Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений при формировании этической культуры младших школьников
«Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений при формировании этической культуры младших школьников»
В современной начальной школе, мы все чаща стали сталкиваться с такой проблемой, как девиантное поведение младших школьников. Это связано с тем, что родители не думают о правильном воспитании своего ребенка.
Поэтому мы обратились к психолого-педагогической литературе, и увидели, как много представлено работ, в которых были изучены типы взаимоотношений родителей с ребенком, а также влияние на развитие личности ребенка, особенности характера и поведения.
В современном мире, молодые родители, все больше перестают думать о том, как правильно воспитывать своего ребенка. В результате чего, мы стали замечать, что стало больше появляться младших школьников с девиантным поведением.
Если обратиться к психолого-педагогической литературе, то можно увидеть, что представлено огромное количество работ, в которых были изучены типы взаимоотношений родителей с ребенком, а также влияние на развитие личности ребенка, особенности характера и поведения. В Отечественной науке, а также и практике детско-родительские взаимоотношения изучали А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковский и другие. Изучение отношений родителей с детьми и их нарушения широко проводилось в рамках клинического подхода, так как именно в практике проблема детско-родительских отношений возникает с особой остротой. Изучив литературу, можно сделать вывод, что Отечественные и зарубежные авторы считают, что родители строят свои отношения с детьми по определенной модели, именно дети модель воспитания их собственных родителей которую они копируют и если это модель была не совсем приемлема, то они могут продемонстрировать это своим детям.
Поэтому, необходимо проводить целенаправленную, спланированную, систематическую работудля более успешного протекания процесса психолого-педагогической поддержки детско-родительских отношений в современной начальной школе.
Семья – это самая первая и самая важнейшая ячейкой общества, в которой закладываются и формируются нравственные начала, жизненные принципы ребенка, подготавливающие ребенка к жизни. Она является первым и самым глубоким источником социальных идеалов, она закладывает основы гражданского поведения. Поэтому именно родители, они являются первыми воспитателями, которые должны оказывать сильное и определяющее влияние на своих детей.
Проблема психолого-педагогической поддержки детско-родительских отношений в современной педагогике и психологии является одной из самых актуальных. Возможно, это обусловлено тем, что характер детско-родительских отношений во многом определяет успешность социализации личности ребенка.
Таким образом, детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Полноценное, теплое общение с родителями очень важно для развития детей. Взаимопонимание, готовность прийти на помощь в сложной ситуации, постоянная готовность выслушать родного человека и не только сочувствовать, но и вместе проанализировать создавшееся положение, найти правильный выход.
Психолого-педагогическая поддержка – это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка в проблемной ситуации. Психолого-педагогическая поддержка — это быть педагогу (учителю) рядом, помочь в обучении, следовать за учеником, сопутствовать в его индивидуальном продвижении в учении.
В работе с семьями в идеологии психолого-педагогической поддержки детско-родительских отношений используются следующие формы совместной работы: совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, беседы, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, уроки для родителей, лекции, проводятся индивидуальные консультации для родителей, оформление информационных листков, памяток на интересующие родителей темы.
С этой целью нами была разработали программа психолого -педагогической поддержки детско-родительских отношений в современной начальной школе.
Целью которой является формирование навыков позитивного взаимодействия родителей и детей. В ходе работы нами решаются такие задачи как:
1. Получение опыта содержательного и конструктивного общения.
2. Совместное осмысление духовно-нравственных ценностей семьи.
3. Воспитание у детей чувства гордости, ответственности, и уважения за свою семью.
4. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
5. Создание условий для формирования у родителей понимания значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов.
6. Создание условий для формирования нравственной культуры родителей и адекватной оценки себя и других людей.
В процессе реализации программы нами был сделан вывод, что эффективность программы во многом зависит от активной позиции родителей, от их готовности принять установки на самостоятельную творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых психолого-педагогических технологий и методик
Для сравнительного анализа мы провели диагностики («Кинетический рисунок семьи» Р. Бэнса, С. Кауфмана., тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика Рене Жиля.) на начальном этапе работы и на контрольном этапе работы где мы увидели улучшения взаимоотношений родителей и младших школьников, поэтому можно сделать вывод об эффективности реализации психолого-педагогической поддержки детско-родительских отношений в современной начальной школе.
Тимофеева Татьяна Викторовна и Керлеп Евгения Николаевна