Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Историческая память о первом бурятском ученом Доржи Банзарове

Историческая память о первом бурятском ученом Доржи Банзарове

Содержание

От     автора…………………………………………………5

                   Введение……………………………………………………5                     

  1. Воспоминания земляков (потомков)………………….6
  2. Основные этапы жизни и их роль в становлении Доржи Банзарова как ученого…………..7

3.    Историческая память в артефактах музея в историческом и культурном наследии……….9

     3.1.Экспозиция историко-краеведческого музея……...……9

     3.2.Дань памяти великому ученому…………………………11

Заключение……………………………………………...11

Библиографический список……………………………12

Приложения

 

«… бережное, заботливое отношение к прошлому, к памяти, к истории и духовным и материальным отношениям … Это высший критерий культуры философии, преемственности поколений, торжества бессмертия, вечной жизни человечества».

Д. С. Лихачёв

От автора

Прошло 200 лет со дня рождения одного из талантливейших востоковедов XIX века, первого бурятского ученого, Доржи Банзарова. Его имя у всех на слуху. Но, тем не менее многие, особенно мои ученики спрашивают: кто такой Д.Банзаров? Чем он заслужил почет и уважение? Задавшись вопросом, что знает юное поколение о личности Д.Банзарова, мы провели опрос среди учащихся нашей школы. В ходе исследования  мы выяснили, что 65% опрошенных знают о личности Д.Банзарова; 10% опрошенных наслышаны о Доржи Банзарове, но не знают, кто это; 5% опрошенных давали неверную информацию; 20% опрошенных школьников ничего не знают о Д. Банзарове (приложение 1).

Введение

Совсем молодым закончил Доржи Банзаров (1822-1855 гг.) свой жизненный путь. Его 33-летняя жизнь промелькнула ярким метеором. За свою короткую жизнь он сумел внести большой вклад в различные отрасли востоковедения, оставив заметный след и обогатив сокровищницу отечественного востоковедения трудами, не потерявшими своего научного значения и в наши дни. Некоторые из его научных положений получили всеобщее признание и вошли в золотой фонд отечественной востоковедной науки.

Изучение научного творчества Доржи Банзарова продолжается и  сегодня. Значительное влияние на изучение творческого наследия ученого оказали научные конференции («Банзаровские чтения»), проводимые на разных уровнях и посвященные юбилейным датам со дня рождения ученого. Материалы этих научных конференций во многом обогатили Банзароведение. В связи с этим появилась необходимость нового издания собрания сочинений Доржи Банзарова с учетом этих обстоятельств и современных достижений отечественной востоковедческой науки.

Обращение к жизни и деятельности первого бурятского ученого обусловлено необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого, значения его передовых идей в развитии отечественной  науки.

Считаем, что актуальность изучения данной темы не вызывает сомнения, т.к. данное исследование позволяет приобщить современников к изучению личности и научного творчества Доржи Банзарова и в какой-то мере — это возможность выразить свое глубокое уважение к бурятскому ученому, просветителю и гражданину России.

Тема исследования: Историческая память о первом бурятском ученом Д. Банзарове.

Цель исследования: выявить уровень и степень сохранения исторической памяти о  ДоржиБанзарове на его малой Родине.

     Задачи исследования:

-изучить биографические материалы о Доржи Банзарова;

— изучить основные этапы жизни и их роль в становлении Доржи Банзарова как ученого;

— выяснить, насколько сохранилась историческая память о Доржи Банзарове;

-провести опрос среди учащихся старших классов гимназии, что они знают о Доржи Банзарове.

Объект исследования: биография Д. Банзарова.

Предмет исследования: уровень и степень сохранения исторической памяти о Доржи Банзарове на его малой Родине.

Методы: историко-хронологический, метод системного анализа, синтез, опрос.

Источниковая база: эмпирическую основу работы составили краеведческая литература, артефакты музея и периодическая печать.

  1. Воспоминания земляков (потомков)

В сентябре 1969 года Доржиев Д.Д. доктор филологических наук, профессор побывал в Джидинском районе. Тогда он убедился, что еще живы у его земляков воспоминания о Доржи Банзарове. Наиболее осведомленными были житель с.Гэгэтуй Ванчик Норбоев (1882 года рождения) и житель с. Ичетуй Даши-ДоржиЛайдапов (1911 года рождения), от которых узнал и записал следующие  сведения о Доржи Банзарове:

О месте рождения. Он родился в Нижнем Ичетуе, в местности Сарабдынкутэл, в нескольких километрах южнее закаменского тракта. Эту местность еще называют Пятынкутэл в честь предка Банзарова. В двадцатые годы на месте стоянки родителей Банзарова можно было увидеть следы небольшого дома. Говорят, что отец Банзарова построил небольшой рубленый дом, и заказал круглый стол с точеными ножками, два стула в надежде, что по окончании учения его сын вернется на родину. Рассказывают, что Д.Банзаров лишь один раз, по приезде из Казани, был в этом доме и встречал гостей.

О родословной.  Даши-Доржи Лайдапов поведал следующее: «Мне было около девяти лет, когда я узнал о том, что являюсь родственником Доржи Банзарова. Мой отец относился к беднякам. Тогда в Ичётуе открывалась первая школа. Возглавляли местное население атаман Гэгэтуйской станицы Доржи Бунеев, зайсан Очир и другие. Они пришли к нам и предложили отцу отдать меня в школу. Отец согласился. Нойоны приехали в школу, показали мне круглый стол Банзарова, а также старинные часы с кукушкой, говоря, что эти часы «нойона Банзарова». Так, хотя я и был из бедной семьи, местное начальство сочло возможным определить меня учеником вновь открывшейся школы. Тогда-то я узнал, что отношусь к родственникам Банзарова».Даши-Доржи Лайдапов приходится правнуком Банзара Дардаева. (Приложение).

О Доржи Банзарове.  Ванчик Норбоев рассказывал: «Говорят, что, когда, Банзар увез своего сына в Селенгинскую думу на учебу, при расставании дал ему оплеуху, чтобы сын меньше думал о доме, о родителях, больше заботился об учебе, о делах. Сначала Доржи Банзаров учился в Селенгинске, затем в Кяхте и впоследствии в Казани…»

По прибытии из Казани Доржи посетил Ичетуйский дацан. Он был поражен тем, как быстро распространилась на его родине буддийская вера, как много стало монахов. При приеме у настоятеля Доржи Банзаровзаявил: «У вас много молодых людей. Я хочу подобрать 50 лучших парней и увезти в Казань, чтобы они там учились наукам. Даши-ДоржиЛайдапов заметил: «Доржи Банзаров был человеком весьма твердым, суровым, все его боялись. Он был помощником Иркутского губернатора, высокопоставленным нойоном. Зантуу Бадмаев будучи писарем-нойономстепной думы растратился и попал в тюрьму. По ходатайству Банзарова он был немедленно освобожден».

Из этих и других рассказов земляков Доржи Банзарова можно увидеть, что его земляки хранят в памяти многое о жизни и деятельности славного своего сына, первого бурятского ученого.

Выпускник Верхне-Ичётуйской школы Бадмажапов Валерий, являющийся потомком известного ученого, занимается исследованием семейного родового древа и уже с помощью дедушки составил свою родословную. Юноша рассказывает, что будучи школьником, в 2012 г. в составе экспедиции Джидинского района он прошел по местам, где бывал Доржи Банзаров – в поселке Селендума, в поселке Новоселенгинск Селенгинского района. Посетил музей декабристов. Был удивлен тем, что, оказывается, Доржи Банзаров был знаком с декабристами… В Улан-Удэ мальчик участвовал на митинге возле памятника Доржи Банзарову. Школьник по праву гордится своим великим родственником и желает быть похожим на него.

2.Основные этапы жизни и их роль в становлении Доржи Банзарова как ученого

Д.Банзаров родился под счастливой звездой, и ему явно повезло. В 1833 году в г. Троицкосавске, чтов 4 верстах от знаменитой торговой слободы Кяхты, открылась русско-монгольская войсковая школа, куда набирали для учебы детей бурятских казаков.Этой школе и предстояло стать первой ступенью лестницы, ведущей к вершинам знаний будущего ученого. После успешного окончания школы, судьба приготовила еще один подарок Д.Банзарову-учебу в Казанской гимназии, где он стал формироваться как ученый. А затем обучение в университете; здесь Д.Банзаров получил широкое образование в области гуманитарных наук, с живым интересом изучал восточные и западноевропейские языки.

В университете внимательно следил за учебой Банзарова и умело направлял его научные интересы О.М. Ковалевский. Под непосредственным влиянием профессора Банзаров еще на студенческой скамье постепенно приобщился к научной работе, а также написал на монгольском языке научно-популярные труды («Всеобщая география» и «Монгольская грамматика»),  занимался переводами с маньчжурского языка.

Вскоре Доржи Банзаров окончил университет, получив диплом кандидата наук за представленную диссертацию на тему «Черная вера, или шаманство у монголов».

Таким образом, казанский период явился главной ступенью формирования ученых навыков Д.Банзарова, а также отметился в его судьбе трагическими мгновениями: потеря земляков-соотечественников, что явилось, на наш взгляд, особым уроком в жизни Д.Банзарова.

18 января 1848 г. после разрешения министерства просвещения Банзаров выехал в Петербург. Здесь он прожил почти до середины июня 1848г., используя это время плодотворно для пополнения и углубления своих знаний, занимаясь в публичной библиотеке и Азиатском музее Академии наук. В Петербурге он подружился с востоковедами В.В. Григорьевым и П.С. Савельевым, которые окружили его товарищеской заботой. Именно при их содействии были опубликованы его филологические статьи. За период своего шестимесячного  пребывания в Петербурге Банзаров по поручению Академии наук ознакомился с маньчжурским фондом и составил каталог этого фонда, который по праву относится к числу его научных работ.

Таким образом, в Петербурге Банзаров нашел ту благодатную почву, на которой стал крепнуть его талант ученого-востоковеда.

В 1848 г.  Банзаров поступает на службу в Главное управление Восточной Сибири в Иркутске, он был назначен чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. 12 апреля 1850 г. Доржи Банзаров уехал в Сибирь и приступил к исполнению чиновничьей службы, которая его очень тяготила. Банзаров занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чиновников и привлекал их к ответственности. С 1850 по 1855гг., несмотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий. В этот период ученый выполнил ряд работ: внес исправления на географических картах, пояснил на карте пункты китайской границы в соответствии с российскими и маньчжурскими данными, совершил поездки в Тункинский край для исследования происхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев), открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с монгольского текст «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет».

Таким образом,находясь в стесненных условиях чиновничьей жизни, Банзаров и в Иркутске не переставал заниматься своим любимым делом. И это при нехватке специальной литературы, при невозможности восстановить тот круг научного общения, в котором ему, конечно же, было комфортно во время пятнадцатилетнего пребывания в европейской части России. И скорее всего, глубокая тоска и  нереализованность  возможностей Д. Банзарова, как ученого, привели к ранней смерти.

3. Историческая память в артефактах музея в историческом и культурном наследии

3.1. Экспозиция  историко-краеведческого музея

История рождения и взросления будущего ученого связана с его малой Родиной, с селами Нижний и Верхний Ичётуй. Память о появлении на свет Доржи Банзарова в местечке Шулэг между двумя селами бережно сохраняется его потомками, земляками. В средней школе в селе Верхний Ичётуй  находится историко-краеведческий музей, открывшийся в 1982 году в здании заново отстроенной школы.Историко-краеведческий музей Верхне-Ичетуйской школы носит имя  земляка – первого бурятского ученого Доржи Банзарова (приложение). Здесь, на берегу речушки Ичетуйка, прошло его детство и отсюда начался его большой путь в науку. Музей создан   по инициативе учителя истории, ветерана педагогического труда Михаила Дугаровича Цаганова. Долгое время руководила музеем Чагдурова Ханда Цыденешиевна.

Она вспоминает, что вначале был создан Штаб музея, куда вошли руководство школы и учителя-ветераны. Каждому учителю было дано задание – собрать материалы по разделам: «Жизнь и деятельность Доржи Банзарова», «История села Верхний Ичетуй», «История Верхне-Ичетуйской школы», «Ветераны Великой Отечественной Войны», «Ветераны труда». За короткое время был собран богатейший материал: документы, рассказывающие о короткой, но яркой жизни Доржи Банзарова. В 1984 году музей был официально признан историко-краеведческим музеем имени Доржи Банзарова. В музее находится экспозиция, посвященная жизни и научной деятельности Доржи Банзарова.

Первый раздел экспозиции посвящен биографии ученого. В этом разделе представлены родословные Доржи Банзарова со слов Д.-Д. Лайдапова и Жамцарана Церенова, Самбу Цыбэнова, Гомбо Бадмажапова.

Основная тематическая структура – раздел, посвященный научным трудам ученого, а также материалы конференций «Банзаровские чтения»: учебные исследования учащихся, брошюры, буклеты.

Вызывают интерес рисунки неизвестного художника, на которых запечатлены моменты детства будущего ученого от рождения до отъезда в Троицкосавск в 1831 году, а также взрослые периоды жизни.

Большую ценность представляют такие документы: свидетельство, удостоверяющее обучение Банзарова в троицкосавской школе, ведомости успеваемости за 1844 год, свидетельство об окончании Казанской гимназии с выставленными отметками «отлично» по истории и «хорошо» по математике, а также список студентов и слушателей 4 отделения философского факультета по  разряду восточной словесности с испытанием  в мае (дата неразборчива) 1844 года (приложение). Отрадно читать в таких документах, что наш земляк преуспевал в науках и имел только отличные отметки. Из личных вещей сохранился стул, который, по предположениям, и есть тот самый стул из набора мебели, заказанной отцом Доржи (приложение).

Значительное место в экспозиции занимают портреты Доржи Банзарова (приложение), выполненные как местными мастерами, так и известными художниками, такими, как Э.Э.Аюшеевым, художником-графиком, монументалистом, членом Союза художников России, заслуженным художником Республики Бурятия, лауреатом премии Совета Министров СССР,К. Дульбеевым, народным художником Бурятской АССР. На одной из картин (художник К. Дульбеев) Доржи Банзаров изображен в гостях у Н. Бестужева, отбывавшего ссылку в Селенгинском остроге (ныне с. Новоселенгинск Селенгинского района РБ). Интересный факт, которым гордятся жители села, тот, что картина — дар колхоза имени Доржи Банзарова.

В музее находится книга, на сегодня библиографическая редкость, о создании колхоза имени Д. Банзарова (приложение). Автором является М.Д. Цаганов, проживший всю жизнь в этом селе, на глазах которого и происходило рождение колхоза, носившего столь высокое звание.

Фонд музея постоянно пополняется местными экспонатами и материалами, отражающими жизнь села Верхний Ичётуй.

Музей открыт для посещения всех желающих. И каждый,  ступивший на благодатную ичётуйскую землю, ощущает свою сопричастность с выдающимся наследием первого бурятского ученого Доржи Банзарова. Музей воспитывает любовь к родному краю, истории села, его прошлому.

Верхний и Нижний Ичётуй не оспаривают друг у друга права называться родиной первого бурятского ученого — это вообще далеко от народных, буддийских правил бытия. Лучше, считают сельчане, прославлять родину Доржи Банзарова трудом, успехами в науках и искусствах.          

А памятник ученому установили между селами, на возвышенности. В дни юбилея ученого  проходят торжества, конкурсы сочинений, читательская конференция.

"Доржи Банзаров — самородок, он, как Ломоносов, такой же величины ученый для нас, — поделилась с нами Сыпылма Дамдинсуруновна Цыдыпова — заслуженный учитель России, отличник народного образования. — Жителям села есть, с кого брать пример, у кого учиться. Он будет примером для всех поколений.

3.2 Дань памяти великому ученому

В декабре 2007 года администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности.

24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено  Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе (в настоящее время основной общеобразовательной школе) Джидинскогорайона.11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева (приложение). Доржи Банзаров изображен в иркутский период его жизни, в правой руке держит перо, в левой раскрытую книгу. На мраморной плите золотыми буквами высечена надпись: “Выдающемуся сыну бурятского народа, первому бурятскому ученому Доржи Банзарову, 1822-1855 гг., от благодарных земляков”.

В январе 2019 г. приказом Министерства науки и высшего образования России Бурятскому университету возвращено имя Доржи Банзарова. В октябре  2020г. на историческом здании Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета установлена мемориальная доска первому бурятскому ученому Д. Банзарову, 200-летие со дня рождения которого отпраздновали в 2022 г.

Таким образом, в Бурятии историческая память Д. Банзарова сохраняется и приумножается.

Заключение

Подводя итоги нашего исследования, хотелось бы отметить, что

  1. выдвижению Д. Банзарова, зарождению его таланта, как известно, способствовала совокупность весьма благоприятных обстоятельств. Это, прежде всего, незаурядный природный ум, смекалка и среда.

2.  изучая биографию Доржи Банзарова, его основные этапы жизнедеятельности, опираясь на документы музея, мы убедились, что обладая таким выдающимся культурным и историческим наследием, наша задача беречь, приумножать эти духовные ценности и, конечно же, приобщать к ним современников; историческая память о первом бурятском ученом сохраняется.

3. изучать биографии выдающихся людей познавательно и полезно, ведь жизнь каждого незаурядного ученого — это само по себе историческое событие, некий поворотный момент в

развитии научного знания, поэтому наше исследование может быть полезным материалом для учащихся при изучении истории родного края.

 

Библиографический список

  1. ВенгеровС.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т.II, СПб.,1891г.
  2. Доржи Банзаров. Собрание сочинений. Улан-Удэ,1997 г., с.11.
  3. Ким Н.В. Дожи Банзаров (Биографический очерк), Улан-Удэ,1992г.
  4. Ким Н.В. Доржи Банзаров (Биографический очерк), Улан-Удэ,1997г.
  5. Шофман А.С. Казанский период жизни и деятельности Доржи Банзарова.

Бурят-монгольское книжное издательство. Улан-Удэ,1965г.

  1. Газета «Буряад Yнэн». 1998, с.9.
  2. Газета «TV Дубль», 26/09/2012, № 39.
  3. Журнал «Байкал»,1972, № 3.
  4. Фонд историко-краеведческого музея им. Д.Банзарова с. В.Ичетуй Джидинский район.
  5. http://irkipedia.ru/content/banzarov_dorzhi_banzarovich

 

Приложение

  

 

 

 

 

 

            

 

             Свидетельство  Д. Банзарова                                                                                                                        об  окончании гимназии

                        Публикации о Д.Банзарове

 

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть