ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ
Понятие стимулирование познавательной деятельности в учебном процессе. Прежде чем раскрыть этот вопрос, необходимо, объяснить значение слова «стимул». В
словаре С.И. Ожигова слово «стимул» обозначает «побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь, для работы «Стимулировать». Дать толчёк к чему – нибудь.
Стимулирование как педагогический процесс исследовалось Л.Ю. Гординым, А.П. Кондратюком, З.И. Равнинным, в сфере обучения – В.П. Шуманом и Г.И. Щукиной. «Под стимулирование познавательной деятельности школьников в учебном процессе понимают проблему формирования познавательных интересов». (Г.И. Щукиной). По сути дела решение этой задачи связано с тремя вопросами; во-первых, содействовать наиболее полному отражению в сознании учащихся явлений науки, проникновению в их существенные взаимосвязи; во-вторых, на этой основе пробуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к знаниям, к учению в школе, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением не скользить по поверхности, а углубляться все более и более в процессе познания; в – третьих, необходимо отыскать такие средства, которые привлекли бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опиралась на опыт и интересы учащихся, на их ценные устремления и запросы, приобретала бы значительный эффект в совершенствовании учебного процесса. Перестройка отношений к знаниям, к изучению прежде всего на познавательном интересе школьника. Такие сопряженные с ним состояние личности, как интеллектуальная радость, радость «открытия», удовлетворенность собственной успешной деятельностью являются важными стимулами познавательного интереса.
Интерес к изучению (как, впрочем, и к любой деятельности) примет и развивается под влиянием общения, в котором происходит обмен информацией, осуществляется содружество, поддержка начинаний участников деятельности, создается благоприятный тонус отношений. Разработка вопросов стимулирования познавательных интересов учащихся в обучении полагает пути эффективности не только воспитанию интересов, но и учебному процессу в целом. И особо хочется остановиться на проблеме изучения методов повышения познавательной активности школьников.
Методы повышения познавательной активности.
Специальные исследования проводились Г.И.Щукиной и Н.Г. Морозовой. Они посвящены проблеме формирования познавательного интереса, показывает, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными мотивами:
- Положительных эмоций по отношению к деятельности;
- Наличием познавательной стороны этой эмоции;
- Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Одной из долговременных задач нашего общества является формирование нового
человека.
Формирование познавательных интересов учащихся является важнейшим фактором совершенствования современного обучения в условиях перехода на Госстандарт образования.
Происходящие в настоящее время в нашей стране совершенствование содержания образования, методов и организационных форм обучения направлено на то, чтобы подготовить выпускников средней общеобразовательной школы к работе в условиях компьютеризации и социального прогресса. Учительство видит свою задачу в том, чтобы воспитать такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями.
Современное промышленное и сельскохозяйственное производство нуждается в специалистах, имеющих широкую общеобразовательную и политическую подготовку и обладающих умением быстро приспосабливаться к технике и технологическим изменениям. А решить эти вопросы невозможно без формирования познавательных интересов учащихся. Но при этом необходимо учесть тот факт, что в ближайшее время в мире будут существовать две социальные системы, находящиеся давно уже в состоянии соревнования. И это соревнование все больше и больше становится «соревнованием мозгов», требующих подготовки людей, способных быстро усвоить последнее достижение науки и не менее быстро использовать их в меняющихся с ускорением технике и технологии. Здесь не поможет простая погоня за пятерками, которая зачастую ставится за хорошее выучивание уроков. Задача стоит более сложная, она состоит в том, чтобы в процессе овладения знаниями у школьников формировалась познавательная самостоятельность, чтобы они еще на школьной скамье познакомились с методами научного познания.
Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Овладение же системой ведущих знаний и способов деятельности возможно лишь при условии повышения уровня активности школьников в познавательной деятельности кроем того, активность в познании играет важную роль для формирования активной жизненной позиции личности.
Этим обуславливается актуальность исследования проблемы активности школьников в учении, формированию познавательных интересов в учении, выработки концепции и путей реализации принципа активности в обучении в целях дальнейшего повышения эффективности учебно– воспитательного процесса в школе.
Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления.
Большой интерес для меня представляют методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности (т.е. методы повышения познавательной активности учащихся).
Одним из методов повышения познавательной активности, которым я часто пользуюсь, является метод и входящие в него приемы создания эмоциональной ситуации. Остановлюсь на приеме создания на уроке ситуации занимательности введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. На уроках химии часто привожу примеры типа «Химия в быту», «Занимательная химия». Подбор занимательных фактов вызывает отклик у учеников. Побуждает интерес к предмету химии.
Ценным методом, который «поворачивает» нас к детству является метод познавательных игр, выдумка, фантазия. Игра, выдумка и фантазия используется как средства возбуждения к учению.
Из всех оптимальных и вкратце описанных мною методах повышения познавательной активности школьников, я остановлюсь на методу игры и романтике в процессе обучения.
Стимулирование познавательной деятельности учащихся средствами игры, фантазии, выдумки. Некоторые считают, что игра – это только забава, и нечего дескать, тут и думать все просто. Но игра – это один из сложнейших педагогических вопросов, от правильного решения которого зависит весь процесс воспитания и образования. Композиция определения игр, всегда различная в зависимости от обстоятельств, особенностей детей и коллектива, должна давать хорошую, общую наглядную в данный момент картину, как верно подобранные краски в определенном сочетании дают яркую, радующую глаз картину.
В.Н.Терский, О.С. Кель в книге «Игра. Творчество. Жизнь» говорят, что «мы много сегодня обязаны говорить об игре совсем не потому, что ставим её выше других средств». Разумеется, нет. Нас не может не волновать особенные отставания в вопросах игры. Ведь здесь, что ни вопрос, то неясность, сугубо личное мнение. Что дает та или иная игра? Каково сочетание её с учебником, трудом и другими видами деятельности детского коллектива? Почему надо играть? Способствует ли игра, а она всегда сопровождается выдумкой будоражит фантазию, лучшему усвоению материала пройденного на уроке? На эти вопросы можно найти ответ у А.Р. Арутюнова, П.Ч. Чеботарева, Н.П. Музрукова, да и мы тоже в этом их поддерживаем. Они отвечают: «чтобы жить и действовать в реальном мире, человек моделирует действительность». Игра – простейший и очень эффективный способ моделирования, поэтому она занимает важное место в системе обучения от детского сада до тренажера космонавтов. Игра – (романтика, фантазия, выдумка – составные её сопутствующие) – старейшая, и видимо, самая универсальная форма обучения. Даже взрослые люди самых серьезных профессии «приигрывают» наиболее ответственные ситуации своей деятельности. К игре мы обращаемся, например, когда планируем предстоящий важнейший разговор или когда анализируем причины какой-либо жизненной неудачи. Игровую ситуацию можно повторить любое число раз, изменяя условие и обстоятельства действий.
Игра рассматривает и как важное средство формирования единой мотивации, она имеет все основания содействовать развитию творческих сил, воображения, фантазии, оказывать влияние на их самоутверждение. Какими средствами игры я пользуюсь? Это и задачи, задания, ситуации, ребусы, шарады, кроссворды, защита рефератов, конкурсы, различные модификации игры в театрализованной форме, викторины, сказки.
Игра – упражнение входят непосредственно в состав урока, но занимает значительно меньше времени. Игра – упражнение не включает ни реальных действий, ни рассказа о воображаемом действий. Они направлены лищь на совершенствование определенных познавательных способностей учащихся. Игры – упражнения развивают память, восприятие, внимание. К ним можно отнести разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады.
Дидактические игры служат преимущественно углублению и закреплению урочного материала. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед школьниками что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения, организующий – определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, что и почему нельзя делать. Но самое, наверное главное в дидактических играх то, что они содействуют решению задач нравственного воспитания, развитию у ребят общительности. Дидактическая игра ставит школьников в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и требовательным.
Как мы все знаем после объяснения темы к концу урока работоспособность падает вследствие утомления. И в этот момент необходимо предложить детям поиграть и высокий уровень интереса будет обеспечен до конца урока.
После объяснения темя и закрепления ввожу в урок игровой момент (КР) и интерес учащихся повышается до конца урока, с которого после звонка они расходились не сразу. Из этого видно, что формирование глубоких и прочных знаний всегда неразрывно связано с эмоциональной активностью учащихся. Последняя в свою очередь обуславливает активность познавательной деятельности.
Время (мин)
_____________________________________________________________________________
5 10 15 20 25 30 35 40 45
В К Р
высокий N
средний
М
низкий
А
К сожалению, эмоциональная сторона процесса обучения еще недостаточна полно разработана в методической литературе и поэтому мы учителя стараемся разнообразить приемы и методы и именно этим стремимся «повернуться к детству», сделать для учащихся процесс обучения спокойным и радостным. А в этом, наверное, и заключается гуманизация школьной жизни. Чтобы повысить интерес к предмету сделать процесс обучения спокойным, ежегодно стараюсь менять формы и методы проведения уроков.
В 2001 году урок на тему: «Получение водорода в лаборатории, его физические и химические свойства проводила как урок- сказку, «Коррозия металлов», «Реакция нейтрализация» урок – путешествие.
Но не всегда весь урок я провожу нетрадиционно. Чаще после объяснения темы, чтобы не падала работоспособность учащихся я предлагаю учащимся поиграть, пофантазировать; учащиеся моментально преображаются; глаза у них заблестят, лица оживают. Чем же вызывается такое оживление? Тем, что существовавший в сознании у учащихся эмоционально – положительный заряд игровой деятельности возбудил их желание участвовать в игре.
С введением игры нарушается привычный рисунок урока. Работоспособность восстанавливается вследствие переключения учащихся на другой, необычный вид деятельности. Включение игровых действий, выдумки, фантазии в различных формах на уроках. Химии повысило активность учащихся, увеличился интерес к предмету, школьники стали больше работать с дополнительной литературой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Стимулирование познавательной деятельности учащихся с различными средствами в том числе игры, романтики, применение всех методов и приемов на практике будет содействовать решению важнейших проблем современной педагогической науки. Оно обеспечит:
— взаимодействие объективных и субъективных факторов учебно – воспитательного процесса;
— будет способствовать эффективности процесса усвоения молодежного социально – этических идеалов;
— активизирует духовно – нравственные и познавательные потребности юной личности в процессе школьного обучения и воспитания, превращает их в творчески инициативный субъект этого процесса;
— усиливает гуманизацию школьной жизни;
— развивает общественную инициативу, умение и навыки участия в общественной жизни, организаторские способности.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Г.И.Щукина. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. Просвещение.
2. Н.В. Терский, О.С. Кель. Игра. Творчество. Жизнь.
3… Щукина. Проблема познавательного интереса в педагогике. Педагогика 1971г. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении». М.Просвещение. 1984г.
Автор:
Гаер И.А.