Методика построения учебного процесса в информационной среде
Как известно, результаты обучения подчиняются не только грамотному определению цели и содержания образования, но и способам достижения целей, другими словами, методам.
Педагогикой накоплен достаточно большой запас способов и методов обучения. Они систематизируются в разнообразные категории, и зависит этот от источников восприятия информации и дидактических задач детьми.
Учебный процесс — это целенаправленное сотрудничество между педагогом и учениками, основной целью которого является решение задач образования и развития личности.
Информационно – образовательная среда представляет собой систематически организованный комплекс информационного, технического, образовательного, методического обеспечения, тесно связанного с человеком и информационным образованием.
Наличие информационной образовательной среды координирует всю деятельность участников учебного процесса.
Преподаватели являются одним из субъектов учебного процесса и создают информационную образовательную среду, приводящую к проектированию учебного процесса и достижении намеченных целей.
Интерактивность – это важнейшее свойство информационной и образовательной среды, дающее возможность по-новому строить учебный процесс.
Интерактивность напрямую находится в связи с коммуникацией — способность и желание общаться с собеседником как напрямую лицом к лицу, так и с использованием информационно – коммуникационных технологий.
Обучение в информационной образовательной среде совершается поэтапно:
Первый этап. Ставится общая цель для познавательных задач. Задача же школьников достигнуть поставленной цели. Учителю же необходимо учитывать способности учащихся и наличие опыта по реализации подобных целей. Для учителя ставится так же задача, проявить профессионализм и помочь ученику на основе уже имеющихся знаний прийти к поиску новых знаний.
Второй этап. Презентация нового материала и создание благоприятных условий для восприятия. Немаловажную роль в данном этапе играет метод проблемного обучения. Система методов, применяемых в ходе обучения построена таким образом, что возникает процесс взаимодействия с двух сторон: учитель- ученик, происходит ориентирование на познавательную самостоятельность учащихся на протяжении усвоения ими на теоретических сведениях. Некоторые принципы проблемности можно использовать на уроках информатики. Для этого учителю необходимо определить основные моменты данной технологии, например: произвести подготовку к уроку, подготовить элементы, которые будут применяться в ходе проблемного обучения при объяснении нового материала, заранее разработать задания проблемного характера с учетом уровня знаний класса и индивидуальных особенностей учеников, составить проблемные вопросы для закрепления полученных знаний. Таким образом, применение метода проблемного обучения на уроках информатики дает мотивацию в учебной деятельности школьников и стимулирует их познавательную деятельность.
Третий этап. Самостоятельная организация учеников, рефлексии и дальнейшее усвоения материала.
Данный этап направлен на создание условий для самостоятельной работы учеников, в которой они могли бы проявить инициативу в расширении знаний по предмету. Развитие личности школьников на основании освоения способов деятельности является ключевым постулатом парадигмы современного образования, выводит такие достижения личности как способность саморазвиваться, принятию ответственных решений, рефлексивному анализу собственной деятельности.
Одним из наиболее важных аспектов самосознания, формирования которого является актуальным в период подросткового возраста, является восприятие собственной эффективности в решении различных задач. Несмотря на то, что самоэффективности как предмету исследования уделено большое внимание, не достаточно изученной является структура самоэффективности в период подросткового возраста. Под самоэффективностью понимается убежденность личности в собственной эффективности исполнять деятельность, представляющую для нее определенную ценность.
Из этого следует, что самоэффективность является важным показателем формирования индивидуальности учащегося.
По мнению Карабановой О.А., «В момент приобретения учениками универсальных учебных действий характеризуется способностью к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного распределения нового учебного опыта. Универсальные учебные действия дают возможность освоения новых знаний [1].
Исследовательская активность во многом развивает самостоятельность обучающегося в процессе образования, обеспечивает беспрерывность получения знаний, развития в профессиональном и личностном аспектах.
Самостоятельное исследование подталкивает обучающегося определять собственную компетентную позицию, осуществлять и формировать ее в учебно – производственных практиках. Данная активность является мощным ускорителем освоения теоретических познаний, установления осмысленной точки зрения субъекта.
Четвертый этап. Подготовка учащихся к применению полученных знаний за пределами школы.
Важной спецификой мышления подростка – критичность. И эта особенность приводит к формированию у ребенка активной позиции в жизни, которая может быть умело, использована учителем. Ребенку нравится сталкиваться с проблемными задачами, своими усилиями находить решение этих проблем, принимать активное участие в обсуждениях.
Чаще всего подобные уроки вызывают у детей особый интерес, ведь они служат показателем деятельности ученика и, которая будет учитывать их интересы. Учеников может заинтересовать участие в диалоге, в принятие решений, особенно это выражается при выполнении практических работ исследовательской направленности.
Из предложенного можно сделать вывод, что целью учебного процесса является формирование познавательных способностей и развитие творческого потенциала у обучающихся.
Какими бы не были педагогические формы и методы, успех образовательного процесса во многом зависит от уровня взаимопонимания, взаимоуважения и взаимного доверия между преподавателем и учениками.
Приведем пример воспитания творчества на любом уроке – создание интеллектуальных карт (mind map).
Система интеллектуальных карт опирается на концепцию супермышления и применяет представления о физиологии работы правого и левого полушарий мозга человека, при этом структура интеллектуальной карты поразительным образом напоминает схему строения нейрона коры головного мозга. Главный раздел и отходящие от него к углам mind map подразделы выделяются линиями разного цвета, но предпочтительно одного тона [2].
Построение интеллектуальных карт начинается с центральной темы карты. От центральной темы определяется количество ответвлений к подтемам, в случае необходимости можно вынести дополнительные ветви от подтем. В результате карта представляет собой своеобразную схему, по которой будет ориентироваться учащийся, заданная структура обеспечивает удобство в ориентировании на карте. Составлен пример интеллектуальной карты, в соответствии с рисунком 1, на тему «История развития вычислительной техники» в программе OneNote.
Рис.1. Mind map в программе OneNote
Выполнение подобного задания в качестве домашней работы по созданию интеллектуальной карты после пройденной темы сподвигнет учащихся внимательному прочтению материала в учебнике и повторному обращению, к конспекту, составленному на уроке. Наличие карты показывает, то, что ученик обработал полученную ранее информацию и выводит ее в обработанном виде. Таким образом, наличие подобной карты упрощает проверку домашнего задания учителем.
Применение интеллектуальных карт на уроках информатики при изучении понятия дает возможность:
– развивать креативное мышление учащихся;
– увеличить объем память; ускорить процесс обучения; осуществлять дифференцированный подход к учащимся;
– организовывать самостоятельную работу учащихся и проектную деятельность учащихся;
– создавать визуальную картину ключевых моментов данной темы.
Сформированные у учащихся умения помогают самостоятельно определять цели и намечать пути их достижения на каждом этапе учебной деятельности.
Учеба – это тяжелый труд, освоение чего – то нового, и возможно даже непонятного, а игра помогает этот сложный процесс сделать интересным, красочным, приятным. В этом случае ученикам хочется осваивать знания и возвращаться на уроки в ожидании чего – то нового и увлекательного.
Примеры сервисов геймификации, которые можно использовать на уроках:
– Learningapps – сервис создающий мультимедийные текстовые задания;
– Khanacademy- бесплатные видео-курсы;
–Spongelab – платформа для персонализированного научного образования.
С помощью геймификации можно попробовать решить так же проблему трехъязычия, разработав задания для учеников. Пример составления заданий с учетом технологии геймификации рассмотрен в соответствии с рисунком 2.
Рис. 2. Созданное задание на нахождение соответствия
Применение подобной формы урока в учебном процессе поможет педагогу увеличить эффективность усвоения материала, а также привить любознательность учащимся и заинтересованность к предмету.
Метод построения обучения в информационно-образовательной среде заключается в анализе предполагаемого учителем результата обучения, отборе подходящего метода обучения, в воспитательной ситуации учителя поддерживают эффективность этих мероприятий, вы должны быть в состоянии выбрать учебный инструмент, который состоит из информации для улучшения процесса обучения. Образовательный процесс в информационно-образовательной среде характеризуется наличием ряда образовательных мероприятий, а его использование определяется построением учебного процесса основе информационно – коммуникативных технологий, поэтому необходимо учитывать компоненты специализированной деятельности учителя.
Литература:
- 1 Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010.–№ 2. – С. 11-12.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2015. – 206 с.
Автор:
Веселова Далиля Шамильевна