Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Артпедагогика: нестандартный подход… нестандартные решения

Артпедагогика: нестандартный подход… нестандартные решения

Шелепень Ирина Геннадьевна

МБОУ  «Прогимназия «Эврика»,

учитель физической культуры,

высшая квалификационная категория

irina-shelepen@mail.ru

«Артпедагогика: нестандартный подход… нестандартные решения»

 

 

«Физическое образование ребенка

есть база для всего остального…

Без правильно поставленной физкультуры

мы никогда не получим здорового поколения»

А.В.Луначарский

 

Каждое утро я вхожу в спортивный зал своей школы. Но это не только моё рабочее место, это поле моей профессиональной деятельности. Поле, на которое надо вывести не просто игроков, а слаженную команду единомышленников, способную привести к высоким профессиональным результатам. И на переднюю линю я вывожу двух игроков: это новые стандарты и планируемые результаты.

На своём опыте знаю, как непросто бывает соединить на уроке задачи обучения и воспитания. Ведь важны не только знания и умения, полученные учениками в школе за годы обучения, но и формирование личности самого ребенка и происходящие в нем изменения.

Современный образовательный урок по предмету «физическая культура» должен не просто развивать физические качества и двигательные навыки учащихся, а быть комплексным, метапредметным в своей основе, объединять знания по биологии, математике, истории, физике и другим дисциплинам. На мой взгляд, цель занятий заключается в том, чтобы ребенок приобрёл такие специальные знания и умения, которые он сумеет применить в обыденной жизни, знания, которые  окажутся полезным ему в других видах деятельности.

Для того, чтобы игра была грамотно спланирована, и привела к победе, необходимо умение анализировать, делать выводы, выстраивать какую-либо определенную тактику, и, конечно же, иметь чёткое представление о цели дальнейшей работы. Эти функции в моей команде выполняют диагностический инструментарий и мониторинг.

С целью эффективного планирования своей работы в педагогической деятельности я формирую методическую и аналитическую базу, которая помогает мне выявить эффективность используемого мною диагностического инструментария. Для этого два раза в год провожу мониторинг физического развития учащихся. Благодаря этому я вижу уровень физического развития каждого ученика, и как он меняется в течение года. Анализируя результаты по каждому классу, планирую уроки с учётом данных по мониторингу.

Особую актуальность приобретает проблема формирования мотивации учащихся к осознанной самостоятельной физкультурной деятельности. Для того чтобы эта  проблема не возникала в среднем и старшем звене, необходимо именно в младших классах сформировать у детей устойчивый интерес к урокам физкультуры в школе, понимание важности занятий физической культурой и спортом в повседневной жизни.  И для этого, на мой взгляд,  необходимо пересмотреть традиционные  подходы к проведению уроков, добавить больше игровых и  нестандартных упражнений.

И здесь на моем поле вступают в игру инновационные педагогические технологии, приемы и  мотивация.

Существует целый перечень программных требований к уроку физической культуры, но не все понимают, что их соблюдение возможно только при условии стойкой мотивации учащихся к уроку физической культуры.

Прежде всего, на начальном этапе занятий, введении в предмет новых упражнений я стараюсь на личном примере дать представление о каждом выполняемом упражнении. Объясняю, для чего мы изучаем данное упражнение и где оно применимо в жизни.

Что важнее для ребёнка? Грамотно писать, выразительно читать, или быстро бегать, преодолевать препятствия. Древние греки не противопоставляли эти умения, они говорили: «Он неграмотный: он не умеет ни читать, ни плавать». Вам известно, что Пифагор, не только прекрасно доказывал свои теоремы, но и стал олимпийским чемпионом в кулачном бою? В те далекие легендарные времена мир воспринимался как единое целое, и люди учили и учились не физике или географии, а мироощущению вообще.

И здесь мне на помощь приходят новые технологии, способствующие гармоничному развитию личности, позволяющие реализовать духовный и творческий потенциал.

Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в своей деятельности учитель отводит  здоровьесберегающим технологиям. Одним из главных направлений здоровьесбережения  является создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

Одним из примеров инновационного педагогического направления представляется артпедагогика. Это новое направление в системе общего и дополнительного образования, относящаяся к технологии здоровьясбережения,  поскольку способствует психологическому благополучию и созданию благоприятной атмосферы на уроке.

Термин артпедагогика появился сравнительно недавно – в середине прошлого века. Педагоги и психологи вкладывают в него различный смысл. Для психологов артпедагогика часто является синонимом арттерапии и используется в работе с детьми с ограниченными возможностями. Однако в последнее время педагоги все больше обращаются к методам и приемам артпедагогики для повышения эффективности работы с детьми.

В последнее время все чаще в литературных источниках можно встретить термин артпедагогика («арт» пер. с англ. art – искусство, педагогика от греч. пайдос – дитя, аго — вести). Развиваясь на основе межнаучного подхода, арпедагогика, заимствует некоторые фундаментальные теории и прогрессивный практический опыт педагогики, психологии, психотерапии, искусства, эстетики, культурологии и др.

Характерной особенностью артпедагогики является то, что обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства.При грамотном сочетании они придают образовательному процессу новую специфическую направленность, очень актуальную сегодня. Появляется возможность использовать в образовательном процессе практически все виды искусства.

Артпедагогика это совместное творчество педагога и воспитанника, «вплетенное» в самые разнообразные виды образовательной деятельности, которая помогает приобрести целый комплекс очень важных для социального развития навыков, способствующих достижению эмоционального благополучия ребенка в образовательном процессе:

  • это признание и принятие другого (успешно работать с кем-либо можно, если понимаешь этого человека),
  • взаимодействие, вовлеченность в групповую деятельность (человек становится членом сообщества людей, выполняющих единую задачу),
  • коммуникация в группе (невозможно выполнить общую задачу, если не научился договориться с другими людьми, не умеешь слушать другого, не умеешь донести до него свою идею),
  • отношения взаимосвязанности в группе, поддержка и доверие, групповая сплоченность (общий успех – это успех каждого).

На мой взгляд, это одни из важных умений и навыков в современной жизни, которые должен приобрести ребенок, обучаясь в современной школе.

Надо сказать, что на сегодняшний день в России понятие «артпедагогика», как особое направление в современной педагогической науке, не получило еще достаточно полного и точного определения. Е.А. Медведева, автор книги«Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» предлагает рассматривать артпедагогику как «современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных педагогических задач».

В современном образовании во многих школах создаются условия  для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом индивидуальных способностей, и артпедагогика позволяет плодотворно работать со всеми учениками. Применение артпедагогики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует их социализации и адаптации.

Наряду с этим можно отметить, что по многочисленным социологическим исследованиям наблюдается увеличение количества подростков, пессимистически воспринимающих жизнь. Для них характерны нарастание тревожности, агрессивности, психического и эмоционального напряжения. У многих подростков наблюдается отсутствие познавательных потребностей и интересов, желания учиться и повышать свой интеллектуальный потенциал.

В связи с этими фактами актуальность применения артпедагогики  в образовательной и внеурочной деятельности становиться очевидна. Во-первых, в ее возможностях формировать адаптивные способности личности с помощью искусства. Во-вторых, воздействие на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности. Кроме того, средствами артпедагогики можно помочь детям и даже взрослым справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, переключиться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

Основная цель, которую преследует артпедагогика – социальная адаптация личности средствами искусства. И задача учителя здесь состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться общаться с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности, помочь развивающейся личности в ее социализации и самореализации.

Сделать процесс обучения и воспитания позитивным и мотивированным, создать условия для личностного развития, при котором образование станет важнейшей ценностью и потребностью человека.          

Цель физической культуры – воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности.

Активное освоение предмета должно способствовать не только совершенствованию физических упражнений и двигательных действий, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

Президент МОК Хуан Антонио Самаранч писал: «Идея Пьера де Кубертена объединить спорт и искусство стала одним из принципов олимпийского движения. Мы, участники этого движения, верим, что идеи Кубертена будут реализованы в спортивной практике, построенной на принципах честной борьбы, игры в гармонии с искусством, культурой и интеллектуальными усилиями»

Важность включения артпедагогики в физкультурное образование школьников обусловлена интеграцией искусства и физической культуры, которые, объединяясь, разрешают ряд педагогических задач: 

  • осознание самоценности личности ребенка, его индивидуальности и творческой сущности; 
  • признание гармоничного развития личности основной целью современного образовательно-воспитательного процесса; 
  • понимание творческой природы деятельности ребенка, осознание необходимости реализации его духовного и физического потенциала, создание условий для самосовершенствования; 
  • развитие комплекса личностных качеств, основанных на единстве внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, толерантности (терпимости к окружающим), эмпатии (способности сопереживать, сострадать), чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты.

Использование артпедагогики в физической культуре существенно не влияет на содержание образования, в целом, а модернизирует и создает мотивационно-личностные установки для занятий физическими упражнениями.

Содержательный компонент образования в области физической культуры включает основные группы артпедагогических приемов: артимпровизации, артигры, музыкально-ритмические упражнения, интеллектуальные виды деятельности.

Артимпровизация предусматривает создание артобраза на основе литературных произведений, музыки, сказок.

Артигра способствует возникновению мотивационной потребности в активной познавательной и творческой деятельности.

Музыкально-ритмические средства ориентируют на овладение широким спектром разнонаправленных движений

Интеллектуальный раздел обеспечивает систему знаний в области физической культуры.

Артимпровизация предусматривает создание артобраза на основе материала литературных произведений, музыки, фольклора, аудио и видеосюжетов, оказывая существенное влияние на когнитивную сферу личности учащегося.

Инструментальной составляющей, воздействующей на духовно-нравственную сферу личности, выступает артигра, способствующая возникновению у учащихся мотивационной потребности в активной познавательной и творческой деятельности.

Музыкально-ритмические средства ориентируют на овладение широким спектром разнонаправленных движений, согласно которым учащийся осваивает культуру движений (ритмичность, естественность, техничность и др.).

Интеллектуальный раздел обеспечивает систему знаний в области физической культуры и артпедагогики, он необходим для выработки индивидуальных представлений, отношений, убеждений, актуализации своих умений использовать их на практике. 

Благоприятные психолого-педагогические условия создаются за счет эстетического оформления материально-технической базы и эстетической оснащенности мест занятий, через художественные образы артпедагогики. Например, полоса препятствий или приготовленный до начала урока инвентарь При этом большое внимание уделяется непосредственной и опосредованной наглядности. Различные методы применяются в сочетании с практическими – наглядно-слуховыми, наглядно-зрительными, наглядно-двигательными. наглядно-слуховые, наглядно-зрительные, наглядно-двигательные. Выполнение ритмических, танцевальных движений сопровождаются  звучащей музыкой, песней. Дополнительная возможность для восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация иллюстративного материала (наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, киноциклограмм и т. п.), макетной демонстрации игровой площадки, рисунки фломастером на специальной доске.

Элементы артпедагогики в своей практике я использую не первый год, но  определенная система работы стала сформироваться сравнительно недавно.

Впервые приемы артпедагогики я начала применять во внеурочной деятельности, чтобы разнообразить обычные соревнования-эстафеты. Я использовала тематические декорации, музыкальное сопровождение, танцевальные или гимнастические номера в исполнении учащихся, необычное  оборудование.  Например, соревнования «Олимпийские игры»  начинались с церемонии поднятия флага и зажжения импровизированного олимпийского огня. В соревнованиях «Зов джунглей» обязательно  использовались декорации, напоминающие джунгли – пальмы, зеленые растения, а так же разнообразные необычные предметы. В игре «Армейский калейдоскоп» используются предметы военной тематики, это оружие, военная форма, ребусы, загадки, которые необходимо решить. Каждое такое соревнование взывало шквал положительных эмоций у детей и взрослых.

