных бытовых действий:
— конструирование из кубиков домиков, башен, гаражей, забора и т.д. Дайте возможность ребенку работать сначала по образцу, потом по памяти;
- раскладывание и складывание сборных игрушек (матрешки, чашечки, пирамидки); составление составных предметных картинок. Сначала начинаем работать с двух картинок, затем увеличиваем их количество до 3-4. Ребенок сначала работает вместе со взрослыми, потом по образцу, затем по памяти;
— обведение контуров предметных изображений. Раскрашивание предметных рисунков карандашами, восковыми мелками. Работа с цветными красками;
— лепка из пластилина, глины, слоеного теста;
— собирание игрушек. Раскладывание их на свои места;
— вырезание по контуру различных предметов и фигурок. (Проблема многих детей, идущих в школу – у них не отработаны навыки работы с ножницами);
— застегивание и расстегивание пуговиц. Ребенок пытается самостоятельно раздеваться и одеваться. Завязывать шнурки;
— развешивать белье. Работа с прищепками. С учетом его возраста нужно натянуть веревочку (с учетом техники безопасности ребенка);
— уметь последовательно перелистывать страницы книг;
— доставать застрявшие игрушки из-под мебели;
— перебирание крупы и множество различных действий, которые ребенок сначала вместе с вами, а затем самостоятельно будет выполнять.
Родители должны быть рядом с ребенком помогать ему и контролировать. Не стоит забывать, что маленьким детям свойственно брать мелкие предметы в рот, закладывать в нос и уши (в детском возрасте знакомство с окружающим миром происходит через тактильные и вкусовые ощущения).
Различные физические упражнения также способствуют мелкой моторики: лазанье по гимнастической лестнице, висы, различные игры с мячом и т.п. Стоит иметь дома несколько мячей разных размеров и разной текстуры: большой, средний, маленький, гладкий, шершавый или с выступами. Родитель показывает ребенку как надо кидать или ловить мяч, забрасывать его в корзину (ведерко), катать по полу. Эти упражнения способствуют укреплению пальцев рук, ладони и всей руки в целом.
Дома, выполняя с ребенком различные упражнения, необходимо развивать обе руки, и правую, и левую. При работе правой рукой у ребенка развивается левое полушарие, которое отвечает за логическое мышление, изучение иностранных языков, анализ. При работе левой рукой у ребенка развивается правое полушарие, которое отвечает за восприятие искусства, творчество, фантазию, музыкальные способности, интуицию.
Развитие мелкой моторики в детском возрасте имеет большое значение в дальнейшей взрослой жизни, где потребуются четко скоординированные движения кистей рук, ладоней, пальцев. Зависит качество школьной жизни, его успеваемость.
Недостаточная подготовка руки на первых ступенях обучения в школе отразится на его успеваемости. Вызовет негативное отношение к школе, что может привести к школьной дезадаптации.