Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Стремительное развитие нашего общества в последние годы непосредственно связано с информацией. Благодаря новым технологиям, у нас есть возможность не выходя из дома посетить какой-либо музей, почитать любимую книгу, посмотреть фильм, заказать еду, посмотреть реальную погоду  на тихоокеанском побережье, увидеть по видеосвязи людей живущих за тысячи километров от нас. Интернет  стал неотъемлемой  частью нашей жизни. И наше общество также стремительно пытается перейти к следующему этапу – информационному обществу. Основными характерными признаками которого являются:

  • внедрение информационных технологий во все сферы жизни;
  • развитие компьютерных сетей, сотовой связи;
  • компьютерная грамотность для всех;
  • свобода доступа к информации;
  • доступность образования;
  • изменение структуры экономики;
  • изменение уклада жизни людей.

Знания становятся основным «продуктом производства».   Ответственность за формирование конкурентоспособной личности возлагается и на систему образования, в частности – на образовательные учреждения. Поэтому  основной целью современного образования является развитие тех свойств личности, которые нужны нашему обществу и самой личности для включения в социально ценную деятельность. Немалую роль играет в этом процессе информационная культура.

 

Что такое информационная культура?

Говоря о перспективах развития информационного общества и понимая, что каждый человек становиться на «единичкой», «процентом», а гражданином данного общества, со своим именем, фамилией, датой рождения, местом жительства, интересами и увлечениями, мы должны понимать неотъемлемую роль культуры, в данном случае – информационной. Согласно авторам учебника информатики под редакцией Константина Юрьевича Полякова, информационная культура – это культура обращения с информацией и информационными технологиями.

Информационная культура общества – это способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства обмена информацией; применять передовые достижения в области информационных технологий. А информационная культура человека – это умение

• формулировать потребность в информации;

• находить нужную информацию;

• отбирать и анализировать информацию;

• представлять информацию в разных видах;

• обрабатывать информацию;

• использовать информацию для принятия решений,

при этом помня о нормах морали, права и этики. Это требования не к «идеальному» человеку. Это требования к успешному, конкурентоспособному выпускнику, научившемуся грамотно работать с информацией. «Кто владеет информацией – тот владеет миром» (Натан Майер Ротшильд)

Формирование информационной культуры не происходит одномоментно. Это долгий кропотливый процесс, требующий от всех участников работы в полную силу. И опять, информационная культура для предметной области «Информатика» не является чем-то аморфным, недосягаемым, идеальным – это обычный инструмент, который используется на каждом уроке с 5 по 9(11) класс.

Сначала, в 5 и 6 классах мы, учителя информатики, помогаем обучающимся бережно относиться к информации, учим искать и отбирать нужную информацию, закладываем основы правильной обработки графической и текстовой информации. Затем, когда начинается изучение предмета «Информатика» в 7 – 9 классах — учим измерять и на профессиональном уровне обрабатывать информацию: правильное оформление рефератов, докладов, обработка графических файлов, создание документа любой сложности в электронном виде, работать с большими данными).

Чтобы у ребенка возникло желание приобретать знания, необходимо его заинтересовать, то есть, превратить знания в инструмент творческого освоения мира. Одним из таких механизмов реализации этой задачи является исследовательская деятельность. Самым ярким примером является создание веб-сайтов. Умение работать в коллективе; выступать в качестве руководителя и исполнителя одновременно, искать интересные пути и осваивать новые технологии; организовывать и планировать свою работу; проводить поиск и отбор нужной информации; проводить презентацию своей работы – всё это позволило Налобину Даниилу, ученику 9 класса, на протяжении трех лет подряд становиться победителем муниципального и регионального этапов и призером заключительного этапа Всероссийского конкурса медиатворчества и программирования «24bit». Его сайты, посвященные школьному краеведческому музею и ветеранам МВД нашего региона, имеют гуманистическую направленность.

Таким образом, делая акцент на формирование информационной культуры, что полностью соответствует личностным, метапредметным и предметным результатам заложенным в ФГОС, выпускник становиться носителем богатейшего кладезя, содержащего в обобщенном виде весь предшествующий опыт человеческой деятельности в области получения и использования информации.

 

Литература

1. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч. 1/К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ, 2017

2. Степанова М.В. Учебно-исследователькая деятельность школьников в профессиональном обучении//Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005

3. ФГОС ООО Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч. 1/К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ

 

Автор: 

Семенова Ирина Олеговна

учитель информатики 

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

Снейл участвует в голосовании «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса» в номинации — бренд.

Будем очень благодарны вашей поддержке и вашему голосу за бренд СНЕЙЛ. Голосование здесь — https://vk.com/omskcpp?w=wall-69220503_3931

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть