Конспект интегрированного занятия
«Путешествие в поисках счастья»
/в рамках городского семинара для педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов ОУ «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании»/
Цель: создание для детей возможностей расширить представления о ситуации, которая поможет детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха.
Задачи:
- Создать ситуацию для размышления по поводу счастья.
- Формирование у детей чувства единения, сплочения с группой.
- Повышение самооценки обучающихся.
Материально - техническое оснащение:
- карточки с заданиями;
- раздаточный материал;
- наборы геометрических фигур;
- заготовки для поделки;
- наглядные пособия в технике оригами;
- материал для рефлексии;
- макет корабля.
Действующие лица:
Танечка
Ванечка
Время проведения занятия: 40 минут.
Ход занятия:
Звучит песня «Маленькая страна».
Под шум моря на корабле в зал входят Танечка и Ванечка.
Ванечка: Куда мы попали?
Танечка: Это остров знаний, где много интересного и познавательного.
Ванечка: А что же здесь интересного? Разве на острове знаний можно найти птицу счастья?
Танечка: А сейчас мы с тобой начнем путешествие по этому острову и все узнаем.
Дети медленным шагом ходят по залу, с интересом осматривают всё вокруг.
Ванечка: Смотри, Танечка, тут что-то написано!
Танечка читает: Город грамотеев.
Ванечка: Танечка, давай посмотрим, что там и кто живет в этом городе.
Танечка: Давай, но только очень тихо и осторожно, чтобы никому не помешать.
Подходят ближе. Их встречают жители города грамотеев.
--Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в наш городок.
Ванечка и Танечка вместе: Здравствуйте!
Танечка: Мы путешествовали в поисках птицы счастья и случайно попали на ваш остров знаний.
Жители города грамотеев: Мы очень рады вас видеть у нас в гостях
Ванечка: У вас так все интересно и красиво! А чем занимаются жители Вашего города?
Жители: Сейчас мы вам все покажем, а вы пока присаживайтесь и смотрите.
Педагог: Важная задача педагога — увлечь детей за собой, поэтому каждое занятие требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться — вот единственный курс жизни педагога".
Все годы работы педагог учится у мастеров педагогического труда. Кто такой мастер?
Я понимаю это слово так:
М — мудрость, приобретенная с годами.
А – активность — в ней сила, здоровье, успех.
С – счастье. А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым — можно!"
Т – творчество. Ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е – единство. Только в единстве учитель — ученик — родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р — результат, я хочу видеть своих детей уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
В своей работе я не только обучаю детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии.
Применяя различные методы обучения, тем самым развиваю зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память. Обучаю пространственному мышлению. Развиваю межличностное мышление, обучая разным видам письменных работ. Всё перечисленное и есть инновационная технология.
Сейчас я покажу вам всё на примере.
Дети делятся на 2 команды
В игре принимают участие 2 класса:
- 1 команда — 4 класс
- 2 команда – 3 класс
В каждой команде выбирается капитан.
— Сегодня мы проведём важное мероприятие К нам пришли гости. Прежде чем мы начнём, каждая команда должна доказать способность участвовать в игре.
Капитан выбирает конверт (внутри задание).
1. Составь из букв название команды.
1 конверт:
И О Н А З К Т Знатоки.
2 конверт:
И Н К И М У Умники
2 задание: «Составитель»
Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ)
Ответы: мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.
Если дети затрудняются, нужно помочь подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов.
Музыка. Подсчёт баллов.
3 задание: Конкурс «Кто быстрее?»
Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?
- Поверчу волшебный круг и меня услышит друг. (Телефон)
- Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
- Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
- Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка)
- Чем кончается лето? (О)
- Любимое лакомство мышей? (Сыр)
- Игра в мячик с ракетками. (Теннис)
- Пчелиная стая называется…( Рой)
- Страшная, зубастая морская хищница. (Акула)
- Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
- К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)
- Сушёный виноград. (Изюм)
- Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
- Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
- Что такое салочки? (Игра)
Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.
ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;
СТРАНА – существительное;
ИДТИ – глагол.
4 задание: Игра «Нарисуй пословицу»
Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.
Командам дается конверт. Капитан вытягивает пословицу.
- «Одна голова хорошо, а две лучше».
- «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
5 задание: Игра «Загадки-шутки»
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. Нос
- Не цветы, а вянут, не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. Уши
- Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. Ветер
- Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. Язык
Подсчёт баллов. Музыка.
6 задание: Конкурс «Отгадай слово».
Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.
1 команда:
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
(Ответ — РАССКАЗЧИК)
2 команда:
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
(Ответ — ПОДСНЕЖНИК).
Данные очки заносятся на табло.
7 задание: «Крылатые выражения»
Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Задание проводится устно по очереди. Капитан вытягивает карточку с выражением
Для первой команды: | Для второй команды: |
а) рукой подать; | а) наломать дров; |
Музыка. Подсчёт баллов.
8. Домашнее задание: Игра « Наборщик»
Из слова АКТИВНОСТЬ нужно было составить около 40 слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)
Команды по очереди зачитывают слова.
Подведение итогов. Рефлексия.
— Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, вам понравилось? Что нового вы для себя узнали?
— Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу.. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность.
Ванечка: Ой, как интересно (восхищенно хлопает в ладоши). Спасибо вам большое, у вас так много всего интересного!
Танечка: Но, к сожалению, мы не нашли у вас птицу счастья
Жители: Птицу счастья вы здесь не нашли, но с тем багажом знаний, который вы у нас приобрели, вы смело можете путешествовать дальше. И вы обязательно найдете птицу счастья. Счастливого пути!
Ванечка и Танечка продолжают свое путешествие.
Танечка: Смотри, Ванечка, город математиков. Это же так интересно, давай зайдем и посмотрим, чем занимаются жители этого города.
Ванечка: С удовольствием!
Жители города: Здравствуйте, гости дорогие! Чем обязаны вашему визиту?
Танечка и Ванечка вместе: Здравствуйте! Мы путешествуем в поисках птицы счастья и побывали уже в соседнем городе, но, к сожалению, не нашли её. А чем занимаются жители вашего острова?
Жители: А мы любим цифры, любим считать, прибавлять, умножать и решать задачки!
Ванечка: Это что-то интересненькое. А можно мы посмотрим?
Жители: Конечно же, можно, с удовольствием вам все покажем и расскажем.
Педагог: - Здравствуйте дорогие коллеги, гости. Рада приветствовать Вас на мастер-классе «Необычное в обычном».
Вдумайтесь в эти слова « всматривайтесь в непривычное, и вы увидите привычное, всматривайтесь в некрасивое и вы увидите красивое, всматривайтесь в простое и вы увидите сложное, всматривайтесь в малое и вы увидите великое…» Как вы думаете, о чем эти слова? Что за простым кроется что-то интересное.
Скажите, а вы любите математику? Вам кажется сложной эта наука? И действительно, многим кажется, что математика нужна только в магазине, во время ремонта или в банке. Сегодня я хочу Вам показать, что математика – это наша жизнь, а наша жизнь – это математика.
Я попрошу участников нашего мастер-класса занять свои места. Перед вами набор макетов. Выберите из них только четырехугольники. Получилось? А теперь из этих четырехугольников выберите те, у которых прямые углы. Кто знает, как называются такие четырехугольники? Правильно, прямоугольники. А теперь из этих прямоугольников выберите те, у которых равные стороны. Скажите, с какой фигурой мы сегодня будем работать? Правильно, с квадратом.
А что вы знаете о квадрате? Все стороны равны, все углы равны, диагонали равны. Молодцы! А почему именно с квадратом? Существует много занимательных фокусов, парадоксов и задач, в которых используется квадрат. Великий китайский мудрец Лао Цзы говорил: « Великий квадрат не имеет углов…» Как это укладывается в нашем представлении о квадрате? Немного несоответствие, правда, с тем, что мы знаем о квадрате. На востоке квадрат почитается больше, чем какая-либо другая фигура. Квадрат отождествляется с землей, это символ свободы.
Направлением, основой которой является квадрат, мы и будем сегодня заниматься. Оригами. Вы знакомы с этой техникой? Итак, мы сегодня говорим с вами о математике и оригами. Как вы думаете, есть ли связь между техникой оригами и математикой и если есть, то какая? Оригами позволяет узнать математику с другой стороны, помогает понять некоторые теоремы математики, развивает пространственное мышление у обучающихся. Итак, я согласна с Вами, что техника оригами помогает в математике и является хорошим способом привнести в математику кое-что необычное. Все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, и это значит, что это одна из точек соприкосновения с математикой. Но в оригами фигуры строятся без циркуля и линейки, а с помощью сгибания по определенным линиям.
Возьмите квадрат, который лежит перед Вами. Согните его пополам. Линия сгиба – это линия. Пересечение таких линий – это точка. Скажите, а как будет называться эта линия? Правильно, диагональ. Скажите, а Вы можете разделить прямой угол на две части? Да, правильно, мы его уже разделили, сложив лист пополам. Значит, эту линию как еще можно назвать? Да, биссектриса. Скажите, а кто-нибудь может разделить прямой угол на три части? Давайте я Вас научу. ( показываю, как разделить прямой угол на три части).
Берем другой квадрат. Согните его по диагонали. Скажите, какая фигура у вас получилась? Треугольник. А сколько углов у треугольника? А вы знаете теорему о сумме углов треугольника? Сумма всех углов любого треугольника равна 180 градусов. Сейчас я покажу Вам, как наглядно можно доказать эту теорему. (показываю). Итак, мы увидели, что сумма всех углов треугольника равна 180 градусов.
Давайте вернемся к нашему квадрату. А скажите, из скольки треугольников состоит наш сложенный вдвое квадрат? Правильно, из двух. Если сумма углов одного треугольника равна 180 градусов, то чему будет равна сумма углов квадрата? Правильно, сумма углов квадрата равна 360 градусов. Скажите, а только квадрат состоит из из двух треугольников? Нет, и ромб, и параллелограмм, и трапеция, и прямоугольник. Значит, можно сделать вывод о том, что сумма углов любого четырехугольника равна 360 градусов.
Посмотрите, когда мы с Вами и с ребятами наглядно доказываем такие теоремы, то на занятии остается показать только их математическую запись. Такие способы доказательств очень успешно воспринимаются обучающимися.
Предлагаю Вам сегодня вместе создать фигурку птицы счастья, талисман удачи на Востоке, который так необходим нашим путешественникам. ( под моим руководством делаем фигурку птицы счастья в технике оригами)
Спасибо большое за участие! Я очень надеюсь, что Вам было интересно, и Вы сегодня узнали для себя что-то новое.
Танечка: Наконец-то мы нашли птицу счастья! Спасибо Вам большое!
Ванечка: Танечка, ты слышишь музыку? Давай пойдем и посмотрим, что там происходит.
Танечка: Давай.
Педагог:
На сцену выходит обучающаяся и исполняет японский танец. Во время танца всем гостям дарят птицу счастья, выполненную в технике оригами.
Ванечка: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Спасибо Вам большое!
Танечка: А нам пора возвращаться домой. До свидания!
Автор:
Педагог дополнительного образования
Тарчокова А.Б.