Привитие учащимся интереса к урокам математики
Самойлова Лилия Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4, учитель математики
Samoilova2000Sm@yandex.ru
«Математика – царица наук». Поэтому важность данного предмета, как и прочем любого другого, необходимо подчеркивать на уроках, чтобы ребята понимали значимость данного предмета. Конечно, математика трудный предмет и дается не каждому. Что делать учителю в такой ситуации? Нужно постараться показать важность данного предмета, заинтересовать учеников и даже тех, кому этот предмет дается очень трудно, кто считает математику сухим, скучным предметом. Учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его психологическую особенность. Задача учителя на своих уроках создать благоприятные условия для развития детей, чтобы на уроке им было интересно, не скучно, чтобы в их глазах горел огонек. Если ребятам будет интересно на уроках, то учиться им будет легко и они будут с желанием идти на урок.
Ребята, которые с интересом занимаются математикой, очень радуют своих учителей. Задача учителя – пробудить интерес у учащихся. «Математика – царица наук». Все слышали эту фразу, ее автор немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс. И ведь действительно, нельзя представить себе какие-то открытия, сделанные в физике, химии, астрономии, биологии, географии, медицине и во многих других областях, без математики, без математических расчетов. Поэтому важность данного предмета, как и прочем любого другого, необходимо подчеркивать на уроках, чтобы ребята понимали важность данного предмета. Конечно, математика трудный предмет и дается не каждому. Ребята считают этот предмет не просто трудным, а порой и скучным. Я с ними соглашусь. Но некоторые ребята ленятся даже выполнять легкие математические вычисления,ссылаясь на трудность. Но дело здесь не в том, что ему трудно, просто ученик не хочет этого делать, он так решил сам. Поставил себе диагноз. Что делать учителю в такой ситуации? Наша профессия требует от нас, что бы мы были всегда жизнерадостны, энергичны и веселы. Учителя должны любить не только свой предмет, но и любить своих учеников, верить в их силы, что у них все получится. Вместе с ними радоваться их победам. Каждому правильно решенному примеру. Считаю, что кто не любит детей, тот не сможет быть хорошим педагогом, наставником.
Что создает благоприятные условия для развития у детей познавательной активности? Конечно, их психологическая особенность. Дети от природы очень любознательны, им нравится узнавать что-то новое. Задача учителя на своих уроках создать благоприятные условия для развития детей, чтобы на уроке им было интересно, не скучно, чтобы в их глазах горел огонек. Если ребятам будет интересно на уроках, то учиться им будет легко и они будут с желанием идти на урок.
На самом деле математика очень интересный предмет, в котором можно проявить свое творчество. Учителю необходимо учитывать то, что все ученики индивидуальны. Кто-то из ребят быстро схватывает новый материал, а кому-то нужно время, чтобы понять, все разложить по полочкам. В таком случае спешка не нужна.
После окончания начальной школы ребята приходят в среднее звено. Здесь все им кажется по-другому, все отличается от начальной школы. Многие теряются в этой большой семье. Согласитесь, что пятиклассник, прядя 1 сентября вновь ощущает себя первоклассником. Происходит знакомство с классным руководителем, а затем знакомятся с учителями-предметниками. И эта встреча очень важна для учителя. Каждый раз когда иду на первый урок к пятиклассникам чувствую особое волнение, ведь очень важно понравиться ребятам. А дальше в процессе работы постараться добиться взаимопонимания не только со всем классом, но и установить контакт с каждым ребенком этого класса. Что можно и нужно сделать, чтобы дети с большим желанием шли на урок математики. Как сформировать и направить их стремление к овладению знаниями?
Опыт показывает, что не все учебные предметы вызывают большой интерес у ребят. Поэтому я задумалась, как вызвать желание у ребят учиться, приходить на урок с желанием. Прочитала методическую литературу, постаралась проанализировать свои уроки и пришла к выводу, что чтобы пробудить интерес у детей к математике нужно привлечь внимание каждого ученика, постараться его заинтересовать, заставить его сосредоточиться. А дальше ученик начинает думать, размышлять, искать пути решения. А раз ученик размышляет, он запоминает этот материал и это вызывает у него чувство радости и удовлетворения. Ребенок понимает, что у него что-то получилось. Но это получается не всегда. Поэтому нужно постараться сделать так, чтобы ученик поверил в свои силы, не разочаровался в себе. Не получилось сегодня, сейчас, получится завтра, на следующем уроке. Очень важно создать такую обстановку на уроке, которая позволит ученику свободно размышлять вслух, не стесняясь остальных учеников. Свои усилия на уроках я направляю на то, чтобы ученик не терял веры в свои силы, не чувствовал, что у него что-то не получается. Стараюсь его похвалить. Обстановка на уроке такая, что ребенок свободно размышляет вслух, не стесняется сомневаться, отстаивает свое мнение, не боится своих неправильных ответов.
Ребенок должен идти в школу без страха перед «двойкой» и учиться не потому, что его заставляют учиться. Учеба должна вызывать у него радость познания, он должен понимать, что каждый урок откроет для него что-то «новое». Плохо, если ученик безразлично относиться к своим плохим оценкам. Многие из них уверены, что если они ошибутся, то на помощь им придут одноклассники или учитель. Такие ученики, к сожалению, есть и их становиться с каждым годом все больше и больше. Особое внимание уделяю слабоуспевающим ученикам, стараюсь формировать у них такие черты характера, как организованность, трудолюбие, усидчивость. Результат есть. К концу пятого класса ребята на уроках стали более раскованными, не испытывают страха в ожидании вызова для ответа, работают с удовольствием.
На уроках математики ребята решают задачи разными способами, анализируют материал, составляют и решают обратные задачи. Предлагаются математические задачи – занимательный устный счет, диктанты, самостоятельные работы с обязательной последующей проверкой и самопроверкой.
Так же, чтобы ребята шли на урок с желанием, чтобы было интересно, стараюсь провести уроки не стандартно, чтобы они не были однотипными. Применяю игровые формы проведения закрепляющих уроков. Я просто прихожу на урок и говорю: «Сегодня мы будем играть с вами». Удивительно, как одна эта фраза интригующе действует на моих пятиклашек. Даже если урок мало чем отличается от обычного, все происходящее на нем воспринимается как игра. Я объявляю, что приехал цирк и задачи из учебника задаю не я, а попугай. В своей работе широко использую такие формы ведения урока, как путешествие, викторина, встреча знатоков и др. Включаю материал из истории математики, ребятам очень нравится узнавать. Внимательно слушают учителя, с увлечением смотрят презентации, задают вопросы. Нравится им и самим готовится к таким урокам, добывают информацию из книг, помогает интернет. Применяю на уроках информационные технологии. Никогда не забываю, что все они должны быть вместе с учителем, а не вместо него, так как никакие современные электронные образовательные ресурсы не заменят живого слова учителя.
Психологи утверждают, что человек может успешно работать творчески в том случае, когда его психика обеспечивает баланс между способностями к восприятию как знаково-цифровой, так и образной информации. Именно поэтому наиболее интересно проходят и лучше запоминаются уроки, основанные на межпредметных связях. Приведу несколько примеров из опыта работы. Очень хорошо сочетаются математика и география:
тема «Масштаб» и «План и карта», «Виды и измерение углов» и «Азимут». Привлечь такой предмет как история на уроках математики можно в различных вариантах. Начиная от устного счета с использованием различных дат и заканчивая крупномасштабными проектами по обнаружению математических закономерностей в повторяющихся исторических коллизиях.
Выбирая формы ведения урока, учитываю возможности и активизации мыслительной деятельности учащихся, развития логического мышления, памяти, внимания.
На уроках стараюсь формулировки вопросов видоизменять, чтобы они не были однотипными. Это заставляет ребят мыслить, думать постоянно, быть внимательным и сообразительным. Такие вопросы требуют от учеников доказательства, чтобы дать правильный ответ, заставляет их размышлять на заданную тему.
При подготовке к уроку на первом месте должна быть занятость учеников на уроке, так же не маловажное значение имеет познавательная деятельность учеников и, конечно, на уроке нужно помнить о развитии их мышления.
В заключении урока стараюсь не забыть похвалить тех ребят, которые старались, но что-то у них не получилось или где-то они допустили ошибку. Это очень важно для тех ребят, которые не уверены в себе, малоактивны, но сегодня работали лучше, чем на предыдущих уроках. Ведь похвала вдохновляет ребенка, позволяет ему поверить в себя. Обязательно поощряю ребят, которые работают на уроках творчески, принимают оригинальные решения, находят нестандартные ответы.
Человеческий мозг, тем более мозг ребенка не выдерживает однообразия. Чтобы ученик полюбил математику, надо показать ее важность и ее красоту. Красота в математике – это и есть интерес к предмету. И если учителю удалось вызвать этот интерес, то половина дела уже сделана.
Математику можно сравнивать с драгоценным камнем, который хочется рассматривать со всех сторон, изучать эту красоту. Так и интерес к математике необходимо поддерживать неординарными подходами, нестандартными уроками, яркими примерами. Но не следует ребятам подавать их в готовом виде. Обязательно 100% успеха будет тогда, когда ученики будут сами делать «маленькие», но свои открытия, будут напрягать свой мозг в попытке отыскания нужного решения. Это трудно. Но результат того стоит. И еще хочется отметить, что какими что какими знаниями ты он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.