Безусловно,  применять эти приемы на каждом уроке сложно. Но, тем не менее, работая в среднем звене, на заключительных уроках по определенной теме я ввела в практику обязательной реализации подведение итогов работы в творческой свободной форме, как например, в разделе гимнастика предлагала девочкам подготовить спортивно-музыкальный этюд с использованием лент, мячей, обручей. Для мальчиков проводила мини-соревнования на снарядах.

Сейчас, работая с учащимися младшего звена, поняла, что в этом  возрасте учебная деятельность тесно связана с игровой. Игры повышают интерес к учебному предмету, и способствуют созданию положительной, эмоциональной обстановки. В игре дети увлекаются, забывая про усталость, проявляют все свои физические и психологическиекачества.

Как отмечал Ефим Маркович Минскин, крупнейший специалист по детской игре «Ленивого игра может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем, словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим».

Особый интерес у обучающихся вызывают те виды деятельности на уроке, которые содержат в себе элементы не обычного, удивительного, неожиданного, комического. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

В данный момент, работа в Прогимназии «Эврика» у меня появилась возможность реализовывать на практике все свои творческие замыслы. Площадь спортивного зала позволяет распределять его на рабочие зоны, ставить спортивное оборудование и инвентарь так, чтобы можно было перемещаться из одной зоны в другую, выполняя запланированные задания. Особенно мне и моим ученикам нравиться такая форма обучения как полоса препятствий. Для детей это элемент игры, тематическое путешествие. Я для меня как учителя, это хороший способ развития различных физических качеств и повышение двигательной активности у детей, отработка каких либо элементов, которые в обычном уроке кажутся скучными.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что артпедагогика в области физической культуры — это поликомпонентное образование, в основе которого лежит принцип сочетания духовного с телесным. Симбиоз физической культуры и искусства, ориентирует на гармоничное развитие личности учащегося, формирование его художественно-творческих способностей и ассоциативного мышления, зрительно-образной и двигательной памяти. Артпедагогика ориентирует на повышение уровня здоровья ребенка, через физическое и духовное совершенствование, формирование гуманистического потенциала личности, как одного из наиболее сложных явлений современной действительности.

Артпедагогика – интересное, перспективное направление, требующее всестороннего изучения и исследования. К применению методов и приемов артпедагогики нет никаких препятствий, кроме желания. Думается, что и на других уроках в школе применение данного направления не будет лишним, стоит только подумать, как и где целесообразнее будет их применить.

Я, и семь игроков моей профессиональной команды нацелены на достижение важного результата – гармоничного развития и реализации их спортивного потенциала  моих учеников.

Уважаемые коллеги, как вы думаете, от чего зависит здоровье человека? (Ответы) Спасибо. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как: «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье человека, лишь на 7-8 % зависит от медицинской помощи, 15% процентов от генетических факторов, 20% от экологии и более чем 50% от образа жизни.

Как высказывался древнегреческий историк Геродот «Когда нет здоровья – молчит мудрость, не расцветает искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Разве можно сказать точнее и глубже?

Подводя итоги семинара, можно сказать: использование современных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, это необходимость. Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества и эффективности учебной и воспитательной работы, развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.

У учителя физической культуры особая роль. Ведь для большинства детей он является единственным человеком, который со знанием своего дела может содействовать их правильному физическому и психологическому развитию. А как сказал Артур Шопенгауэр «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья». А самая главная формула успеха это знания, помноженные на здоровье. Я желаю вам коллеги, здоровья. И хочу, чтобы вы, также, как и мои воспитанники,  запомнили главное, нет и не может быть преград к занятиям спортом.

 

Шелепень Ирина Геннадьевна

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть