Двухэтапные контрольные работы
Белая Светлана Михайловна
МОБУ СОШ №36, г. Таганрог, Ростовская область
Учитель математики
Двухэтапные контрольные работы
Основная цель двухэтапных контрольных работ – создать максимально комфортные условия при проведении контроля обученности и качества всех обучающихся и отдельно каждого ученика.
При поэтапном выполнении контрольных работ у десятиклассника развивается способность к осуществлению контроля и самоконтроля своей учебной деятельности, в частности умение находить, сравнивать, оценивать ответы по заданному критерию.
Контрольные работы соответствуют всем требованиям федерального государственного общеобразовательного стандарта и учебной программы среднего полного образования на базовом уровне.
Каждая контрольная работа содержит: 3 варианта базового уровня (1 уровень), 2 варианта повышенного уровня (второй уровень) и 2 варианта высокого уровня (третий уровень).
Трехуровневые контрольные работы проводятся в два этапа и делят проверку достижений учащимися базового уровня и достижений ими более высокого уровня. Между этапами должно пройти не менее одного учебного дня, чтобы ученики смогли проанализировать свою деятельность на 1 этапе и понять как улучшить свои результаты.
Всего на выполнение работы даётся 60 минут: 30 минут – 1 этап и 30 минут – 2 этап.
На каждом этапе 5 минут отводится для ознакомления с инструкцией написания уровня и 5 минут – на сравнение выполненной работы с эталоном и рефлексии индивидуальных достижений обучающихся.
Для проведения рефлексии каждый ученик получает таблицу, в которую, во время проведения контрольной работы, он должен вписать ответы. После окончания каждого этапа учащийся сравнивает свои ответы с эталоном и выставляет себе баллы.
Если ученик не набрал нужного количества баллов на 1 этапе, то он может улучшить свой результат на втором этапе, решив задания, которые у него не получились или к которым он не приступил. Такие задания учащийся получает из 3 варианта базового уровня. учитель будет проверять правильность и последовательность всех шагов решений заданий 2 и 3 уровней и может снизить баллы за задание, в котором отсутствуют или неверно решены действия, которые не повлияли на результат.
Третий уровень предназначен для обучающихся, которые справятся с заданиями раньше отведенного времени. Они получают задания третьего уровня: на 1этапе – задачу на смекалку (из КИМов ЕГЭ базового уровня), на 2 этапе – задания высокого уровня сложности.
Каждое задание первого уровня оценивается в 1 балл, 2 уровня – 2 балла и 3 уровня – 3 балла.
Учитель проверяет правильность и последовательность всех шагов решений заданий 2 и 3 уровней и может снижать баллы за задание, в котором отсутствуют или неверно решены действия, не влияющие на результат.
Для получения отметки «3» необходимо выполнить 80% — 100% базового уровня.
Отметка «4» выставляется, если ученик выполнил от 50% до 80% (не включая 80%) всей работы (не включая 3 уровень).
Для получения отметки «5» необходимо выполнить от 80% (включительно) до 100% заданий 1 и 2 уровней.
Задания 3 уровня оцениваются отдельно.
В пособии содержатся задания для входного и итогового контроля.
Инструкции и рефлексии
Инструкция (для зачитывания учащимся). 1 этап.
Ребята! Сегодня вы пишите 1 этап контрольной работы по алгебре и началам анализа по модулю ____________________ (название модуля).
На первый этап отводится 30 минут. Каждый из вас получит текст контрольной работы базового уровня и таблицу для самопроверки. На этом этапе разрешается пользоваться собственными рабочими тетрадями, справочным материалом, схемами и таблицами, которые вы составили самостоятельно. Телефонами пользоваться нельзя.
После ознакомления с текстом работы, каждый из вас может задать вопрос учителю, если вам не понятна формулировка задания или имеется печатный брак. После окончания инструктажа, вопросы учителю задавать нельзя.
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Если вы закончили решение раньше положенного времени, поднимите руку и учитель вам выдаст задание творческого характера, которое оценивается 3 баллами.
После окончания контрольной работы вы должны занести свои ответы в таблицу для самопроверки и сдать тетради учителю. После этого вы сравните свои ответы с эталоном и выставите себе баллы по каждому заданию.
Во время проведения контрольной работы вы должны соблюдать порядок и дисциплину. Удачи!
Рефлексия.
Ребята, вы выполнили задания 1 этапа и записали ответы в таблицу. Сверьте свои ответы с эталоном и выставите себе баллы: верный ответ – 1 балл, неверный ответ или не приступил к решению – 0 баллов. Посчитайте свои баллы. Если набрали более ________ баллов (для каждой контрольной работы свои баллы), то вы получаете пока отметку «3». Если нет – не расстраивайтесь. Вы сможете исправить свои результаты или улучшить прежние на втором этапе. Но нужно проанализировать свою деятельность и понять, почему вы допустили ошибку или не приступили к заданию.
Инструкция (для зачитывания учащимся). 2 этап.
Ребята! Сегодня вы пишите 2 этап контрольной работы по алгебре и началам анализа по модулю ____________________ (название модуля).
На второй этап отводится 30 минут. Каждый из вас получит текст контрольной работы повышенного уровня и таблицу для самопроверки. На этом этапе не разрешается пользоваться рабочими тетрадями, справочным материалом, схемами и таблицами и телефонами.
После ознакомления с текстом работы, каждый из вас может задать вопрос учителю, если вам не понятна формулировка задания или имеется печатный брак. После окончания инструктажа, вопросы учителю задавать нельзя.
Каждое задание оценивается 2 баллами.
Если вы закончили решение раньше положенного времени, поднимите руку и учитель вам выдаст задание высокого уровня, которое оценивается 3 баллами.
Если вы не набрали нужного количества баллов на 1 этапе или решили улучшить результат, поднимите руку и получите задания 1 этапа, но другого варианта. Выполняете только те задания, которые у вас не получились или вы к ним не приступили.
После окончания контрольной работы вы должны занести свои ответы в таблицу для самопроверки и сдать тетради учителю. После этого вы сравните свои ответы с эталоном и выставите себе баллы по каждому заданию.
Во время проведения контрольной работы вы должны соблюдать порядок и дисциплину. Удачи!
Рефлексия.
Ребята, вы выполнили задания 1 и 2 уровней и записали ответы в таблицу. Некоторые из вас успели выполнить задания 3 уровня. Эти задания оцениваются отдельно.
Сверьте свои ответы с эталоном и выставите себе баллы: верный ответ 1 уровня – 1 балл, 2 уровня – 2 балла, неверный ответ или не приступил к решению – 0 баллов. Задания 3 уровня оцениваются 3 баллами. Посчитайте свои баллы (без результатов 3 уровня).
Если набрали более ________ баллов и менее ________ (для каждой контрольной работы свои баллы), то вы получаете пока отметку «3».
Если набрали более ________ баллов и менее ________ (для каждой контрольной работы свои баллы), то вы получаете пока отметку «4».
Если набрали более ________ баллов и менее ________ (для каждой контрольной работы свои баллы), то вы получаете пока отметку «5».
Если вы выполнили задания 3 уровня, то получите отдельную отметку за каждое задание.
Нужно понимать, что учитель будет проверять правильность и последовательность всех шагов решений заданий 2 и 3 уровней и может снизить баллы за задания, в которых отсутствуют или неверно решены действия, не влияющие на результат.
Подумайте, почему вы допустили ошибки в заданиях или не приступили к ним?
Какую работу надо провести над собой, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок и улучшить свои результаты?
Пример контрольной работы и таблица для рефлексии
Контрольная работа №1 «Степенная, показательная и логарифмическая функции»
1 уровень
Вариант 1