Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Бердинская Ольга Николаевна

МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза

С.А. Ахтямова» Советского района г. Казани

учитель английского языка

moja_olushka@mail.ru

 

 

        Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия. Создание на уроках английского языка благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей — один из ключевых векторов развития иноязычного образования сегодня.

        По мнению Леонтьева А.А., «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

        Как же организовать работу на уроке, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся? Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся. Поэтому задания должны быть прежде всего направлены на повышение мотивации учащихся к изучению языка.

 

        Задания для оценки функциональной грамотности имеют следующие особенности:

  • задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
  • в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
  • контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  • ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  • вопросы изложены простым и ясным языком;
  • используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

 

        Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

  • математическая грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • креативное мышление;
  • читательская грамотность.  

        Остановимся подробнее на том, какую роль в развитии функциональной грамотности школьников играет креативное мышление. Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и нового знания, эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения. УМК «Английский в фокусе» в разделе Portfolio предлагает серию заданий для развития творческого потенциала учащихся: создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи и др.

 

        Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ.  Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. Участие в проектах повышает уровень практического владения английским языком, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

 

        Вот еще несколько приемов для развития творческого потенциала учащихся на уроках английского языка:

  • Техника коллажирования позволяет познакомить учащихся с достаточно большим тематическим материалом, в то же время делает процесс интересным и развивает коммуникативную компетенцию учащихся, навыки совместной работы.
  • Визуализация информации при помощи «ментальных карт» также позволяет структурировать объем информации, систематизировать ее, используя творческие навыки. При систематическом использовании ментальных карт в учебном процессе можно формировать следующие познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить суждение, умозаключение, вывод; классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации; создавать схемы и модели для решения учебных и практических задач; планировать деятельность, находить пути достижения цели; сотрудничать; формулировать и аргументировать свою точку зрения, приходить к общему решению.
  • Работа с текстом. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста и работа по прочитанному организуется с помощью разных заданий-вопросов типа: Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке? По каким признакам вы догадались об этом? Посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, о чём будет текст? Как вы понимаете название текста?
  • Использование визуальных арт-технологий, таких как, к примеру, друдлы. это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули), "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Этот прием хорошо применять на этапе речевой разминки в начале урока, на мотивационном этапе. Ученикам необходимо на иностранном языке предлагать варианты интерпретации друдлов.
  • Драматизация. Учащимся можно предлагать разыграть прочитанный диалог по ролям; закончить рассказ; представить разговор главных персонажей и др.
  • Экскурсия на английском языке — направление внеурочной деятельности, развивающее значение которого трудно переоценить. Здесь дети учатся не только слушать, понимать иностранную речь, но и вести диалог, задавая вопросы. «Совершить путешествие» в желаемое место можно как лично, так и используя ИКТ. Современные технологии позволяют педагогу не только показать презентацию с фотографиями, но и совершить виртуальную прогулку по любому городу в стране изучаемого языка, к примеру, через online сервисы.
  • Театр на английском языке – еще одно эффективное средство повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Данная деятельность играет важную роль для формирования лексических и фонетических навыков, а также способствует достижению личностных и метапредметных результатов: повышение общего уровня культуры, развитие художественного воображения, обретение веры в свои силы и возможности, развитие умения взаимодействовать с окружающими при исполнении различных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей. Кроме того, репетиции проходят в групповой форме, при этом используются принципы деления на пары, малые творческие группы для работы над мизансценами и выполнение индивидуальных заданий в ходе коллективной работы, индивидуальная работа для упражнений на дикцию, артикуляционную гимнастику, для более детальной и тщательной подготовки роли. Иными словами, театр – это синтез почти всех образовательных технологий, от индивидуального обучения до новейших информационных.

 

        Таким образом, применяя задания на формирование креативного мышления, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира. Всё это необходимо для гармоничного развития личности, её функциональной грамотности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть