Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Формирование читательской компетенции в урочной деятельности

Формирование читательской компетенции в урочной деятельности

 Компетенции, читательская компетенция, однозначность и многозначность слова, приемы, формы и методы работы, приемы сжатия текста, приемы развертывания, тема, микротема,  сравнение, сопоставление, анализ, логика, мышление, память, внимание.

 

Мощь, мудрость и красота литературы

открываются во всей своей широте только

 перед человеком просвещенным и знающим

К.Г.Паустовский

      Школа является базовым звеном в системе образования и выступает как специальная организация, созданная для передачи знаний и опыта подрастающему поколению.

Особенностью современного этапа развития современного общества является усиление роли интеллектуальной деятельности человека и переход к когнитивному информационному обществу. Следовательно, образование в современных культурных и социально-экономических условиях играет ведущую роль. Необходимость качественных изменений в школьном образовании обусловливают ряд факторов и, прежде всего, фактор смены поколений в обществе и резкого сокращения периода смены знаний и господствующих технологий. По мнению японских специалистов для последовательного технологического и социального развития человеческого общества знания должны обновляться каждые 8-10 лет. Таким образом, если раньше полученных знаний было достаточно на всю социально-активную жизнь человека, за время которой не происходило коренных перемен, то теперь это невозможно в принципе.В условиях резкого увеличения объема знаний необходима смена педагогических приоритетов с “выучить — на воспитать” и с “научить – на научить учиться”.

Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

 В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет чтение и книга. Ясно, что успешно обучать школьников, не вооружив их рациональными способами работы с книгой, нельзя.

Выбор данной темы для создания инновационной площадки в нашей школе не случаен. Акцент на такой вид деятельности школьника и учителя, как работа с текстом, имеет своё объяснение.

Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в государственных нормативно-правовых документах:

“Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года” (2008);

“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009), разработанная в соответствии с Конституцией РФ (1993), Законом РФ “Об образовании”, на основе ежегодных посланий Президента России

     Книга, учебник учит только тогда, когда ученик умеет работать с ними, умеет читать и понимать прочитанное. От этого зависит умственное развитие ребенка. Нелегко обучить школьника технике чтения, но еще труднее воспитать компетентного читателя, а не гоголевского Петрушку.

     К сожалению, не все умеют читать осмысленно. Непонимание прочитанного, неумение общаться с учебником, нелюбовь к серьезному чтению порождают бездуховность, которая, как трясина, поглощает любые замыслы писателей, авторов учебников и учителей, делает все их усилия бесплодными. Поэтому формирование читательской компетенции школьников становится одной из основных обязанностей учителя. А в ФГОСООО не случайно говорится о необходимости обучать школьников работе с источниками, формировать умение самостоятельно получать знания.

Коммуникативные компетенции — это показатели умения сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе группы, обмениваться информацией

Определяя читательскую компетентность, можно сказать, что это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-познавательных, социальных, а впоследствии и профессиональных задач .

При определении «читательской компетентности» видна динамика – от поиска информации к её интерпретации и далее к творчеству, таким образом, можно определить модель читательской компетентности, характерной чертой которой является устремлённость ввысь

     Наша школа третий год работает над проблемой формирования читательской компетенции обучающихся  в урочной деятельности. На начальном этапе проекта мы проверили умение работать с учебниками обучающихся 5, 6, 7, 9 классов. Только 1,5% школьников владели элементарными приемами чтения. Остальные 98,5% не понимали осмысленно прочитанное и компенсировали неумение нагрузкой на память.

   Работа с текстом — это прежде всего понимание многозначности его содержания и запоминания. Еще А.С.Пушкин говорил: «Чтение — вот лучшее учение!» Это действительно так. Текст является посредником между автором и читателем в их общении. Понимание текста не менее сложно, чем его создание. В процессе, ведущем к пониманию, как бы  взаимодействуют две силы: сам текст и то, что происходит в сознании человека во время восприятия читаемого. Понимание текста зависит от умения воспринимать, понимать текст и правильно реагировать на прочитанное.

     Понимание — процесс многоступенчатый.

Первая ступень — понимание каждого слова, каждого словосочетания, каждого фразеологического оборота, входящего в текст. Мы провели  интересные наблюдения.  Изучая  произведения А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, девятиклассники равнодушно воспринимали незнакомые им фамилии видных деятелей, не понимали смысл некоторых выражений, но вопросов к учителю не было. Поражало равнодушие школьников к незнакомым словам, отсутствие стремления понять их смысл, выяснить для себя детали изучаемого текста.

Не зная отдельных слов, школьник может либо совсем  не понять текст, либо понять недостаточно полно, либо исказить смысл. Так, составляя предложения с несклоняемыми существительными, шестиклассники, не понимая их лексического значения, «запрягают» коней в трюмо, варят кашу из кашне. Поэтому первейшее условие верного восприятия текста — понимание каждого слова.

Изучая ту или иную орфограмму, постоянно задаем вопрос: «Что вам непонятно в орфограмме?» Большая часть отвечает: «Все понятно» Есть такие, которые отвечают: «Кажется, все понятно» Но в каждом классе найдется пять-шесть человек, которые промолчат. Они ощутили неполное восприятие текста орфограммы. Это те, кто зубрит правила, не стараясь их понять, им не хватает запаса знаний, они не выработали в себе устойчивую привычку к усвоению смысла сообщения.

Каждое слово многогранно, и понимание его тоже многогранно. Необходимо видеть и оценивать состав слова, соблюдать порядок мысли при его анализе.

Слова существуют не сами по себе. В тексте они в ответе не только за себя, но и за своих соседей по контексту, они рассказывают  как о себе, так и о своем смысловом и грамматическом окружении.

Так, слово если сообщает нам, что речь идет о том, что будет происходить на самом деле при определенных условиях. Слова но иа сигнализируют о том, что сейчас будет сообщено что-то противоположное высказанному ранее.

Создавая любой текст, в том числе и текст орфограммы, автор рассчитывает на жизненный багаж читателя. Человек с примитивным, ограниченным опытом ничего не сможет извлечь из текста.

В результате своих наблюдений, мы пришли к выводу, что хорошая тренировка в понимании текста — это развертывание предложений в текст. Она развивает умение пристально всматриваться в слова и вычерпывать из них информацию.

Например, пишем предложение: «Всегда спокойный и выдержанный, тренер на этот раз обнаружил подлинный свой темперамент»

Задаем вопросы, чтобы получить дополнительную информацию

  1. Каков был подлинный характер тренера? (Наверное, он был горячим, вспыльчивым)
  2. Какое качество он выработал в себе? (Умение держаться спокойно, уметь себя сдерживать)
  3. Из каких слов мы это видим? ( Всегда, на этот раз)
  4. В каком значении употреблено слово всегда?( Обычно, раньше)
  5. Почему свои врожденные черты он старался не проявлять, воспитывая в себе другие качества? (Этот человек — тренер, работает с людьми, руководит ими, ему в работе нужна выдержка и спокойствие)
  6. Почему же на этот раз он обнаружил свой темперамент? (Очевидно, произошло событие из ряда вон выходящее)

На основании этого анализа нужно написать маленький рассказ, в котором должно быть все, что есть в предложении. Вот примерный рассказ:

     «Тренер был всегда спокойным и справедливым. Все привыкли к этому. В любых, даже самых критических ситуациях, он сохранял выдержку чего бы ему это ни стоило. Он постоянно сдерживал себя и не проявлял чувство гнева да и радости тоже. Это помогало ему в работе, в решении спорных вопросов. Но на этот раз чувства захлестнули его, он обнаружил свой темперамент, когда лучший футболист не смог реализовать одиннадцатиметровый. Тренер горячился, кричал. Не поздоровилось всем! Таким его спортсмены увидели впервые.»

     Очень разнообразны формы работы с текстом на уроках русского языка, типы заданий направлены на развитие умения понимать слово, например:

  1. Найти в тексте непонятные слова и выяснить их смысл.
  2. Найти слова в переносном значении.
  3. Найти в тексте слова, употребленные иронически.
  4. Найдите в тексте утверждение, которое высказано как предположение.
  5. Найдите в тексте неверно употребленное слово.

Важно определить смысловые единицы текста, их связь. Нужно учить школьников предугадывать, о чем  пойдет речь дальше. Читая предложение со словом те , мы предугадываем, что скоро последует слово которые. Это дает нам возможность предугадать и течение мысли, и синтаксическую конструкцию. Это своеобразный мостик от одного предложения к другому, от одной микротемы к другой.

     Читая текст, мы общаемся с ним, а значит, должны уметь выделять в нем главную мысль. К сожалению, это не всегда получается. Поэтому на своих уроках мы используем задания, которые призваны развивать «умственную механику». Эти задания — модели, по их образцу  можно создать  задания по любому учебному предмету и для любого возраста.

  1. Восстановить неполные или рассыпанные тексты
  2. Дописать словосочетания, угадав недостающие слова: окладистая...(борода), перочинный...(нож), грецкий...(орех), кромешный...(ад)
  3. Собрать рассыпанные тексты так, чтобы получилось осмысленные предложения:
  • Значимая, после, часть, корень, для, слово, стоять, служить, новые, образование, и — это …....
  • ….профессия, детеныши, могут, указывать, на...

4. Собрать рассыпанные предложения, чтобы получился текст

     5.Из простых предложений собрать сложное, состоящее из 2 грамматических основ, третья останется лишней:  Но я выудил ее из воды гвоздем; сейчас я сведу тебя к твоим родителям; вашу шляпу ветер унес в пруд.

  1. Сформулировать своими словами общее для данных слов, данных словосочетаний, данных предложений.

 

     В своей работе по формированию читательской компетенции школьников мы используем опыт Ушинского К.Д. Знаменитый педагог считал, что для формирования умения осмысленного воспроизведения текста могут помочь задания с комбинированным набором полученных ребенком знаний. Самым распространенным является задание закончить предложение:

  • Суффикс, приставка — это …
  • Существительное обозначает предмет, а прилагательное — …

Более сложные задания:

  • Не часть ли речи глагол и дополнение?

Ученик должен произвести ряд мыслительных операций и дать развернутый ответ в форме предложения:

  • Что такое коза? (Коза — это домашнее животное, травоядное)
  • Что такое орел? (Орел — птица, сильная, зоркая, хищная)

Ушинский приучает быть внимательным к слову. В книгах Ушинского много примеров на сравнение. Он считает, что это развивает ум. По мнению великого педагога, умение задавать вопросы — это творчество учителя.

     И Л.Н.Толстой большое внимание уделял этой проблеме. Многие его рассказы начинаются с вопроса: «Для чего ветер?», «Отчего в морозы трещат деревья?»

Вопрос является толчком для самоконтроля в поиске ответа. Мы создаем систему заданий, направленных на формирование понимания вопроса и ответа на вопрос. Система тренировочных заданий включает следующие разделы:

  1. Задания, которые требуют ответа на вопрос
  2. Задания, требующие самостоятельной постановки вопроса
  3. Задания, стимулирующие возникновение вопросов по ходу чтения
  4. Задания, которые требуют ответа на поставленный вопрос в ходе чтения

     Для формирования читательской компетенции важное значение имеет сжатие текста, которое чаще всего используется на уроках развития речи. После чтения текста необходимо составить план, выписать тезисы, написать конспект, для того чтобы получился пересказ текста.

     План — это расположение, взаимная связь отдельных частей излагаемого. План всегда должен отражать структуру текста. Это выделение существенного в тексте, которое дает возможность разделить его на части. План  углубляет понимание текста, так как систематизируется все, что было извлечено из текста. Составление плана параграфа помогает его запомнить. Таким образом,  план является еще и средством для самоконтроля и самооценки.

     Школьники не любят составлять план. При подготовке домашнего задания (мы тестировали по этому вопросу 9 и 11 классы) лишь 1,1% составляют план статьи или параграфа. С зачетной работой по составлению плана статьи учебника успешно справилось только 5% обучающихся.  Трудность вызывает выделение существенного в тексте, деление его на части и формулировка вопросов по тексту. Поэтому мы разработали алгоритм работы по составлению плана.

  1. Прочитай внимательно текст и проведи диалог с ним.
  2. Выдели существенные мысли в тексте.
  3. Определи главную мысль.
  4. Раздели текст на части в соответствии с вычлененными микротемами.
  5. Озаглавь каждую часть.

Пункты плана должны быть краткими и связаны между собой по смыслу. Это поможет при пересказе любого текста, а пересказ является одним из самых распространенных приемов работы  с текстом в школе. Мы учим разным видам пересказа: сплошной, краткий, выборочный. Большое внимание уделяется подробному и краткому пересказу. Сплошной пересказ — это близкий к тексту пересказ. Такой вид пересказа распространен в начальной школе, когда дети воспроизводят текст «слово в слово», заучивают текст, как стихотворение. Простое заучивание легче, чем воспроизведение по смыслу. Такой пересказ тормозит интеллектуальное развитие школьника. Буквальный пересказ не дает возможности определить, понял ли ребенок текст. 50% пятиклассников не могут начать пересказ, так как забыли первое слово. Объем и сложность материала из года в год возрастает, а дословный  пересказ вселяет тревогу. Волнуются все: дети, родители, учителя. Осмысленного пересказа нет:  когда школьники пытаются пересказывать своими словами, их ответы поражают бессвязностью и косноязычием.

     С кратким пересказом тоже проблемы. Для многих  краткий пересказ текста — задача невыполнимая. Школьники просто пропускают какие-то части текста, иногда даже существенные, и делают пересказ не кратким, а коротким. Исследования показали, что лишь 20% школьников могут грамотно составить краткий пересказ.

     Информация в учебнике не одинакова по степени важности, поэтому уже при первом чтении ученик с карандашом в руках или просто в уме отбирает наиболее значимое. Например, выделяет основную мысль, правило, закон. Если в тексте параграфа есть примеры, нужно их не пропускать, а внимательно прочесть и понять, что они иллюстрируют, по аналогии с ними придумать свои примеры. К сожалению, тексты учебника не всегда совершенны. Иногда объяснения неполные или совсем отсутствуют. В таких случаях возникают вопросы, на которые надо искать ответы в других источниках.

Для понимания текста учебника можно составлять схемы, чертежи, таблицы, отражающие содержание текста.

     Понимание содержания во многом зависит от того, представляет ли школьник прочитанное в виде образов, картин. Образные представления сопутствуют чтению. Словесное рисование помогает формировать образное представление.

       Чтобы научиться работать с учебником, мы предлагаем следующую инструкцию

  1. Поработайте с заголовком:
  • Прочитав заголовок, остановитесь!
  • Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.
  • Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы.
  • Приступая к чтению, сопоставляйте ваши предположения с реальным  содержанием текста
    1. Работа с текстом:
  • Обратите внимание  на непонятное в тексте.
  • Найдите непонятные слова и выражения и объясните их с помощью словаря.
  • Если непонятно содержание текста, подумайте, не связано ли это с плохо усвоенным материалом; устраните пробел в знаниях.

3. Ведите диалог с автором!

  • По ходу чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании.
  • Проверяйте свои предположения в процессе чтения.

4. Выделяйте главное!

  • Старайтесь отделить главное от второстепенного.
  • Обдумайте, в какой части текста  выражена главная мысль.
  • По ходу чтения составляйте план или конспект текста.
  • Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты в тексте.
  • При необходимости делайте выписки.
  • Рассматривайте данные в учебнике примеры, придумывайте свои.
  • Старайтесь представить то, о чем вы читаете.

5. Запоминайте материал!

  • Выпишите опорные слова к пунктам плана.
  • Перескажите текст по плану.
  • Ответьте на вопросы  учебника.

Проверяйте себя!

  • Проверьте по учебнику правильность своего ответа.
  • Проверьте, все ли пункты плана нашли отражение в вашем пересказе.

     Освоив эти приемы работы с учебником, школьники приобретут гораздо больше, чем умение хорошо готовить уроки. Они будут формировать самих себя — свой ум, память, сообразительность, свои способности и таланты. Они будут создавать в себе глубоких и интересных людей.

       Экономическое, научное и культурное развитие страны на заре третьего тысячелетия теснейшим образом связано с тем, как сегодня формируется ум и культура каждого школьника и его способность «создавать самого себя» с помощью книги на протяжении всей жизни.

     Искусство чтения — процесс творческий. Талантливый читатель владеет привычкой и навыками систематического и целенаправленного чтения. У него развивается потребность грамотного, осознанного чтения, как источнику самообразования, самовоспитания; привычка и умение осмысливать прочитанное.

     Полезное чтение -  тяжелый и сложный путь души. Чтение — это доверительный диалог писателя и читателя. Гете писал: «Есть три вида читателей: первый — это те, кто наслаждается не рассуждая; другой — те, кто судит, не наслаждаясь; третий -  те, кто судит, не наслаждаясь, и наслаждается, рассуждая».

     Быстро (бегло) читать — это не значит уметь читать, нужно постигать внутренний смысл прочитанного, глубину содержания текста. Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие автора с присущим ему мировосприятием и пониманием окружающего — непременное свойство умения читать.

     Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, очень значимо. Важно научить детей следовать совету К.Г.Паустовского: «Читайте не торопясь, чтобы не терять ни единой капли драгоценного содержания книг».

 

Список использованной литературы

  1. Русские писатели о литературе. В 3-х т. Л.1959г
  2. Толстой Л.Н.Рассказы для детей. М.1968.
  3. Ушинский К.Д. Педагогические соч. в 6 – ти  т.2 – М.1988.

 

Автор: 

Кустова Н.А.

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть