Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Работая учителем истории, я всё чаще думаю о том какую духовно-нравственную основу подводить под воспитание учащихся. Какие цели должны быть приоритетными на уроке?  И снова  прихожу к тому, что одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой.

Курс отечественной истории является одним из основных школьных курсов, создающих условия для формирования чувства патриотизма и гражданского мировоззрения.

Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Любой урок истории несёт в себе изначально личностную оценку событий, как прошлого, так и  настоящего, поэтому организую, процесс  таким образом, чтобы изучение  материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся. Источником информации является жизненный (витагенный) опыт ребенка, как бы мал он ни был. Говоря языком науки – необходимо актуализировать (востребовать) витагенный опыт учащихся.  

Через монолог учителя, через диалоги, диспуты, конференции ученики осмысливают свой жизненный опыт, опыт своих родителей.   Я часто даю задания, направленные на то, чтобы ребёнок пообщался с родителями по определенному вопросу, который изучается в курсе истории (например, «Взгляд на Россию ХХ века», «Реформистский курс М.С. Горбачёва: достижения и просчёты»).  Учащиеся сравнивают оценки исторических событий известных политиков, своих родителей, слышат моё мнение, высказывают свои варианты оценки произошедших событий.

Ни  один  урок   не должен  проходить   без изучения  достойных  личностей.

На своих уроках и  факультативных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня ясно  одно – прежде всего это должен быть гражданин.  Поэтому урок стараюсь организовывать таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом ученик проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный, определяя значение данного события для развития общества и личности.

Особое место в моей практике занимают нетрадиционные уроки: уроки-консультации, уроки-зачёты, уроки-путешествия, конференции и т.д. Такие уроки  не только повышают активность школьников в изучении дополнительной литературы, но и формируют гражданское сознание: «Ты – продолжение прошлого». Этим прошлым можно и нужно гордиться.  

Наиболее благодатный материал по воспитанию любви и уважения к Родине содержат в себе уроки, посвященные битвам, войнам. С первых уроков темы «Великая Отечественная война», на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, использую аудиозаписи, иллюстративный материал, видеоматериал. Для этого на уроке использую сайт «Победители», созданный к годовщине великой Победы. Основу составляет интерактивная карта, на которой изображена лента времени. Можно посмотреть любой период войны. Здесь собраны практически все формы работы учителя на уроке:  это и  работа с документом, историческим источником, и архивные материалы и фото и видеоматериалы, воспоминания ветеранов и работа с анимированной картой  и многое другое. В условиях ограниченности часов этот сайт очень выручает, а   его патриотичность вызывает чувство гордости за нашу страну.

В своей работе по патриотическому воспитанию использую и тот огромный

потенциал, который несёт в себе краеведение: знание о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой родине, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Например, к уроку «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. В качестве наглядности на уроке используются ксерокопии документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Так почти у каждого в классе находится, что рассказать о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны.

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких -  участников величайших событий в истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма.

Таким образом, используя все имеющиеся в моём распоряжении средства, я

стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви  к Родине,  своему городу, семье, без которого у нашего общества не может быть будущего.

 

Список литературы:

  1. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н.      Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  2. Сайт «Победители – солдаты Великой войны». URL: http//www.pobediteli.ru.
  3. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1

 

Автор: 

Богданова  И.И.


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть