Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики

Содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики

Ананичева Нина Александровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», учитель

ninell_2010@mail.ru

Задачей реализации учебного курса «Математика» в классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), помимо формирования доступных знаний и умений, является коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учётом их индивидуальных потребностей.

Одним из важных способов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной деятельности, ощущение радости на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. Еще на рубеже XX века известный математик С.И. Шорох-Троцкий в книге «Чему и как учить на уроках арифметики» написал, «…для обогащения интеллекта учащихся на уроках математическими знаниями необходимо, чтобы учащийся  испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперед и преодоления её трудностей».

Методы обучения и приёмы организации учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ориентированы на развитие основных характеристик мышления, на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля. Но даже в этих условиях учитель уделяет должное внимание на протяжении всего учебного года анализу выполненной воспитанниками работы, выбору наиболее рационального способа выполнения задания.

Остановимся более подробно на каждом виде содержательно-логических заданий, используемых для развития познавательных функции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики. С этой целью в содержание коррекционно-развивающей работы включаются задания на развитие и совершенствование внимания, упражнения на развитие восприятия и воображения, приёмы по развитию памяти и мышления.

Приёмы коррекционной работы, направленные на развитие и совершенствование внимания. Большой интерес для совершенствования навыков устных вычислений и развития внимания представляют числовые лабиринты. Степень трудности таких лабиринтов достаточно велика, так как в них имеется разветвленная сеть дорожек продвигаясь по которым, необходимо выполнить определенные задания вычислительного характера.

С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объёма и развития воображения обучающиеся выполняют задания на пересчёт предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует еще большей сосредоточенности.

Упражнения на развитие восприятия и воображения. Задания, направленные на развитие и совершенствование восприятия и воображения, по структуре и способу представления аналогичны заданиям этого вида:

Под каждой фигурой поставь нужную цифру.

Это – усложнённый вариант задания на нахождение пар одинаковых фигур. Методика работы над ним достаточно хорошо отработана на пропедевтических занятиях такого вида.

Напиши номер двух пар фигур, из которых может быть составлен квадрат.

Установи, какая из 5 частей дополняет колесо, обведи кружком её номер.

Задания на преобразование фигур и объектов, выложенных из счётных палочек.

На верхнем рисунке найди место каждого квадрата, представленного внизу. Каждую пару одинаковых квадратов раскрась одним цветом.

Дидактические игры, направленные на развитие памяти. В содержание коррекционно-развивающей работы на уроках математики включаются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти детей.

Дидактическая игра «Запомни изученные слова»: число математических терминов и слов постепенно увеличивается, примерно, до 12-14, а их состав пополняется новыми для обучающихся терминами: тысяча, трехзначное, разряд, километр, грамм, уравнение и др.

В игре «Цепочка слов» используется уже не менее восьми троек слов, объединенных в эти тройки по смыслу и охватывающих новый материал. Так, для запоминания и воспроизведения обучающимися могут быть предложены такие тройки слов «внетабличное умножение чисел», «деление с остатком», «единицы, десятки, сотни», «остаток меньше делителя», «измерить длину ломаной», «порядок выполнения действия» и др.

На уроках математики проводятся зрительные диктанты, методика проведения которых учителю хорошо известна, а их содержание обогащается изучаемым математическим материалом. Учитель показывает в течение одной минуты одновременно все фигуры, изображенные на рисунке, а затем просит обучающихся воспроизвести их в тетради по памяти, конечно, в уменьшенном размере по сравнению с табличными, но с сохранением толщины изображаемых объектов и особенностей их конфигурации и раскраски.

Задания на развитие мышления. В содержание уроков включается система воздержательно-логических заданий, направленных на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации, решение логических задач.

Так, умение сравнивать отрабатывается при обучении воспитанников сравнению двух чисел, примеров, задач и т.д. Используются задачи на построение цепочки логических рассуждений с последующими выводами, на логический перебор возможных вариантов.

Приведенные задания способствуют, с одной стороны, развитию познавательных способностей обучающихся с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), расширению их математического кругозора, а с другой, помогают глубже и прочнее овладеть предметными результатами, что создает условия для успешного освоения воспитанниками программы учебного курса «Математика.

 
Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть