Организация работы с текстом с применением приемов АМО
Выбор темы оправдан современными требованиями к предмету «Английский язык», а именно стабильный рост качества обученности, высокий уровень иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, успешная подготовка к ГИА. А структура экзамена предполагает текстовые задания. Ученик должен уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл, находить в тексте информацию, структурировать и преобразовывать текст, используя новые формы представления информации.
Однако, исходя из личного опыта, можно отметить, что такая работа с иноязычным текстом вызывает сложность у учащихся. Детям часто сложно выделить главную мысль, конкретные смысловые фрагменты и ключевые слова; проблематично составить подробный план текста или его конспект, выбрать заголовок, отражающий основное содержание. Непростым для учащихся также остается перифраз, бывает много ошибок в выборе правильного варианта из множества и верности-неверности утверждений.
В связи с этим нашей целью стало создание условий для эффективной работы учащихся с текстами на деятельностной основе.
Для этого нам была необходима новая методика, которая помогла бы решить вышепоставленные проблемы. И изучив литературу, для своей работы мы выделили АМО (активные методы обучения).
Лазарев Тимофей Васильевич принимает АМО за систему методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе самостоятельного освоения учебного материала, как комплекс приемов, которые строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации работы.
Приемы АМО эффективны, поскольку они мотивируют учащихся на активную работу. Процесс работы, организованный с помощью АМО, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Стандартные текстовые лексические задания и задания на понимание содержания проводятся в необычной интерактивной форме, а потому вызывают повышенный интерес у учащихся и стимулируют к активной работе.
Для организации работы с текстом в группах в этой методике наиболее эффективными являются следующие приемы, например, «Автобусная остановка», когда ребятам по очереди предлагается заполнить листы с тематическим содержанием, передвигаясь группой по воображаемым остановкам. Каждой группе поставлена задача – прочитав текст, записать на листе основную информацию по своей теме. Такой прием нацелен на формирование умения детально понимать прочитанный текст, и актуализировать свои лексические знания, обсуждать и анализировать тему.
При работе с приемом «Письмо по кругу» учащиеся поочередно пытаются восстановить содержание текста. Задание выполняется в письменном виде при условии полного перифраза текста оригинала. Подобная работа с текстом на уроках помогает расширить словарный запас, научиться гибкости выражения мыслей, когда высказывание можно перестроить на ходу, понять синтаксис английского языка и менять структуру предложений.
Используем такжеприем «Карусель», который ориентирован на формирование умения отличать основные мысли от незначительных деталей. Учителю необходимо подготовить различные источники информации: вырезки из газет и журналов, материалы из интернета, аудиотексты, видеофрагменты, статьи из словарей, энциклопедий. Каждый участник группы в течение 2 минут собирает информацию на определенную тему из предложенного источника и фиксирует ее, например, в буклет. По истечении времени учащиеся меняются по часовой стрелке и продолжают работу уже с новыми для них источниками, дополняя информацию в буклет.
Прием «Шпаргалки», иначе Mindmap, который направлен на развитие умения детально понимать прочитанный текст, систематизировать и логически распределять полученную информацию. Также этот прием помогает сводить большие объемы содержания к минимуму с целью последующего восстановления детального содержания прочитанного текста.
Для глубокого усвоения знаний учащимися и более полного осмысления содержания текста нам помогает индивидуальная форма работы. Здесь можем привести следующие приемы: например,"Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы и ответы по прочитанному тексту. На гранях кубика написаны вопросительные слова. Кубик передается кому-нибудь из учеников. Какой гранью к себе он его получит, с тем вопросительным словом учащийся ставит вопрос своему партнеру, который в свою очередь отвечает на него.
Следующий прием «Role Play» нацелен на развитие умения передавать содержание текста от имени героя. При таком приеме можно отработать навыки грамматических трансформаций глагольных форм и местоимений.
Прием «Три предложения» ориентирован на умение выделять главное, умение составлять план, конспект. Прочитав текст, учащимся необходимо сжато передать его содержание (тремя простыми предложениями).
«Знакомство с заголовком» ориентирован на формирование навыков вероятностного прогнозирования и поиск информации. Заголовок даёт начало диалогу с текстом, который организует всю работу в дальнейшем, сопоставляя его с содержанием текста.
В завершении хотим сказать, что приемы АМО мобильны, эффективны, универсальны, а главное, продуктивны. Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе позволяет обеспечить гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.
Литература
- Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога/ Т.В.Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012.
- Копилочка активных методов обучения/ И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев.
Автор:
Кетова Н.И., Руина М.Ю.