Приёмы словарной работы на уроках русского языка
Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике всё больше возрастает. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами, например, в таких словах, как: солдат, топор, помидор и др.
Сколько сил приходится тратить на то, чтобы каждый ребенок в классе усвоил правильное написание каждого трудного слова! Для этого недостаточно просто показать, как пишется, например, слово огурец и потребовать: «Запомните навсегда, в этом слове безударная гласная буква О!» Нет, слово приходится предъявлять не один раз. Вот и готовятся учителя к работе над одним словом из словаря не один день. Это использование загадок, стихотворений, толкование слов в «Словаре русского языка» С. Ожегова. И так с каждым трудным словом.
Одна из причин такого положения – не разработанность методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, и отсутствие научно – обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, её письменной формой.
В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:
- Активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
- Обучающий характер учебной деятельности;
- Регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Приемы обучения правописанию слов, непроверяемых правилами.
В процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую эффективность при работе с такой группой слов, чем изучение непроверяемых написание «в словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения.
Запись слов по алфавиту.
Знание детьми порядка расположения букв в алфавите учитель может использовать и в работе над словами с непроверяемыми написаниями.
Так, записав на доске вразбивку несколько слов с такими написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту.
Например: Калач, тетрадь, смородина, помидор, рассказ, иней, мороз.
По мере усвоения учащимися алфавита задания усложняются. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только по первой, но и последующих букв. Например: батон, билет, базар, береза, бокал.
Затем задания усложняются. На доске или других носителях даются слова: азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, графин, апельсин, помидор, автобус, горох, алфавит, погода, гараж, пирог. От учащихся требуется записать эти слова соответственно в три столбика строго по алфавиту. Дети записывают:
Автобус газета пакет
азбука гараж пенал
алмаз герой пирог
алфавит горох погода
апельсин графин помидор
Выборочный диктант
Целью данного приема является обучение учащихся умению находить слова с такими написаниями в тексте.
Методика проста. Учитель читает вслух текст, в котором встречаются слова непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают в нем слова с данными орфограммами. Например, читается текст рассказа В. Осеевой «Трусиха». Учащиеся записывают слова: девочка, собака, лопатка, песок и т.д.
В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова проверяемыми безударными гласными буквами, в другой – с непроверяемыми.
Например, прослушав первую часть рассказа И.Соколова – Микитова «Поздняя осень», учащиеся записывают:
Слова с проверяемыми Слова с непроверяемыми
безударными гласными безударными гласными
поля (поле) огород
срезают (срезать) картофель
тяжёлый (тяжесть) капуста
зеленый (зелень) кочан
грядами (грядка) морковь
краснеет (красный) ягода
алеют (алый) калина
В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными буквами, но и закрепляют правописание тех и других.
Выборочный ответ
Суть данного приема в том, что предлагая учащимся задание (упражнение, вопрос) учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный ( или полный), а остальные неправильные (или неполные). Учащиеся должны выбрать правильный (полный) ответ.
Например:
Слова | Ответы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Б…тон | А | О | А | О |
Г…зета | О | А | А | О |
Г…рох | О | А | О | О |
Проверив по словарю все ответы (лучше читать их сверху вниз), учащийся выбирает правильный, в данном случае ответ под цифрой 3: батон, газета, горох.
Другой пример:
Слова | Ответы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Ко…ектив | л | лл | л | лл |
А…ея | лл | л | л | лл |
Ко…дор | рр | р | рр | р |
Проверив по словарю написание данных слова, учащиеся выбирают ответ под цифрой 4: коллектив, аллея, коридор.
Группировка и запись слов по орфографическим признакам
Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Учитель дает слова с непроверяемыми безударными гласными буквами: планета, диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка, и предлагает записать их столбиками: в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной –а-, в другой — с безударной гласной –о- т и.д. В соответствии с этим учащиеся записывают?
А Е И О
Газета металл диван комар
канава теперь лимон командир
салют тетрадь сирень победа
Подбор однокоренных слов – других частей речи
При изучении и повторении частей речи полезно предложить учащимся задания на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям.
Чтобы закрепить написание удвоенных согласных, например, в словах металл, суббота, группа, учитель предлагает записать эти слова под диктовку, подобрав к ним родственные слова – другие части речи:
Металл – металлический, группа – групповой, группировать, класс – классный, классифицировать, суббота – субботний, рассказ — рассказывать и т.д.
Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами
Здесь имеются в виду слова типа территория – коридор (рр – р) и т.п.
Учащимся учитель предлагает написать на уроке две – три пары (под диктовку или с доски; в последнем случае интересующие нас согласные заменяются точками), сгруппировав их по наличию двух или одной согласных.
Учащиеся записывают, например:
рр р сс с
Перрон коридор касса трос
терраса директор масса матрос
территория капрон шоссе термос
Подбор и запись слов синонимов и антонимов
Одним из эффективных приемов словарно – орфографической работы является подбор учащимися слов, близких и противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися слов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами.
Например, учащимся предлагается работа на подбор и запись синонимов к существительным Отечество, метель, граница.
Учащиеся подбирают синонимы и подчеркивают в них непроверяемые гласные:
Отечество – Родина, Отчизна;
Граница – рубеж, межа, край, предел;
Метель – вьюга, буря, пурга.
Предлагаются аналогичного типа задания и на подбор антонимов. Например, при изучении глагола учащиеся по заданию учителя подбираю и записывают:
Работать – отдыхать, праздновать;
Мешать – помогать, пособлять.
Аналогичные задания могут предлагаться и при изучении других частей речи.
Составление предложений с данными словами
Этот вид работы используется в начальной школе достаточно широко. Он способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи.
Например, учащимся предлагается составить предложения со словами: абзац, класс, лагерь, матрос, режим, санитар. Учащиеся составляют и записывают предложения, например:
К каждому абзацу текста мы подобрали заголовок.
Мой брат служит матросом на подводной лодке.
В нашем лагере было весело.
Благодаря хорошей работе санитаров у нас в классе всегда чисто.
Сочинение по опорным словам
Близко к предыдущему виду работы стоит сочинение по опорным словам. Оно также может быть использовано в работе над словами с непроверяемыми написаниями.
Так, учитель предлагает детям написать сочинение на тему: «На вокзале», используя слова: багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.
Я живу недалеко от вокзала. По дороге из школы можно встречать и провожать поезда. Вот и вокзал. Загорелся зеленый свет. К перрону подошел поезд. Из вагонов стали выходить пассажиры. У каждого из них был какой – нибудь багаж. Дежурный дал сигнал. Поезд отошел от перрона. Скоро он превратился в маленькую точку, а потом скрылся за лесом.
Дописывание орфографических таблиц
Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован прием дописывания таблиц. Например, учащимся, начиная со 2 класса, можно предложить, пользуясь орфографическими словами, дописать такую таблицу:
А | О | ||
а | а-а | о | о-о |
абзац …. …. …. | карандаш …. …. …. | солома …. …. …. | огород …. …. ….
|
Подбор и запись слов с иноязычными элементами
Познакомив учащихся с некоторыми элементами слов, учитель может предложить задание на подбор и запись других слов с этими элементами. Например, в 3-4 классах после соответствующей беседы и разбора примеров учитель предлагает детям подобрать и записать слова с элементами авто-, колл-, грамм-.
Учащиеся записывают:
Автодорога коллектив грамматика
Автомобиль коллекция килограмм
Автостанция редколлегия орфограмма
Замена описательных оборотов словами – синонимами
При использовании этого приема учитель предлагает вместо описательного приема учитель предлагает вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной согласной.
Примерный перечень таких слов сначала может быть дан на доске (вразбивку).
Например, учащимся предлагается заменить отдельными словами описательные обороты:
Запись на доске может быть такой:
Описательные обороты | Слова |
Ящичек для ручек, карандашей
| Гербарий |
Коллективная поездка, посещение чего-нибудь
| Библиотека |
Собрание однородных предметов
| Пенал |
Собрание засушенных растений
| Коллекция |
Помещение, где хранятся и выдаются книги для чтения
| Экскурсия |
Дети выбирают из правого столбика соответствующие слова и записывают их рядом с описательными оборотами.
Применение «этимологического словарика»
слов с непроверяемым написанием
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте – этимологическая справка, где содержится информация о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например:
Малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый – «маленький»
Малина – малый – «состоящая из маленьких частей»
Однако, далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание.
Например, САПОГ – по внешнему виду верхняя часть сапога похожа на трубу, дудку. Не случайно, поэтому слово сапог образовалось от сапох – «труба, дымоход, отверстие в печи».
В ряде случаев исторический корень (приставка, суффикс) имеет графический облик, контрастный современному.
Например:
СТАКАН – слово заимствовано из тюркского языка. Первоначально достокань – стокан означало «маленькая деревянная миска».
Учитывая сказанное, целесообразнее использовать этимологические справки в работе лишь с теми слова, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, т.е. найти опору для запоминания их современного графического облика.
Опыт показывает, что планомерно применение названных приемов дает возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приемов.
При использовании описанных выше приемов учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.
Автор:
Ермаганбетова Р.Г., учитель начальных классов