Оптимизация двигательной активности младших школьников через подвижную игру
Мишакова Лариса Геннадьевна, учитель физической культуры
Горбунова Ольга Викторовна, учитель физической культуры.
ГОКУ СКШ №1, г. Усолье-Сибирское, Иркутская область
mishakova2013@list.ru
Движение – это жизнь…
Подвижные игры являются наиболее эффективным и естественным видом физической активности школьника, благоприятно и всесторонне влияют на его организм, позволяя решать задачи физического воспитания, оптимизации двигательного режима. Гигиенической нормой общепринято считать такие величины двигательной активности, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность в движениях, отвечают многофункциональным способностям организма, способствуют укреплению здоровья детей и их благоприятному, гармоническому развитию в дальнейшем.
Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.
В последнее время состояние здоровья населения России вызывает существенную тревогу, при этом ухудшается состояние здоровья не только взрослого населения, но и детей. Российские дети не обладают крепким здоровьем. Доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48 до 36%. При этом прогноз специалистов неблагополучный, доля здоровых новорожденных и дальше будет снижаться. Уровень заболеваемости детей других возрастных групп тоже вызывает тревогу. За последние 5 лет частота онкологических заболеваний у детей увеличилась на 13%, болезней эндокринной системы – 29%, болезней крови – на 35%, астмы – на 40%, болезней органов пищеварения – на 21%. Особую тревогу вызывает здоровье школьников. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек – выпускниц школ уменьшилось с 28% до 6%, т.е. более, чем в 3 раза. Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания.
По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94% были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. В этой связи особенно остро встают вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников. Современная школа должна стать особым пространством, в котором сам уклад жизни должен способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Одним из главных факторов укрепления здоровья является повешение двигательной активности.
Таким образом, необходимо приучить младших школьников соблюдать правила здорового образа жизни, одним из условий которого является поддержание достаточного уровня двигательной активности. Однако в рамках учебной деятельности возможности для поддержания необходимого уровня двигательной активности довольно ограничены, т.к. основной формой обучения является урок, который предполагает нахождение ребенка в малоподвижной позе на протяжении длительного периода времени.
Двигательный режим младшего школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни. Младшим школьникам полезны игры, где надо дозировать усилия – отрабатывать темп движения, размах, степень расслабления и сокращения мышц. Тогда постепенно нарастают скорость движений и их сложность. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние двигательного режима на укрепление здоровья.
При организации двигательного режима важно учитывать закономерные изменения умственной работоспособности школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной системы и тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций. Важнейшим принципом гигиенически рациональной организации двигательного режима является проведение занятий на свежем воздухе. Они оказывают благоприятное влияние на работоспособность и здоровье детей. Двигательная активность младших школьников помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
— физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
— организованных подвижных игр на переменах;
— спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
— внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
— самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование старческого механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине, раздражительность и т.д.
Однако чрезмерная двигательная активность столь же вредна, как и гиподинамия, ибо в этом случае функции организма не обеспечиваются восстановительными процессами в полной мере, что, в свою очередь, истощает иммунно-биологическую систему организма и увеличивает риск заболеваемости.
Подвижные игры являются наиболее эффективным и естественным видом физической активности младшего школьника, благоприятно и всесторонне влияют на его организм, позволяя решать задачи физического воспитания, оптимизации двигательного режима. Подвижные игры являются средством активного отдыха после длительной умственной деятельности. С этой целью их применяют на переменах в школе, после окончания уроков на площадке во время спортивного часа, в группе продлённого дня, во время уроков (физкультминутки).
Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. Игры оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах, содействуют развитию и совершенствованию различных анализаторов. Подвижные игры всегда эмоциональны. Эмоциональное состояние характеризуется усиленным выделением гормона адреналина, повышают мышечную деятельность, активизируют деятельность центральной нервной системы. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, благодаря чему усиливается обмен веществ, увеличивается приток кислорода, что благотворно отражается на всем организме. К тому же, игры на открытом воздухе содействуют закаливанию детей.
Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему обучающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок, а также такой организацией игры, которая вызывала бы у играющих положительные эмоции. Плохая организация игры содействует развитию отрицательных эмоций, нарушает нормальный ход нервных процессов, что нередко является причиной стрессов, приносит вред здоровью.
При проведении занятий на основе подвижных игр хорошо включать в них национальные игры и игры, пройденные учащимися на уроках физкультуры. Использование национальных игр способствует изучению особенностей культуры национальностей, населяющих нашу страну. В занятия можно включить такие игры: «Ловишка в кругу», «Большой мяч», «Угодай и догони», «Шишки, желуди, орехи», «Цветные флажки», «Смена мест», «Горелки», «Малечина-калечина», «Заря», «Ляпка», «Почта», «Колдун», «Хлибчик», «Перепёлочка», «Мак», «Сбей кушму», «Барашек», «Яблоко», «Слепой медведь», «Цику-ция», «Пдними платок».
Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта. Такие игры направлены на совершенствование и закрепление предварительно разученных технических и тактических приемов и навыков того или другого вида спорта. Воспитательное значение в коллективной игре, где ребенок должен жертвовать своими интересами ради интереса товарищей, интереса команды: уступить место товарищу, находившемуся в лучшем положении, чтобы добиться результата, стараться выручить попавшего в «плен», стремиться выполнить движение побыстрее, что бы улучшить положение своей команды и т.п. Чувство солидарности и товарищества воспитывается в играх постепенно. От младшего школьного возраста требуется только согласование своих действий в играх с однокласстниками.
В игре дети обнаруживают все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на развитие его в нужном направлении. Не одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как игра. Увлеченный игрой ребенок обнаруживает все стороны своего характера, часто замкнутый в классе он совершенно по другому проявляет себя в игре. Все это крайне важно для правильного индивидуального подхода к обучающимся.
Таким образом, в данной статье представлена характеристика влияния подвижных игр для начальных классов, которая позволяет установить, что подвижные игры являются универсальным средством повышения уровня двигательной активности, поскольку многосторонне и гармонично, одновременно с увеличением двигательной активности, развивают ребёнка, доставляют им эмоциональную радость, закрепляют свойства, качества, умения, способности необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, физически развивают и закаляют детский организм, совершенствуют те качества и навыки, которые необходимы для детей начальных классов в дальнейшей жизни.
Литература
- 1.Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. И дополн. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 208 с.
- 2.Гневнова Г.Р. Исследование уровня двигательной активности учащихся // Молодой ученый. – 2015. — №7. – С.1098-1104
- 3.Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Нар. Асвета, 1998. – 88 с.: ил.
- 4.Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. – Мн.: Народная асвета, 1990. – 128 с.
- 5.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Инструмент русского языка им. В. Виноградова. -4-е изд. дополнение. – М.: ООО “Издательство ЭЛПИС”, 2003.-944стр.
- 6.Чокотов Е.Н., Фадеев О.В. Исследование подвижных игр как средство развития двигательной активности // Молодой ученый. – 2012. — №12. – С.607-609.
- 7.Яковлев В.Г. Игры для детей. – М.: Физкультура и спорт, 1995. – 158 с.