6 методов успешного обучения в начальной школе
«Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, — он чувствует радость и обретает человеческую гордость». В. А. Сухомлинский
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Поэтому одной из острых проблем в программе образования является гуманизация образования.
Трудно ли детям учиться? Существует два взгляда. Одни считают, что учеба, особенно в начальных классах, совсем не трудна. Другие — наоборот, считают, что учеба — это нелегкий труд, который обязательно, сопровождается переутомлением. Не для кого, не секрет, что учителя часто слышат от родителей, мол, ребенок не запомнил, забыл записать, потому что был невнимателен. А ведь в начальных классах, так важно научить ребенка учиться и не просто учиться, а с интересом. Конечно, учеба для ребенка – нелегкий труд, но утомления, а тем более переутомления можно и нужно избежать. Но возможно это только при такой организации учебного процесса, где учащиеся – активные соучастники урока. Активное участие в проведении урока улучшает дисциплину, повышает активность и чувство удовлетворения. Ориентация обучения на системное развитие творческой активности и самостоятельности ребенка, на формирование у него познавательного интереса создает условия для разных подходов в конструировании уроков начального обучения.
Хочу, чтобы каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно действующей личностью.
Творчество учителя – творчество учеников. Дети – барометр урока Все мы понимаем, что на уроке должен работать каждый ребенок, и не просто работать, а в силу своих способностей и с интересом. Первой попыткой, дать каждому ученику высказаться на уроке баз стеснения и с достоинством, стала методика «Шпаргалка» (Приложние 1). Этот прием запоминания можно использовать при работе с разнообразным материалом на любых уроках. Схематизация позволяет развивать операции обобщения, способствует формированию логического мышления, развитию воображения, представления и творческих способностей. Детям с большим трудом дается пересказ, а тут еще текст Г.Скрибицкого «На лесной полянке», где много названий насекомых, многие из которых дети слышат впервые. На помощь приходит «Шпаргалка» — изображение текста в рисунке. Домашнее задание: подготовить пересказ по рисунку. Урок удался. Первые ученики пересказывали неуверенно, но потом начали экспериментировать – пересказывать по рисунку соседа. Ученики почувствовали уверенность в своих силах и перестали бояться. Можно отображать в своих рисунках что угодно, части речи и правила на уроках русского языка. Очень трудно заставить ученика выучить то, что трудно, но каждый ребенок нарисовавший «часть речи», уже почувствовал, понял, самостоятельно нашел и выделил существенные признаки. При ответе ему осталось перевести правило с «языка» рисунка на язык слов, и дети это делают с большим увлечением. Вначале ученик воспроизводит правило, опираясь на листок, но со временем он ему становится, не нужен. «Шпаргалками» разрешено пользоваться и на уроках литературного чтения, познания мира, русского языка при изучении тем, где много незнакомых слов.
Прием «Объединения в рисунке основных черт изучаемого явления, предмета части речи». (Приложение 2). Понятие «Части речи» дается детям с трудом, много новых терминов и понятий. С целью активизации познавательной деятельности по темам части речи я использую опорные схемы. Но это не схемы, в прямом смысле этого слова. Это рисунки, которые рождаются на глазах детей и при помощи детей. С помощью рисунков учу выделять главное, т.е. существенных признаков и отличать от несущественных. Эти рисунки помогают сформировать у детей обобщенное представление о конкретной части речи и в то же время выделить главные, только ей присущие, признаки. С учетом своих возможностей, без заучивания правил дети осознали новые понятия, связи и отношения, сумели развить доказательность и логическую последовательность. Это значит, что рисунок решал проблему творчества на разных этапах усвоения, непосредственно на уроке.
Так же ученикам очень нравится методика «РАФТ», (Приложение 3.) но не в обычном, знакомом нам облике, а при составлении устных рассказов, маленьких сообщений в начале урока. На уроке математики, при изучении темы «геометрические фигуры и их элементы» ребенку трудно принять геометрические фигуры (квадрат, треугольник, точка…), так как для него это отвлеченные понятия. Но если дать ему в руки рисунок, на котором изображен квадрат в виде человечка и, сказать, что ученик, и есть этот самый квадрат, то он расскажет вам все о квадрате, как о себе самом. Этот прием можно использовать на уроке русского языка при изучении частей речи. При изучении темы «Вода» на уроке «Познание мира», ученики представляли себя капелькой воды и вели рассказ от ее лица. Эти приемы помогают раскрыть каждого ребенка, помочь ему именно в том месте, где он затрудняется. И, наверное, самое главное– это то, что дети не боятся трудностей, они знают, что есть много приемов запомнить материал, даже самый сложный.
Метод «Кардиограмма». Уже давно доказано, что материал, вызывающий эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Этот метод используют на уроках чтения. Прежде, чем приступить к работе над текстом. Надо объяснить детям, что пульс – «толчок», сокращение сердца, периодическое расширение кровеносных сосудов, видимое глазами и определяемое на ощупь. Если положить пальцы на артерии, то можно остановить частоту, ритмичность пульса. Когда человек спокоен, то и пульс спокоен, если человек страшно радуется пульс учащается. в медицине есть аппарата, с помощью которого можно увидеть пульс сердца. Попробуем «пощупать» нашего «пульс текста».
В 1 и во 2 классах текст не обязательно делить на смысловые части, можно проверить работу с абзацами. Прочитали абзац, показали на схеме, какие эмоции он у вас вызвал.
После прочтение всего текста у нас получится ломаная, которая будет соответствовать эмоциям, которые ребенок пережил вместе с героями. Ничего, что кардиограмма у каждого ребенка будет немного отличаться. Каждый воспринимает произведение по своему.
Следующий этап – работа в парах (группах). Дети должны сравнивать свои кардиограммы и найти общие положительные и отрицательные точки и объяснить их.
На этом этапе можно использовать элемент опережающего обучения. Дать детям понятие - кульминации. (во 2 классе).
Для учеников, которые затрудняются пересказывать «кардиограмма» может послужить «шпаргалкой». Т.е. при пересказе у доски они могут иметь ее при себе.
Метод «Цветограмма». (Приложение 5). Для развития внимательного, осознанного чтения на эмоциональном уровне, я использую методику «цветограмма». Тексты оцениваются при помощи цвета. Можно дать «цветовую» характеристику одного героя или события, сопоставить двух или нескольких героев, событий. Очень точно можно описать состояние природы.
Для проведения этой методики нужна таблица цветов и эмоций.
Цвет | Эмоция |
желтый | тепло, радость, счастье |
фиолетовый | Лживость |
красный | гнев, агрессия, злость, тревога, опасность |
зеленый | покой, умиротворение, спокойствие |
синий | холод, тревога, высокомерие |
коричневый | равнодушие, недоверие |
черный | мгла, мрак, страх, безысходность |
белый | искренность, чистота |
голубой | справедливость |
оранжевый | праздничность |
серый | депрессия, опустошение |
|
|
Таблица может быть как у каждого ученика, так и одна на доске.
Перед чтением текста проводится вступительная беседа, о том, Что все поступки героя (описание природы или работа с частями) будут «оцениваться» через цвет. Учитель должен делать акцент на внимательное чтение текста.
После чтения работа может быть проведена как устно, так и письменно. Дети называют цвет и эмоцию и находят то место в тексте, которое соответствует внутреннему состоянию героя.
С «цветограммой» можно работать в парах, в группах, давать как домашнее задание. Только нужно помнить, что ученик должен обязательно доказать свой цвет и эмоцию.
Этот метод мы с ребятами называем «Задача для соседа»
(Приложение 6).
Ученики получают задание: составить свой текст (придумать свою задачу) к определенной схеме. Учитель поясняет, что текст ребенок сочиняет и пишет для своего соседа по парте. поэтому текст должен быть написан красиво и правильно. На следующем уроке дети обмениваются задачами и решают их. После этого происходит взаимопроверка. Если это завершающий этап при решении этого типа задач, то учитель может собрать тетради, перепроверить и выставить оценки. Это проверочная работа при которой дети сами себя проверяют. Можно составлять как текстовые математические задачи, та и геометрические.
Ребятам очень нравится выступать как в роди составителя задачи, так и в роли учителя.
Статья – это попытка рассмотреть вопросы, связанные с развитием младшего школьника на основе личностного подхода через различные формы учебного процесса, который поможет учителю повысить эффективность учебного процесса.
Качество знаний по математике с 53% до 80% и русскому языку с 58% до 83% растет. На экзаменах по математике при переходе в 5 класс процент успеваемости составил 100%, а в решении уравнений не было сделано ни одной ошибки. У учеников, обучающихся с первого класса, уровень техники чтения высокий, количество учеников читающих выше нормы остается стабильным. Пересказом овладели все ученики, каждый в зоне своего ближайшего развития. Психолого-педагогические исследования показали, что уровень познавательных способностей за 4 года обучения развивался и перешел из одной стадии в другую, более высокую. А уровень тревожности в 1 классе снизился с 18% до 3%. А главное, это то, что дети живут в классе живой серьезной жизнью, делятся друг с другом своими мыслями и переживаниями, совершают удивительные открытия и активно влияют на то, что и как они изучают. Ученики перестали бояться отвечать, умеют отстаивать свое мнение, пытаются реально оценивать свои возможности, отвечают за свои слова и поступки. Результаты работы соответствуют поставленной цели и задачам. Каждый ребенок обучается в зоне своего актуального развития без психологического давления на личность ученика.
Моё педагогическое кредо:
Как нельзя сделать человека счастливым против его воли, так невозможно научить человека, который не хочет учиться. Я должна так организовать учебный процесс, чтобы ученик хотел учиться.
Приложение 1. Иллюстрация 1. «Шпаргалка»
Приложение 2. «Объединение в рисунке основных черт числительного»
Приложение 3. Методика РАФТ.
Приложение 5.. «Цветограмма»
Приложение 6. «Задача для соседа»
Автор:
Идрисова М.Г.