Обучение чтению вслух на уроках английского языка (на разных этапах).
Некоторые упражнения, которые позволят корректировать навыки выразительного беглого чтения.
В чтении выделяют:
- содержательный план (о чем текст) и
- процессуальный план (как его прочитать и озвучить).
В содержательном плане результатом деятельности является понимание прочитанного, а в процессуальном сам процесс чтения.
Во время работы мной было замечено, что с возрастом, при переходе от начального этапа обучения к среднему и, тем более, старшему внимание преподавателей обучению чтению сводится почти к нулю. Так как работа со студентами предполагает работу с разным уровнем облученности, хочу поделиться теми упражнениями, которые позволяют корректировать умение читать, выразительность скорость чтения.
- При низком уровне овладения навыками чтения следует начинать с упражнений на формирование механизмов узнавания целых слов:
- выберите слова, которые читаются по правилам
- выберите слова, которые читаются не по правилам
- прочтите похожие по звучанию(написанию) слова
- скажите, чем отличаются следующие слова
- прослушайте следующие слова и отметьте ударный слог, прочитайте их вслух
- попытайтесь правильно прочитать незнакомые слова, опираясь на ключевое слово
- Следующим этапом является чтение отдельных предложений.
- прочитать предложение про себя, затем за преподавателем вслух
- прочитать вполголоса, а затем соседу по парте
- прочитать диалог и разыграть его с соседом по парте, потом с одногруппниками
- прочитать предложения с интонационной разметкой (первое время студентов очень смущает разметка и мешает читать, но спустя какое-то время это проходит).
- Некоторые упражнения для обучения выразительному чтения текста. Лучше начинать с простых текстов, даже если они не соответствует уровню, главное, что текст на первом этапе должен быть максимально понятен, со временем сложность увеличивается.
- прочитать текст за диктором
- прочитать текст шепотом
- прочитать текст соседу по парте
- прочитать текст слитно как единое целое с ударениями и паузами
- читайте текст до первой ошибки
- прочитать текст и записать на компьютер, прослушайте запись, обсудите ошибки
- Развитие техники (скорости) чтения:
- быстро прочитайте серию слов и найдите (прилагательные, глаголы и т.д.)
- слушайте текст и одновременно следите глазами, отмечая пропущенные слова
- восстановите текст, определяя порядок следования предложений (время ограничено)
- прочитать текст про себя, одновременно считая вслух н русском языке или отбивать ритм карандашом по парте. Это одно из труднейших упражнений для выполнения, так как тренирует распределение внимания.
- Тренировка чтения текста на время друг другу или учителю (время 1 минута, выразительное чтение без ошибок).
Существует множество упражнений, которые помогут нам на разных этапах обучения чтению, я рассказала о тех, которые чаще всего использую на уроках, примеры заданий которых можно найти во многих учебниках вне зависимости от того по какой программе вы работаете. Еще больше упражнений вы можете посмотреть в «Настольной книге преподавателя иностранного языка» Минск «Высшая школа» 2003 и «Grammar. Games and activities for Teachers» Peter Watcyn-Jones.
Литература:
1) «Настольная книг преподавателя иностранного языка» Минск «Высшая школа» 2003
2) «Grammar. Games and activities for Teachers» Peter Watcyn-Jones.
Автор:
Минаева Р.В.