Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

Обучение чтению – сложный процесс, т.к. является одним из главных  компонентов  в становлении  личности. Чтение выступает одновременно  целью  и средством обучения. Эта статья посвящена различным  методам формирования и развития читательской компетенции.

   Одним из результатов освоения основной образовательной программы школы  в настоящее время является  овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей. Следовательно,   одной из  первостепенных  задач, стоящих перед современным учителем,  является обучение навыку чтения, в том числе и на иностранном языке. Если рассматривать  чтение как самостоятельный вид речевой деятельности, то необходимо  научить ребенка находить в  тексте информацию в том объеме, который необходим для решения конкретной коммуникативной задачи.  В отечественной методике преподавания иностранных языков  выделяют следующие виды чтения: аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное.

При работе с текстом учителю следует выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый. Остановимся подробнее на каждом этапе.

Целью дотекстового этапа (pre – reading activities)  является усиление мотивации, снятие  фонетических трудностей, постановка задачи перед первым прочтением текста. Задания, используемые на данном этапе: фонетическая отработка незнакомых или сложных  слов, обсуждение вопросов до прочтения текста, догадка по заголовку, новым словам, иллюстрациям.( Read the sentences with the underline words and try to guess what this text is about. Read the title of the text and tell what this text is about, и т.д.) Обычно авторы учебных пособий предлагают подобные задания перед текстом.

Целью текстового этапа (reading activities)  является формирование необходимых умений и навыков. Задания, применяемые  на данном этапе: подтверждение  правильности/ложности  предложенных утверждений, нахождение заголовка к абзацам текста, определение наиболее подходящего  перевода  того или иного  слова в данном контексте, описание внешности/ места/ события.(True/ False, describe the main character(s) of the test, find the best meaning of the word).

Целью послетекстового этапа (post – reading activities)  является использование текстовой  ситуации в качестве языковой  и содержательной опоры для развития коммуникативных умений в устной и письменной речи учащихся. Задания, используемые на данном этапе: докажите, что…., дайте характеристику, перескажите  текст от лица главного героя, напишите  рецензию на текст, придумайте другой  конец истории. (Prove  that…, retell the text, make up the another end of the text.)

Все вышеописанные  этапы работы над текстом направлены на формирование  и развитие четырех типов чтения.

 Просмотровое чтение (skimming reading) – заключается в получение общего представления о читаемом тексте. Целью   данного вида работы является получение самого общего представления о теме текста. Это беглое, выборочное чтение, или чтение по блокам для более подробного понимания  его  основных  деталей и частей.  Обычно,  это   определение жанра текста или его темы. ( What is the genre/ the main idea  of this test?)

 Поисковое чтение (searching reading) – заключается  в поиске  нужной, конкретной  информации. Учащимся предлагается найти   в тексте  определенные факты, события, описания. (Find the disruption  of the…)

 Ознакомительное чтение (general reading)   — заключается в извлечении основной информации из прочитанного, получении  самого общего представления об основном содержании, понимании  главной идеи текста. Можно предложить  составить план, назвать основные событий, описанные в тексте.(Make up the plan…)

Изучающее чтение (close reading) отличается  полным пониманием содержания  прочитанного текста,  его последующим анализом, интерпретацией, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т. д.(Analyze the text…)

Подводя итог, следует отметить, что чтение — важная составляющая не только процесса обучения, но и способ познания мира, и сфера коммуникативно-общественной деятельности ребенка, его социализации в обществе.

 

Литература

  1. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности[Текст] ИЯШ,  1997 №1-2.с33-38
  2. Матковская И.Л Преодоление трудностей в обучении чтению на английском языке в средней школе. www.1september.ru
  3. Рогова Г.В. Чтение как цель и средство обучения иностранному языку[Текст] ИЯШ, 1977 № 3 84-92с.
  1. Е.И. Тарасов, Н.Е. Кузовлева. Урок иностранного язака. [Текст]  М: Глоса-Пресс, 2010. с640.

 

Автор:

Сулимкина Е.В. учитель иностранного  языка

 

Присоединяйтесь к нам в телеграме!


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть