Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Эффективные формы и методы преподавания русского языка и литературы

Эффективные формы и методы преподавания русского языка и литературы

          Известно, что только то государство может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран  мира,которое сумеет создать для своих граждан достойные условия для приобретения качественного и современного образования. Казахстан, оставаясь полиэтническим государством, переживает сегодня сложный и противоречивый период своего культурно-языкового развития, о чем свидетельствует сложившаяся языковая ситуация, характеристика которой дана в Концепции языковой политики Республики Казахстан. Следует отметить,что практически во всех документах в области языковой политики стержневой идеей является необходимость овладения несколькими языками. В современное время практика показывает, что большой процент выпускников школ с казахским обучением имеют достаточно знаний и умений, чтобы высказать свои мысли на русском языке. В настоящее время очень много интересных методов и приемов преподавания. Одним из таких методов является критическое мышление и стратегии обновленной программы образования. В настоящее время проблема изучения русского языка и литературы имеют некоторые особенности. Проблема преподавания русского языка и литературы,  в том, что находясь в мире интернета и компьютерных технологий, учащиеся практически не читают художественную литературу как на родном, так и на русском языках. Данные проблемы эффективно решаются через стратегии критического мышления и обновленной программы образования. Полиязычие имеет немаловажное значение на уроках русского  языка и литературы. Сравнительный анализ как метод на уроках позволяет проводить параллель между русской и казахской литературой и облегчает усвоение материала.  Несмотря на многие различия в национальной культуре есть и общие черты, как в устном народном творчестве, так и письменной литературе русского и казахского народа. И в этом мне помогают такие методы как Венн- диаграммы, синквейны, «РОНДЕЛЬ», «ДИАМАНТ», «Фишбоун». Хочется отметить, что данные стратегии оживляют уроки словесности, дают огромные возможности для раскрытия творческих возможностей учащихся, при этом слово учителя является и остаётся самым важным средством положительного воздействия на ребенка для мотивации обучения. Дети, носители казахского языка, имеют огромный потенциал в изучении русского языка. Их отличает языковое чутье к языку  и огромное желание знать мировой язык, язык А. С. Пушкина.

При ограниченном количестве времени изучения произведения большую роль играют опережающие задания. Учащиеся готовят презентации, книжки- картинки, рефераты, выполненные  своими руками. Работая с одаренными детьми, поставленные перед учителем задачи  решаются вместе с детьми в тесном сотрудничестве. Учитель задает тон, а дети подхватывают. Остановлюсь на стратегии «Венн-диаграмма». Использование этой стратегии даёт возможность в интересной форме сравнить понятия, героев произведений, вызвать мотивацию учащихся. Так, при изучении рассказа Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» дается учащимся задание сравнить праздники Рождество и Курбан айт. В наше современное время, когда уходит в прошлое простое общение, сутками в руках гаджеты считается нормой, очень сложно чем-то удивить учащихся. Учитель должен помимо уроков и учебной деятельности уметь отвлечь учеников внеклассной работой, чтобы одарённый ученик имел творческие интересы на стороне: не сломать хрупкое желание ученика получать знания. Если выразить одной фразой мою работу в училище-это интересная и слаженная работа с детьми. На уроках словесности монологическая устная речь должна звучать часто. Ораторами не рождаются. Мы стараемся овладеть искусством устного публичного выступления уже в школе. Детям раздаю темы презентаций, докладов, объясняю формулировку темы, основную мысль. Ученику помогаю подобрать и изучить литературу по теме. Ученик отмечает важное, делает конспект на отдельных карточках, чтобы во время выступления пользоваться ими. Обращаю внимание на те факты и детали, которые будут интересны именно данной аудитории, детям, увлечённым музыкой. Я считаю, что если учитель мало думает, смеётся, помогает, играет, творит, то как же научить этому учеников? С увлечением  организую различную работу с учениками, вовлекая как можно  больше детей в общественную работу. В нашем училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных студентами и учениками предпрофильных классов вот уже третий год выпускается газета “ARTnews”. Название газеты придумали сами учащиеся. Мы, издавая газету, поставили перед собой такие цели:

       · приобщить учеников к чтению периодической литературы;

· информировать о происходящих в училище и общественно-политической жизни в стране важных событиях непосредственно, вслед за событиями;

·  воспитать  поликультурную личность;

· выявить творческие способности учеников.

Создали совместно с детьми инициативную группу, куда входят одарённые студенты (Куликов А., Байбосынова А., Медведев А., Ермек? ызы Ж.) и ученики предпрофильного образования. Ребята понимают, что нельзя считать себя современным человеком, не зная важных событий, которые происходят в училище и за её пределами, за проблемами, волнующими общество, за процессом развития разных областей искусства, науки, литературы. Периодическая печать- это источник того дополнительного материала, который каждый ученик должен черпать для творческого и наиболее полного усвоения курса общественно — политических, гуманитарных, естественно– математических дисциплин. Готовясь к написанию статей, учащиеся при необходимости обращаются ко мне с вопросом: «О каком очень интересном сообщении можно написать в газете?» и перед учащимися разворачивается  целый калейдоскоп новостей, идей — размышления, высказывания своих мыслей, влекущих к работе над статьёй. В результате кропотливого отбора рождаются интересные статьи из жизни нашего училища, сообщения из культурной жизни нашего города, области, стихи и сочинения учеников, пробующих перо. Публикуем победы лауреатов на различных конкурсах.

          Хочется отметить, что наше время есть огромная потребность в воспитаннике, с кем можно поделиться своими знаниями, который сам может стать предметом подражания для других, умеющим красиво излагать свои мысли, человеке с высокими нравственными качествами.
        Работая с инициативной группой, я предложила им следующую «формулу мышления»  — перечень последовательных логических операций в приближенной к работе над газетой форме: «Видеть идеи, сравнивать факты и события, отвергать противоречия и делать выводы — вот что значит мыслить».

        Эта формула помогает в нашей совместной работе над газетой. Время идёт, учащиеся заканчивают учёбу и уходят во взрослую жизнь, приходят на смену другие ученики. Хочется пожелать всем ребятам активной  жизненной позиции на пороге в самостоятельную жизнь. Мне очень близки слова японского поэта, которые чётко отражают деятельность учителя в современном мире: «Как благороден должен быть тот, кто поймёт, что предметное обучение- это повод для радостного, интересного, счастливого вхождения ребёнка в жизнь.» Таким образом, использование выше перечисленных методов и форм помогут использовать огромный потенциал и возможности изучения русского языка и литературы; будут способствовать оздоровлению школы, укреплению статуса как казахского, так и русского языков; приобщению подрастающего поколения к культуре, быту, традициям народов, многие века, являющиеся братскими народами.

 

Литература:

 1. В.М. Лизинский. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004 – 160 с.

 

Автор:

Преподаватель русского языка и литературы Сарсенбаева А.А.

 

Присоединяйтесь к нам в телеграме!


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть