Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Анализ проблемы развития познавательного интереса обучающихся к географической науке и географическим профессиям

Анализ проблемы развития познавательного интереса обучающихся к географической науке и географическим профессиям

Матренина Карина Алексеевна
МБОУ «СОШ №28», Кемерово.
Учитель географии
karina.matrenina@mail.ru

 

В основе интереса к профессиям лежит познавательный интерес к конкретной области знаний, поэтому существует возможность использования классных и внеклассных мероприятий по географии для развития интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности.

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями.
География за множество лет накопила в себе огромный фактический материал, являясь базисом для других научных дисциплин, она также внесла особую роль в развитие и продвижении научного прогресса в целом.
На современном этапе география играет ключевую роль в объяснении современных экономических, социальных, культурных и политических процессов. Географические знания являются основой многих дисциплин из смежных областей наук, таких как экономика, туризм, политология, социология, естествознание, обществознание и другие.
Качественное географическое образование призвано обеспечивать:
— духовно-нравственное развитие обучающихся;
— формирование любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям;
— формирование патриотизма, социальной ответственности, экологической грамотности;
— формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие пространственного мышления и владение основами научных методов познания окружающего мира;
— основу для подготовки будущих специалистов в областях географических наук, а также в сферах экономики, государственного, регионального и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, прогнозирования и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологического мониторинга, миграционной политики, экологического менеджмента и рационального природопользования, международных отношений, журналистики и туризма;
— начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (систем глобального позиционирования, электронных карт и геоинформационных систем).
География не стоит на месте, и в наше время географические знания решают уже совсем другие задачи, рассматривая ее взаимосвязь с природной, экономической и социальной сферой, география оказывает большое значение на жизнедеятельность людей и её роль в современном мире достаточно велика.
Но в тоже время, мы замечаем незаслуженное падение престижа географии и профессий географической направленности в обществе из-за ряда причин, важнейшими из которых являются небольшое количество направлений в ВУЗах, где география находится в перечне вступительных испытаний, неосведомлённость будущих абитуриентов о географических профессиях и перспективах дальнейшей работы, и как следствие, низкая заинтересованность обучающихся данным предметом.
В связи с этим, одной из задач исследования является анализ проблемы отношения обучающихся к географии, роли географических знаний в современном мире, выбора данного предмета в качестве сдачи ОГЭ/ЕГЭ и выявление уровня знаний о профессиях географической направленности среди обучающихся.
Опрос проводился в сети Интернет, а также непосредственно в образовательных организациях, в исследовании приняло участие 442 обучающихся 6-11 классов школ города Кемерово, Кемеровской, Новосибирской и Московской областей. 
Результаты показали, что обучающиеся 6-8 классов больше заинтересованы в изучении географии, а в 9-11 классах более чем в два раза увеличивается процент тех, кто изучает предмет только для получения оценок и аттестата. Также в старших классах падает процент тех, кто хотел бы связать свою дальнейшую жизнь и профессиональную деятельность с данным предметом, а также возрастает количество обучающихся, которые и вовсе бы исключили географию из расписания (рис.1). 
Такая закономерность связана, на наш взгляд с целым рядом причин:
— старшеклассники более прагматичны, понимая, что география мало востребована в обществе, переносят это отношение и в школу, а обучающиеся 6-8 классов еще не до конца утратили детский интерес к изучению географических открытий, путешествий, интересных природных явлений;
— в связи с недостаточным количеством часов географии в учебном плане, изложение тем упрощается, школьная география зачастую становится не интересной;
— учителя географии не всегда отражают прикладной характер географии и значение знаний географической науки в современной жизни;
— недостаточная осведомленность школьников о профессиях, в которых необходимы географические знания;
— предмет не востребован в вузах при поступлении;
— в новых образовательных стандартах География как предмет практически полностью уходит из 10-11 классах, так, например, в классах гуманитарного профиля, является предметом по выбору и т.д.

Рис.1. Отношение обучающихся к предмету География

Несмотря на это, анализ ответов респондентов показал, что все же большинство школьников признают значимость географических знаний в жизни людей, но крайне малая часть находит применение этих знаний в практической деятельности для своей будущей профессии (рис.2). Что, в том числе, может быть результатом низкой осведомленности обучающихся о профессиях географической направленности. 

Рис.2. Отношение обучающихся к роли географических знаний
в современной жизни

Также было выявлено число опрошенных, которые собираются или уже сдавали ОГЭ/ЕГЭ по географии (табл.1), что также является, хоть и косвенным, но показателем заинтересованности предметом. Согласно результатам анкетирования, количество обучающихся, сдающих ОГЭ по географии значительно выше тех, кто выбирает предмет в качестве сдачи ЕГЭ.
Таблица 1
Планируете ли вы сдавать ОГЭ/ЕГЭ по географии?(%)

В ходе нашего исследования респондентам было предложено перечислить профессии географической направленности, которые они знают. По результатам полученных ответов можно сделать вывод, что наиболее известными профессиями являются: картограф – 92%, учитель географии – 87%, геолог – 72%, гидрометеоролог – 67%, археолог – 54%, экскурсовод/специалист по туризму – 47%, реже в ответах встречаются такие профессии как геоэколог, спелеолог, биогеограф, почвовед, гляциолог, топограф и т.д., которые, по сути, являются традиционными и широко известными, и совсем небольшое количество обучающихся знает о географических профессиях, связанных с ГИС-технологиями.
Исходя из этого, важной задачей является не только заинтересовать детей географической наукой на начальном этапе ее изучения в школе, но и закреплять развитие познавательных интересов к географии на протяжении всего обучения в школе. Необходимо знакомить обучающихся с современными достижениями географии, с большим спектром сфер профессиональной деятельности, где необходимы географические знания и навыки, тем самым повышая уровень их осведомлённости о профессиях географической направленности, чтобы они захотели связать свою жизнь с дальнейшим ее изучением. 

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть