Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Образовательный потенциал проектного метода обучения на уроках географии.

Образовательный потенциал проектного метода обучения на уроках географии.

    В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, а также гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями и, в особенности, перед школой задачи  в приобретении следующих компетенций:

1. способность оперативно и грамотно обрабатывать получаемую информацию;

2. способствовать мобильно ориентироваться  в меняющихся жизненных ситуациях;

  3. способность самостоятельно критически мыслить, видя возникающие проблемы, давая им объективную оценку и определяя пути их решения;

  4. способность применять полученные знания к конкретной ситуации;

5. готовность самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

       В подростковом возрасте ученик нередко сам стремится к познанию возникающих перед ним проблем, желая найти свои пути их решения, стремится самостоятельно исполнить задуманное. Кроме того, в нарастающем потоке информации перед учителем встаёт нелёгкий вопрос о выборе приёмов и методов, позволяющих активизировать учебную деятельность, направленную на развитие личности ученика.

       Как следствие у учителя возникает необходимость искать новые подходы, выстраивать новое образовательное пространство. Поскольку учебная деятельность в классах среднего звена начинает приобретать индивидуальный характер, то основными задачами образовательного процесса являются мотивация через активизацию познавательной деятельности субъекта обучения. А так как одной из приоритетных задач учителя является воспитание в обучающемся человека социума, востребованными являются коллективные формы учебной деятельности.               Для реализации всего вышесказанного одним  из способов решения поставленной задачи является проектная деятельность в средней школе.

       В настоящее время метод является интегрированным компонентом системы образования, призванным стимулировать интерес учеников и предусматривающим через проектную деятельность решение поставленных учителем или самими обучающимися проблем. Причём следует отметить, эти решения должны быть «осязаемыми». Если ставится  теоретическая задача, то должно быть конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

   В процессе работы над проектом формируются особые умения и навыки учащихся, а именно способности к проблемно – поисковой деятельности.

  Выделим основные  этапы работы над программным проектом:

  1. разработка проектного задания;

  2. планирование работы;

  3. сбор материалов;

  4. выполнение работы;

  5. анализ результатов;

  6. формирование выводов;

  7. презентация и защита проекта.

   В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно – воспитательного процесса.

   Как показал опыт практического применения проектов в рамках учебного процесса средней школы, эта работа интересна и учителя и ученикам.

   Отметим, эффективность применения данного вида обучения к конкретной группе учащихся повышается из года в год. Этот факт является следствием того, что обучающиеся постепенно включаются в поисковую деятельность, учатся работать с информацией, собирать материал из различных источников, проявлять свою творческую фантазию и т.п.

                                                  Проекты на уроках географии.

                                                                                                                                                    Таблица 1

Класс

         Название проекта

          Темы раздела

          Продукт

   6

Твоя личная география

Географическая карта.

Альбом, картосхемы, планы.

   5

Путешествие капельки воды.

Гидросфера.

Учебное пособие для начальной школы.

   7

Весёлый учебник или творческая мастерская.

Африка. Австралия. Южная Америка, Северная Америка, Евразия.

Учебное пособие, включающее в себя рисунки, стихотворения, картосхемы, схемы причинно-следственных связей и другое.

8

Уникальные природные объекты России

Природа регионов России

Сборник «Уникальные природные объекты России

8

Я учитель

Природа регионов России

Интересный урок географии

8

Опорные картосхемы.

Природа регионов России

Комплект опорных картосхем

9

Демографический портрет класса

Население России

Статистический сборник

9

Проект строительства микрорайона города

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Представление и обоснование плана микрорайона города

9

Строительство новой дороги

Инфраструктурный комплекс

Картосхема и обоснование новой дороги

10

Туристическое бюро

Региональная география

Путеводитель

Результатами работы можно считать следующее:

    Во-первых, анкетирование учителей школы показало, что представленный опыт участников проблемной группы полезен для них и актуален в учебном процессе (с этим мнением согласились более 90% респондентов). Многие взяли элементы проектного метода на вооружение (с этим  мнением согласились более 75% респондентов )

  Во-вторых, доказательством высокого потенциала проектных уроков могут служить такие факты, как:

1.100% активность учеников на уроке;

2.доминирующий метод в проектах  — исследовательский, творческий;

3.на большинстве уроков такого типа ярко выражена самостоятельность и в планировании, и в выборе учебного материала, и в поиске решений, идёт формирование УУД

  В-третьих, в табл.2 представлена сводная рефлексивная карта открытых уроков школьного семинара по данной проблеме составленная на основе откликов учителей.

                                                                                                                                                Таблица 2

                                                    Сводная рефлексивная карта

Критерии оценки

 

 

 

Средний балл

               Количество опрошенных (%)

  Низкий

  (1 — 3 б)

  Средний

    (4 -7 б)

  Высокий

  (8 — 10 б)

1.Реализация целей урока

          8,6

         -

    12,5

     87,5

2.Соответствие форм, методов, содержания учебного материала целям урока

   

 

   7,9

    

        -

 

 

    17,6

 

     82,4

3.Развивающий потенциал урока

          7,5

        -

    37,4

     62,6

 

   В – четвёртых, опрос проводился также среди учащихся с целью выявления   отношения к участию по созданию проектов. Анкетирование привело к результатам, отображённым в  табл.3

                                                                                                                                                    Таблица 3

                       Результат анкетирования учащихся по их отношению

                                              к участию в создании проектов.

 

Оценка проекта

(в % учащихся, выставивших данную оценку)

 

3

2

1

-1

-2

-3

1. Проект доставил мне удовольствие.

36

32

32

 

 

 

1 Проект не доставил мне удовольствия.

2.Во время проекта я выучил то, что мне было важно.

52

32

16

 

 

 

2.Ничего не выучил, не запомнил.

3.Мои одноклассники работали активно.

48

40

12

 

 

 

3.Мои одноклассники проявляли равнодушие.

4.Тему проекта нахожу очень интересной.

54

22

16

8

 

 

4.Наша тема была не интересной.

5.Хотелост бы изучать некоторые темы в проекте.

64

36

 

 

 

 

5.Не хотелось бы проходить темы в проекте.

6.Во время проекта я чувствовал себя свободно, непринуждённо.

56

24

20

 

 

 

6.Во время проекта я не чувствовал себя свободным.

 

   Проектная деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.

   Старшеклассники, работая   над проектами, овладевают методами научно- исследовательской работы, принимают участие в различных экспериментах, что позволяет им  почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха. Всё это отвечает познавательно – развивающим и обучающим, воспитательным и социально – адаптационным функциям концепции образования. Меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнёра по исследованиям и разработки    проекта, в квалифицированного эксперта – консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности и творческой фантазии учеников. В такой роли выступать нелегко, и к ней нужно предметно готовиться.

   Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, чётко формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого – проектная деятельность.

 

Список литературы:

1.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.    М., НИИ школьных технологий, 2005.

2. Щедровицкий Г.П. Психология и педагогика М., Путь 2014

3. Управление качеством образования. М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос; ред. М.М. Поташник – М., Пед.о-во России,2009.

 

 

Автор: 

    В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, а также гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями и, в особенности, перед школой задачи  в приобретении следующих компетенций:

1. способность оперативно и грамотно обрабатывать получаемую информацию;

2. способствовать мобильно ориентироваться  в меняющихся жизненных ситуациях;

  3. способность самостоятельно критически мыслить, видя возникающие проблемы, давая им объективную оценку и определяя пути их решения;

  4. способность применять полученные знания к конкретной ситуации;

5. готовность самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

       В подростковом возрасте ученик нередко сам стремится к познанию возникающих перед ним проблем, желая найти свои пути их решения, стремится самостоятельно исполнить задуманное. Кроме того, в нарастающем потоке информации перед учителем встаёт нелёгкий вопрос о выборе приёмов и методов, позволяющих активизировать учебную деятельность, направленную на развитие личности ученика.

       Как следствие у учителя возникает необходимость искать новые подходы, выстраивать новое образовательное пространство. Поскольку учебная деятельность в классах среднего звена начинает приобретать индивидуальный характер, то основными задачами образовательного процесса являются мотивация через активизацию познавательной деятельности субъекта обучения. А так как одной из приоритетных задач учителя является воспитание в обучающемся человека социума, востребованными являются коллективные формы учебной деятельности.               Для реализации всего вышесказанного одним  из способов решения поставленной задачи является проектная деятельность в средней школе.

       В настоящее время метод является интегрированным компонентом системы образования, призванным стимулировать интерес учеников и предусматривающим через проектную деятельность решение поставленных учителем или самими обучающимися проблем. Причём следует отметить, эти решения должны быть «осязаемыми». Если ставится  теоретическая задача, то должно быть конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

   В процессе работы над проектом формируются особые умения и навыки учащихся, а именно способности к проблемно – поисковой деятельности.

  Выделим основные  этапы работы над программным проектом:

  1. разработка проектного задания;

  2. планирование работы;

  3. сбор материалов;

  4. выполнение работы;

  5. анализ результатов;

  6. формирование выводов;

  7. презентация и защита проекта.

   В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно – воспитательного процесса.

   Как показал опыт практического применения проектов в рамках учебного процесса средней школы, эта работа интересна и учителя и ученикам.

   Отметим, эффективность применения данного вида обучения к конкретной группе учащихся повышается из года в год. Этот факт является следствием того, что обучающиеся постепенно включаются в поисковую деятельность, учатся работать с информацией, собирать материал из различных источников, проявлять свою творческую фантазию и т.п.

                                                  Проекты на уроках географии.

                                                                                                                                                    Таблица 1

Класс

         Название проекта

          Темы раздела

          Продукт

   6

Твоя личная география

Географическая карта.

Альбом, картосхемы, планы.

   5

Путешествие капельки воды.

Гидросфера.

Учебное пособие для начальной школы.

   7

Весёлый учебник или творческая мастерская.

Африка. Австралия. Южная Америка, Северная Америка, Евразия.

Учебное пособие, включающее в себя рисунки, стихотворения, картосхемы, схемы причинно-следственных связей и другое.

8

Уникальные природные объекты России

Природа регионов России

Сборник «Уникальные природные объекты России

8

Я учитель

Природа регионов России

Интересный урок географии

8

Опорные картосхемы.

Природа регионов России

Комплект опорных картосхем

9

Демографический портрет класса

Население России

Статистический сборник

9

Проект строительства микрорайона города

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Представление и обоснование плана микрорайона города

9

Строительство новой дороги

Инфраструктурный комплекс

Картосхема и обоснование новой дороги

10

Туристическое бюро

Региональная география

Путеводитель

Результатами работы можно считать следующее:

    Во-первых, анкетирование учителей школы показало, что представленный опыт участников проблемной группы полезен для них и актуален в учебном процессе (с этим мнением согласились более 90% респондентов). Многие взяли элементы проектного метода на вооружение (с этим  мнением согласились более 75% респондентов )

  Во-вторых, доказательством высокого потенциала проектных уроков могут служить такие факты, как:

1.100% активность учеников на уроке;

2.доминирующий метод в проектах  — исследовательский, творческий;

3.на большинстве уроков такого типа ярко выражена самостоятельность и в планировании, и в выборе учебного материала, и в поиске решений, идёт формирование УУД

  В-третьих, в табл.2 представлена сводная рефлексивная карта открытых уроков школьного семинара по данной проблеме составленная на основе откликов учителей.

                                                                                                                                                Таблица 2

                                                    Сводная рефлексивная карта

Критерии оценки

 

 

 

Средний балл

               Количество опрошенных (%)

  Низкий

  (1 — 3 б)

  Средний

    (4 -7 б)

  Высокий

  (8 — 10 б)

1.Реализация целей урока

          8,6

         -

    12,5

     87,5

2.Соответствие форм, методов, содержания учебного материала целям урока

   

 

   7,9

    

        -

 

 

    17,6

 

     82,4

3.Развивающий потенциал урока

          7,5

        -

    37,4

     62,6

 

   В – четвёртых, опрос проводился также среди учащихся с целью выявления   отношения к участию по созданию проектов. Анкетирование привело к результатам, отображённым в  табл.3

                                                                                                                                                    Таблица 3

                       Результат анкетирования учащихся по их отношению

                                              к участию в создании проектов.

 

Оценка проекта

(в % учащихся, выставивших данную оценку)

 

3

2

1

-1

-2

-3

1. Проект доставил мне удовольствие.

36

32

32

 

 

 

1 Проект не доставил мне удовольствия.

2.Во время проекта я выучил то, что мне было важно.

52

32

16

 

 

 

2.Ничего не выучил, не запомнил.

3.Мои одноклассники работали активно.

48

40

12

 

 

 

3.Мои одноклассники проявляли равнодушие.

4.Тему проекта нахожу очень интересной.

54

22

16

8

 

 

4.Наша тема была не интересной.

5.Хотелост бы изучать некоторые темы в проекте.

64

36

 

 

 

 

5.Не хотелось бы проходить темы в проекте.

6.Во время проекта я чувствовал себя свободно, непринуждённо.

56

24

20

 

 

 

6.Во время проекта я не чувствовал себя свободным.

 

   Проектная деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.

   Старшеклассники, работая   над проектами, овладевают методами научно- исследовательской работы, принимают участие в различных экспериментах, что позволяет им  почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха. Всё это отвечает познавательно – развивающим и обучающим, воспитательным и социально – адаптационным функциям концепции образования. Меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнёра по исследованиям и разработки    проекта, в квалифицированного эксперта – консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности и творческой фантазии учеников. В такой роли выступать нелегко, и к ней нужно предметно готовиться.

   Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, чётко формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого – проектная деятельность.

 

Список литературы:

1.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.    М., НИИ школьных технологий, 2005.

2. Щедровицкий Г.П. Психология и педагогика М., Путь 2014

3. Управление качеством образования. М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос; ред. М.М. Поташник – М., Пед.о-во России,2009.

 

Автор: 

           Гомзякова Г.Е., учитель географии

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть