Профориентационная работа в начальной школе
Каждый ученик рано или поздно сталкивается с проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эту проблему решить довольно сложно, так как активной позиции в этом отношении у многих пока не сформировалось. Для обучающихся вопросы профориентации знакомы, но с какой стороны подойти к сознательному их решению, не все представляют. Уже в начальной школе важно не упустить ни минуты и вовремя заинтересовать детей предстоящим выбором профессии. Хорошим подспорьем станет большое количество кружков, дополнительные занятия по интересам.
Цель профориентации в начальной школе — расширение знаний о мире профессий и создание интереса к знаниям и миру труда.
Задачи:
• Повышение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослыми.
• Знакомство детей с различными профессиями;
• Развитие мотивацию к работе через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.
• Развитие творческих возможностей ребенка, интереса к различным профессиям.
Профориентация по предметам
Исходя из возрастных и психологических особенностей младших школьников, с первого класса необходимо провести работу по расширению кругозора детей о трудовой жизни, ознакомить с наиболее актуальными профессиями в промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания.
В начальной школе можно развивать интерес младших школьников к работе над взрослыми через учебные предметы.
На уроках русского языка дети узнают название профессии и ее значение: врач, директор, библиотекарь и т.д., учащиеся знакомятся с различными видами профессий. Они используют пословицы о профессиях: что посеешь, то и пожнешь. У врага лечись, а у много учись. Пастуху дремать, так стада не видать.
На уроках математики проводятся короткие беседы о профессии, в рамках ознакомления со смыслом задачи, а также демонстрации роли и важности этой профессии в жизни и деятельности людей.
Уроки окружающего мира вносят огромный вклад в решение задач профориентации. Например, проводятся "минуты синоптики", во время которых каждый из детей может попробовать сыграть роль синоптики. Или "журналистское расследование", где учащиеся выступают в роли журналистов, подготавливая сообщение на тему урока. Или экологи.
На уроках технологии при изучении разделов: человек — человека, человек — информация, человек — природа знакомились с профессиями: строитель, плотник, инженер, портной, модельер, кулинарный специалист, повар, официант. Они выполняли различные проекты, связанные с ценностями профессий.
Внеурочная профориентационная работа.
Классные часы
Тематика классных часов должна быть направлена на знакомство с разными профессиями: «Мир профессий», «Кем я хочу быть», «Профессии моих родителей», так же можно обсудить видеофрагмент, мультфильм, связанный по теме.
С удовольствием учителя используют такое направление как организация экскурсий. Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но и на практике. Например: в «Городе профессий», дети примеряют на себе выбранную роль- профессию, одевают специальный костюм и пользуются инструментами, принадлежащими этой профессии. Так же экскурсии могут быть организованы в библиотеку для знакомства с профессией библиотекаря.
Поездки учащихся на предприятия, фермы, заводы, музеи. Посещая музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода.
Игры
Деятельность по профориентации должна включать ролевые игры и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театра, инсценировки, цель которых — способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Например: "На какую букву профессий больше?", Кому принадлежат вещи? "
На неаудиторных мероприятиях учащиеся узнают о новых профессиях, пробуют себя в роли представителей различных специальностей, играют ролевые сцены, участвуют в конкурсах и проектах.
Мастер – классы
В начальной школе организуем встречи с родителями, профессионалами в разных сферах работы — специалистами ГИБДД (дорожная полиция рассказывает учащимся о своей работе и проводит с ними беседу о важности соблюдения Правил дорожного движения.), сотрудник МЧС (сотрудники службы не только рассказывают о своей работе, но и проводят практическую часть), медицинский работник (медсестра рассказывает, как оказывать первую помощь при различных заболеваниях, травмах, отвечает за качество приготовленной пищи в нашей школьной столовой, организует прививки детей, ежегодные профилактические осмотры как детей, так и учителей)
Активность самого обучающегося начальных классов можно увидеть в «Портфолио», арезультаты работы учителя можно увидеть в ВПР, когда ребенок, выполняя одно из заданий, должен узнать на фотографии профессию, т.е. человек какой профессии изображен, и рассказать, чем занимаются люди данной специальности.
Каковы нововведения в работе по профориентации с младшими школьниками?
Виртуальный кабинет профориентации — одна из форм инновационной организации работы профессиональной ориентации, она создана на сайте общеобразовательной организации как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом.
Виртуальный кабинет профориентации поможет ученику познакомиться с миром профессий; получить информацию об учебных заведениях; пройти профориентацию и психологическое тестирование; получать консультации по их индивидуальным психологическим характеристикам и тому, как их учитывать при формировании профессиональной карьеры.
Веб-квест – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого необходимы информационные ресурсы сети Интернет. Веб-квест (webquest) в педагогике — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Это означает, что учитель, составляя задания, подбирает информацию в Интернете, где можно найти необходимые материалы, давая учащимся соответствующие гиперссылки.
Чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора. Веб-квест можно использовать как на уроках, так и для организации неаудиторной, внеурочной и индивидуальной работы, при дистанционном обучении учеников.
Обучающиеся могут выполнять задания веб-квеста дома, работая в группе, в паре, а также пробовать себя в различных социальных ролях. Важно показать ученикам возможность многочисленных решений одной проблемной ситуации с точки зрения разных профессий. Задания веб-квеста обычно располагаются на сайте в сети Интернет, который можно создать как на личном сайте, так и используя современные Интернет-сервисы.
https://www.sites.google.com/site/terentevagugl/servisy-dla-urokov-i-proektov/primery-veb-kvestov
Выбираем нужную тему. Попадаем на страничку веб- квеста. Здесь дан план работы, и ученик должен выбрать из предложенных профессий одну- роль. Например: профессию историка.Далее попадаем на страницу с заданиями. Здесь дана инструкция, вопросы, ссылка на ресурс с информацией. После изучения темы и информации по теме, должен быть ответ или защита работы: это может быть презентация, газета, агитационный лист и т.д.
Геймификация — использование игровых элементов в процессе обучения. Геймификация отличается от других игровых практик тем, что игровые установки включены в систему действий субъекта с этой реальностью. По ходу игры ученик выполняет как образовательные, так и игровые задания. Например, образовательная задача — выучить таблицу умножения, игровая задача — заработать 10 баллов за выполнение письменных заданий и прохождение тестов для перехода на следующий уровень. При этом образовательные цели остаются приоритетными, а игровые цели призваны сохранить внутреннюю мотивацию к выполнению образовательных задач.
Из вышесказанного можно сделать вывод: чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.
Литература:
- https://infourok.ru/soobschenie-na-temusistema-rab...
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki...
- https://SchoolFiles.net/1773683
Автор:
Счастливцева Т.В.