Мир детской музыки
Чепрасова Елена Александровна
МБОУ «СОШ №5» г. Абакан, учитель музыки
МИР ДЕТСКОЙ МУЗЫКИ
«Без музыкального воспитания невозможно полноценное воспитание ребенка».
(В.А. Сухомлинский)
Детская музыка занимает значительное место в музыкальной культуре, и в обширном калейдоскопе музыкальной действительности составляет одну из существенных граней, значимость которой ещё далеко не до конца осознанна. Попробуем разобраться, что собой представляет детская музыка?
«Детская музыка, это музыка, предназначенная для слушания и исполнения детьми»
Под детской музыкой чаще всего подразумевают музыку, доступную для исполнения детьми. Лучшие образцы детской музыки характеризуются конкретностью, живым поэтическим содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной детской музыке свойственны программность, элементы изобразительного звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота музыкальной фактуры, опора на фольклор.
Детскую музыку можно классифицировать по ее жанрам: вокальная, инструментальная, симфоническая, детская опера, балет, музыка к детским кино- и мультфильмам.
Детская вокальная музыка, как и музыка вообще, представлена разными жанрами — это и народные песни, и авторские песни, которые стали классикой, и популярные песни современных авторов. Народное музыкальное творчество — это фундаментальная база для развития и формирования национального самосознания и морально-эстетического воспитания детей.
Для развития музыкальности ребенку надо давать слушать музыку с первых дней жизни. Самая первая песня, которую слышит ребенок, — это колыбельная. Первые и очень важные музыкальные впечатления ребенка связаны с пением матери, так как матери пели у колыбели ребенка самые нежные, задушевные песни. Колыбельную песню можно назвать первым педагогическим произведением большой воспитательной силы.
Музыка открывает каждому целый мир высоких чувств, стремлений, надежд, мыслей. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многосторонне.
Основой музыкальных произведений для детей является фольклор: народные сказки, песни, прибаутки, пляски, скороговорки.
Один из видов народных песен, любимых детьми — хороводы, связанные со стародавними обрядами. Самые древние хороводы — праздничные. К ним готовились заранее и в них принимали участие все — от мала до велика. В хороводах-играх первостепенную роль играл текст. Обязательным было наличие хора, запевалы и действующих лиц, обыгрывающих слова песни.
Важную познавательную и воспитательную роль играют исторические и трудовые народные песни. Трудовые песни возникли вместе со стремлением людей облегчить физический труд; песня объединяла единым ритмом труд целого коллектива. Часто запевал кто-то один, а остальные отдыхали, а в припеве дружно подхватывали и начинали работу (яркий пример трудовой песни — русская народная песня «Эх, дубинушка, ухнем!»).
Исторические народные песни несут в себе много информации: здесь и история развития семьи, и народная мораль, и исторические события. По характеру мелодий исторические песни близки к речевому сказительству, но в большинстве своем они протяжные и напевные.
Известны семейно-бытовые, любовные, бурлацкие, лирические народные песни. Мелодия этих песен, зачастую, развивается медленно, она протяжная, напевная (русские народные лирические песни: «Уж ты, поле мое», «Ой, да ты, калинушка»)
Очень важно, изучая те или иные жанры народной музыки, показать детям связь народного творчества с классической музыкой.
Многие композиторы- классики немало страниц своего творчества посвятили детям. Небольшое количество примеров музыки, написанной авторами для детей, сохранились издревле до наших дней.
Во второй половине 19 века появилось сравнительно большое количество профессиональных произведений детской музыки. Лучшие из этих пьес прочно вошли в практику обучения игре на фортепиано, например, “Детский альбом” Чайковского (ор. 39, 1878) – своеобразная фортепианная сюита, где в разнообразных небольших по объёму пьесах народного характера перед детьми последовательно ставятся разные художественно-исполнительские задачи. Отсутствие мелодических, гармонических, фактурных трудностей делают эти произведения доступными юным исполнителям. Сходны по задачам и способам их разрешения являются сборники фортепианных пьес для детей A. С. Аренского, С. М. Майкапара, В. И. Ребикова.
В основном широкое распространение имеют профессиональные вокально-хоровые произведения композиторов-классиков: И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, С. Танеева, П. Чайковского, С. Рахманинова и др.
Произведения западноевропейской детской музыки:
«Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» Р. Шумана (1848) – цикл фортепианных миниатюр, расположенных по принципу от простого к сложному;
«Детские народные песни» Брамса (1887);
Известны циклы произведений для фортепиано.: «Детский уголок» К.Дебюсси (1906-08);
«Матушка гусыня» М.Равеля (1908) (сюита для фортепиано в 4 руки; оркестрована в 1912);
Для детей писал Б. Барток («Маленькому словаку», 1905, – цикл из 5 мелодий для голоса и фортепиано; в 1908-09 4 тетради ученического репертуара для фортепиано «Детям»). В его пьесах, в основном народного характера, использованы мелодии словацких и венгерских песен, по содержанию это жанровые фортепианные картинки, продолжающие традиции Р. Шумана и П.Чайковского. В 1926-37 Барток написал серию из 153 пьес (6 тетрадей) для фортепиано «Микрокосмос». Пьесы, расположенные в порядке постепенного усложнения, вводят маленького пианиста в мир современной музыки.
В ХІХ столетии появляются первые сборники песен, где немало хоров и для детей (А. Лядова, Г. Мамонтовой, О. Гречанинова, П. Чеснокова).
Советские композиторы обогатили детскую музыку, расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Широко известны, например, фортепианные пьесы для детей С. М. Майкапара «Бирюльки» (ор. 28, 1926) и сб. «Первые шаги» (ор. 29, 1928) для фортепиано в 4 руки. Эти произведения отличают изящество и прозрачность фактуры, новизна и оригинальность музыкального языка, тонкое использование приёмов полифонии. Творчество М. Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произведениям композитора свойственны современность музыкальных интонаций, выразительность мелодических оборотов, острота гармонии.
Популярны произведения Д.Б. Кабалевского. Он написал 3 тетради педагогических фортепианных пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности («Тридцать детских пьес», ор. 27, 1937-38). Его произведения отличают тематическое богатство, близость массовым формам музицирования – песням, танцам, маршам.
Выдающимися художественными достоинствами обладают произведения для детей С. С. Прокофьева. Классичность приёмов соединяется в них с новизной и свежестью муз. языка, новаторской трактовкой жанров. Фортепианные пьесы Прокофьева «Детская музыка» (частично оркестрованные автором и объединённые в сюиту «Летний день») характеризуются ясностью изложения, простотой музыкального материала, прозрачностью фактуры.
Для юных исполнителей написаны 2-й фортепианный концерт Д. Д. Шостаковича, триада молодёжных концертов Д. Кабалевского (для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром), 3-й фортепианный концерт А. М. Баланчивадзе, фортепианный концерт Ю. А. Левитина. Особенности всех этих произведений – опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистических черт детского и молодёжного музыкального обихода – маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности музыкального языка, виртуозности и камерности.
Детская музыка советского периода воспитывает наилучшие чувства (патриотизма, дружбы, любви, человечности) на своих ярких, разнообразных музыкальных образах. Это песни и хоры Ю. Чичкова, А. Филипенко, Л. Дичко, Т. Чудовой, Д. Кабалевского, С. Рустамова и многих других.
К синтетическим музыкальным жанрам относится опера, балет, оперетта, где музыка органически соединена с пением, театральным действием, танцем, декоративной живописью.
На фоне ярких театральных декораций органично связаны все художественные грани оперы: выразительное пение, оркестровое сопровождение и актерская игра, что производит большое эмоциональное впечатление. В балете сливаются воедино сольные и массовые танцы, симфоническая музыка, яркое декоративное оформление. Но главная и решающая роль принадлежит музыке. Именно в ней воплощается основная идея синтетического зрелища.
Развитие оперы для детей берет свое начало с конца ХІХ века («Коза-дереза»). Музыкальный язык этих опер прост, пронизан интонациями русских песен. Известные детские оперы Ц. Кюи — «Снежный богатырь», «Красная шапочка»; О. Гречанинова — «Ялиночин сон», «Теремок», «Кот, Петух и Лиса»; Б. Асафьева — «Золушка», «Снежная королева»; В. Ребикова — «Елка», «Сказка о Принцессе и Короле-жабе». Кроме детских опер дети знакомятся с операми М.И. Глинки («Руслан и Людмила»), Б. Сметаны («Проданная невеста»), П. Чайковского («Пиковая дама»), А.П. Бородина («Князь Игорь»).
Развитию детской оперы и балета в советский период способствовал единственный в мире детский музыкальный театр, основанный в Москве в 1965 году и управляемый Н.И. Сац. Популярность получили детские оперы «Волк и семеро козлят» Коваля, «Маша и Медведь», «Теремок», «Топтыгин и лисица», «Царевна-несмеяна», «Морозко» М.Красева, «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова, «Белоснежка и семь гномов» Э. Колмановского, «Песенка в лесу» Р.Бойко; балеты для детей: «Три толстяка» В.Рубина, «Доктор Айболит» Морозова, «Конек-горбунок» Р.Щедрина, «Буратино» Вайнберга.
Большой вклад своим творчеством внесли в область детской музыки так же композиторы А. Александров, Р. Бойко, И. Дунаевский, А. Лепин, З. Левина, М. Мирзоев, С. Рустамов, М. Старокадомский, А. Филипенко. Одним из любимых детской аудиторией жанров является шуточная песня-«Про Петю» Д. Кабалевского. Д. Кабалевский один из основоположников жанра детской лирической песни («Песня у костра», «Наш край», «Школьные годы»).
Для юных пианистов творил и Д. Шостакович. Пьесы «Детской тетради» задуманы и выполнены Д. Шостаковичем с тонкостью. Хороши, например, «Весёлая сказка» в миноре, а «Грустная сказка» в мажоре. Отвергая школьный трафарет «мажор – весело, минор – грустно», композитор делает темп главным условием образности: «Грустная сказка» — это Adagio, а «Весёлая» - Allegrеtto.
Музыка занимает большое место в детских фильмах и мультипликационных фильмах: «Царь Дурандай» (1934) и «Красная Шапочка» (1937) А. Александрова, «Золушка» А. Спадавеккиа (1940), «Дети капитана Гранта» (1936) и «Концерт Бетховена» (1937) И. Дунаевского, «Айболит-66» Б. Чайковского, «Бременские музыканты» (1968) Г. Гладкова, «Крокодил Гена» М. Зива, «Приключение Электроника» Е.Крылатова, „Синяя птица” А. Петрова.
Песни А. Островского, А. Долуханяна, З.Левиной, Е.Жарковского, В. Мурадели, С. Туликова, Т. Хренникова, Д. Кабалевского (кантаты „Песня утра, весны и мира”, „О родной земле”, артековские песни), А. Пахмутовой, Ю. Чичкова, Л. Афанасьева, А. Флярковского, П. Аедоницкого, Е. Птичкина, Б. Савельева („Кот леопольд”). Исполняются они и взрослыми певцами перед детской аудиторией.
Много силы воли, настойчивости, веры отдала детям педагог и композитор Е.Ф. Гнесина. Её силами были созданы музыкальная школа, училище, институт. Все юные музыканты играют её детские пьесы. Своё композиторское дарование она посвятила созданию детского репертуара, на котором воспитываются малыши. Тонкий вкус, яркая образность, удивительное знание детей сделали композиции Е. Гнесиной неотъемлемой частью той музыки, с которой начинают свой путь юные музыканты.
В последнее время понятие детской музыки стало подразумевать еще один аспект – психофизиологический. Со времен древних философов, которые пытались воздействовать на психику юного гражданина воспитывать его путем погружения в определенную музыкальную среду, не утихают дискуссии о методах музыкальной терапии. В противовес психотравмирующей, агрессивной музыкальной среде, обрушивающейся на ребенка с экранов телевизоров, из недр компьютерных игр, музыка для детей обладает оздоровительными свойствами. Отрасль музыкальной терапии единодушно соглашается признать таковой, например, музыку В.Моцарта. В целом же сюда можно отнести любые музыкальные сочинения, способствующие установлению гармонии в детской душе.
Список литературы:
1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика / М.Н. Баринова. – Л.: Музгиз, 1961. – 60 с.
3. Гаккель Л.Я. Он сам дитя (о музыке Прокофьева для детей) / Л.Я. Гаккель // Советская музыка. – 1991. — №4. – С. 4-5
4. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе / Д.Б. Кабалевский. – М.: Педагогика, 1973. – 336 с.
5. Кленов А.С. Там, где музыка живёт / А.С. Кленов. – М.: Педагогика – Пресс, 1994. – 152 с.
6. Колмакова М. День счастья (беседы о музыке) / М. Колмакова // Музыкальная жизнь. – 1993. №2. – С. 15-16.
7. Метлов Н.А. Музыка – детям / Н.А. Метлов. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
8. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания / Т.И. Смирнова. _ М.: Грааль, 2001. – 368 с.
9. Шестаков Г. Детская музыка / Г. Шестаков __ Сергей Сергеевич Прокофьев. – М.: Музыка, 1990. С. 121-124.
10. Энтилис Л.А. Силуэты композиторов ХХ века / Л.А. Энтилис. – Л.: Музыка, 1975. – 248 с.
11. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2004. — 90 с.
Чепрасова Елена Александровна