Организация подвижных игр и игровых программ с детьми дошкольного возраста
Сухова Галина Васильевна, инструктор по физической культуре
volga_kam69@mail.ru
Ангарск, МБДОУ детский сад №67
Актуальность активизации работы по подвижным играм с дошкольниками заключается в парадоксальной ситуации, сложившейся в последнее время. С одной стороны — игра является ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста (в том числе и в двигательной активности). С другой стороны, подвижные игры, особенно дворовые, уходят из жизни дошколят. Причиной тому является смена социально — экономических условий, коммерциализация систем образования и науки, перенасыщение информационных потоков, отсутствие условий для совершенствования игромастерства, приоритет интеллектуальных занятий — все это приводит к деформации игровой культуры и утрате игрового опыта как современных детей и подростков, так и взрослых организаторов игр. Пассивное наблюдение, доминирование шоу как формы, позаимствованное из телевидения, в ущерб активного проявления детского творчества, утрата дворовых и комнатных площадок для игр приводят к негативным последствиям — от пассивного свободного времяпрепровождения до проявления жестокостокости. (Н.Шуть "Волшебные ключи игромастерства")
Продолжая тему автора, я хочу познакомить вас со своим опытом организации игр и игровых программ, т.е. физкультурных праздников и развлечений с участием родителей и представить вам проект "Возвращение к истокам", построенный на русских народных подвижных играх. Почему именно русские народные подвижные игры?
В дошкольном воспитании просто необходимо использование многовекового опыта детской игровой культуры. На необходимость этого ради сохранения физического и психического здоровья детей настоятельно указывал ученый, врач-педиатр и педагог Е. А. Покровский. Значение русских народных подвижных игр в жизни современных детей трудно переоценить: играя, дети удовлетворяют свою потребность в двигательной активности, развивают свои физические возможности. Помимо этого русские народные подвижные игры несут в себе воспитательное, эстетическое и нравственное значение. А так же имеют мощный оздоровительный эффект.
Игровая культура – сложный вид деятельности. Она организованна по определенным законам и приучает ребенка подчиняться им — иначе желанной игры не получится. Воспитательное значение игры – приучить детей к соблюдению порядка. Ведь взрослая жизнь потребует от них соблюдения общественных законов и общественного порядка.
В русских народных подвижных играх ведущее место занимают поэтическое слово, художественный образ, эстетические и нравственные традиции русского народного (детского) творчества, т.е. игры, сопровождаемые считалками, дразнилками, песнями. Обращение, именно к этому типу детского фольклора объясняется тем, что современныедети в результате разрушения традиций устной детской культуры в наше время становятся в своих играх все более безголосыми, что отмечает составитель книг по народному фольклору М.Ю. Новицкая. Поэтому они утрачивают возможность научиться в игре согласовывать движения, внешние действия и внутренний смысл. Это является эстетическим значением игры.
Нравственное значение заключается в приобщении воспитанников к традициям родной культуры.
Оздоровительный эффект станет наглядным, если вспомнить три составляющие определения здоровья: "Здоровье — это физическое, психическое и социальное благополучие человека". Использование русских народных подвижных игр позволяет работать сразу по трем данным направлениям, что видно из выше сказанного, а значит улучшать психическое, физическое и социальное благополучие ребенка.
Цель проекта: Обогащение игрового опыта детей через приобщение их к традиционной русской культуре посредством знакомства с русскими народными подвижными играми.
Задачи:
1.Познакомить детей с русскими народными подвижными играми и с подвижными играми старшего поколения, а так же формами детского устного народного творчества: считалками, закличками, дразнилками, песнями, жеребьевками, используемыми в этих играх.
2. Развивать двигательные навыки и физические качества детей (быстроту, ловкость, координацию движений, ориентацию в пространстве и т.д.), организуя их участие в подвижных играх, а так же формировать пытливость и любознательность.
3. Воспитывать в детях патриотизм, бережное отношение к истории, культуре и традициям своего народа, своей семьи, прививать устойчивый интерес к здоровому образу жизни и занятиям физкультурой.
Ожидаемый результат:
Дети обогатят свой игровой опыт знаниями новых подвижных игр и будут применять его в самостоятельной игровой деятельности.
Дети получат адекватную физическую нагрузку и вместе с тем психо — эмоциональную разгрузку.
Дети заинтересуются игровым опытом взрослых в своей семье.
Дети с большим уважением и интересом будут относиться к истории и культуре своего народа.
Форма проведения: физкультурный праздник
Участники проекта: инструктор по физической культуре, дети, родители и воспитатели подготовительной группы №6.
Место проведения: музыкальный зал.
Предполагаемая продолжительность праздника: 40 — 45 минут
Реквизит: коробка, стилизованная под русский ларец, платок, жребий ( два шарика разного цвета), дудочка, два обруча, три синих мяча, три красных мяча, две гимнастические палки, покрывало, кольцо, блюдо с сушками, накрытое рушником.
Музыкальный материал: русские народные плясовые наигрыши.
Персонажи: ведущий, скоморох Тимошка.
Предварительная работа: сбор литературного и методического материала, разучивание с детьми устных фольклорных форм и подвижных игр, сбор игрового материала в семьях воспитанников; подготовка игрового реквизита и костюма, совместная проектная деятельность детей и их родителей, оформление зала, подготовка сюрпризного момента.
Реализация проекта:
Оценив актуальность данной проблемы, на пути решения сложившихся противоречий и в достижении поставленных цели и задач, мы приступили к работе над проектом «Возвращение к истокам». Выбрали тему и определили три направления в работе: работа с детьми, работа с их родителями и воспитателями. Затем распределили нагрузку по этим направлением м разработали план действий. В проекте приняли участие инструктор по физической культуре, дети, родители и воспитатели подготовительной группы №6. Воспитатели группы, познакомившись с целью и задачами проекта, активно включились в работу. В их обязанности входило доведение до родителей информации о начале работы проекта, закрепление с детьми подвижных игр, разученных на занятия по физкультуре, решение организационных вопросов с родителями в подготовке и проведении итогового физкультурного праздника и участие в самом празднике.
Для того, чтобы приступить к реализации проекта, нами была проведена подготовительная работа: сбор оптимального литературного материала по детскому фольклору (М.Н. Мельников. «Русский детский фольклор»), по русским народным подвижным играм (М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры», Е.А. Покровский «Русские народные подвижные игры»).
Из данных сборников мы отобрали устный и игровой материал соответствующий возрастным особенностям и возможностям детей старшего дошкольного возраста и приступили к ознакомлению и разучиванию этого материала. Дети познакомились с русскими народными считалками, закличками, дразнилками, хороводными песнями. При разучивании устных форм и знакомстве с подвижными играми, детям предлагалось предположить как, в какой ситуации была придумана игра, почему она сохранилась в памяти народа, чему она нас учит, что интересного можно узнать из нее. Обращалось внимание воспитанников на то, что все это много лет назад придумали сами дети и, что современные дети могут так же свободно фантазировать, экспериментировать и творить, создавая свои новые самобытные, неповторимые игры, которые могут войти в историю страны.
Дети с большим удовольствием принимали участие в предложенных играх, с огромной ответственностью выполняли задания по сбору любимых игр своих родителей и в работе над семейными проектами. Они были очень рады, что их работу не оставили без внимания, что собранный ими игровой материал был отработан на занятиях по физкультуре, в свободной игровой деятельности и на прогулках. Очень активно принимали воспитанники участие в физкультурном празднике. Особенное удовольствие им доставляло участие в играх родителей.
С самого начала проекта мы понимали, что нам не обойтись без помощи родителей, потому как в первую очередь родители являются источником традиций для своих детей. Для родителей была подготовлена беседа по теме: "Значение сохранения русской игровой культуры для дошкольников". Мы предположили, что родителям будет интересно и полезно поделиться с детьми своим игровым опытом. Так родилась идея специальной проектной деятельности родителей и детей. Результатом этой деятельности стали три тематических семейных проекта: «Игры нашего двора», «Веселые считалки» и «Русские народные подвижные игры». Целью семейных проектов стал сбор игрового материала по заданной теме. Для этого с родителями — соавторами семейных проектов были проведены индивидуальные консультации. В остальных случаях дети расспрашивали своих родителей об их любимых дворовых играх, а потом делились своими знаниями с остальными. Материалы, которые собрали дети и их родители, работая над семейным проектами, мы использовали при составлении сценария и проведения физкультурного праздника «Волшебный ларец», который стал итогом работы проекта "Возвращение к истокам". В сценарий вошли подвижные игры, особенно понравившиеся детям при разучивании, и собранные семьями считалки. На праздник были приглашены родители, которые приняли активное участие в играх и доставили много удовольствия и себе, и детям. Вначале мы провели беседу с родителями, убеждая их в необходимости передачи игрового опыта и в том, что это объединяет семью, делает ее культурно и нравственно богаче. Беседа помогла родителям раскрепоститься и настроила их на доброжелательный игровой лад. Почему такое мероприятие нельзя сделать открытым и пригласить на него гостей? Дело в том, что в присутствии посторонних непросто раскрыть в себе ребенка и беззаботно включиться в игру. Праздник начался с игры — хоровода "Сею — вею подушечку", которая носит коммуникативный характер, помогающий начать близко общаться. Яркий фольклорный персонаж скомороха Тимошки подчеркивал народность и традиционность русских игр. Родители привлекались в игры в качестве жеребьевщиков, водящих, простых участников. Дети с удовольствием приглашали своих пап и мам к участию в игре. С особым восторгом прошла игра "Волк и коза", да и другие игры не уступали в эмоциональности. За время праздника мы успели поиграть в следующие игры: "Волк и коза", "Дударь", "Салки с платком", "Перегони стадо" (Это бурятская народная. Но мы сочли необходимым взять эту игру, как часть культуры народа, вместе с которым живем и, конечно, объяснили это детям), "Антошка", "Молчанка". К концу мероприятия создалась такая открытая, доброжелательная обстановка, что никому не хотелось расходиться. Наша работа не прошла зря, между родителями, воспитателями и инструктором по физической культуре установились более теплые, приветливые отношения уже вне рамок праздника, а дети во время прогулок теперь сами играют в полюбившиеся русские народные игры
Помимо такой формы организации игровых программ для детей совместно с родителями в нашем детском саду проходят традиционные соревновательные игровые программы: "Мама, папа, я — мы команда, мы семья" и муниципальные соревнования между семейными командами детских садов №9, №81 и №105 "Мама, папа, я — спортивная семья" в рамках проекта "Особый ребенок" на базе общеобразовательной школы №6.В рамках проекта проведен конкурс подвижных игр, который проходил в два этапа. Сначала воспитатели, пригласив к участию родителей, показали свое мастерство в проведении подвижных игр. Затем приняли участие в сборе коллекции подвижных игр "Игры нашего двора", вспомнив игры своего детства и творчески оформив их. Позднее мы пригласили родителей старшей группы №9 в качестве зрителей на еще один физкультурный праздник "Русские наигрыши".
В перспективе мы планируем продолжить работу по обогащению игрового опыта детей с привлечением родителей в рамках проекта "Возвращение к истокам", потому как сама цель данного проекта предусматривает долгосрочность работы, а русские народные игры в их разнообразии и вариативном проявлении являются неисчерпаемым источником практического материала и профессионального вдохновения.