Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Анализ уровня сформированности познавательных навыков учеников начальных классов по результатам участия в Чемпионате начальной школы «Вундеркинд», 2023 год (осенний сезон)

Анализ уровня сформированности познавательных навыков учеников начальных классов по результатам участия в Чемпионате начальной школы «Вундеркинд», 2023 год (осенний сезон)

26 марта 2024

 

Ю.А. Нацкевич, директор Центр «Снейл»
Е.К. Бауэр, руководитель отдела разработки мероприятий Центр «Снейл»

 

Основная цель Чемпионата «Вундеркинд» — формирование познавательных навыков в рамках предметов начальной школы: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

 

В Чемпионате «Вундеркинд» 2023 (осенний сезон) приняли участие более 11 тысяч учеников начальных классов из разных стран: Россия, Узбекистан, Республика Беларусь, Республика Молдова, Республика Казахстан, Черногория, Монголия. 

 

Каждое из конкурсных заданий Чемпионата соответствовало одному из трёх уровней сложности, предмету и было направлено на одно из познавательных навыков (познавательных УУД в соответствии с ФГОС начального общего образования).

 

Чемпионат «Вундеркинд» проводился по 4 возрастным группам: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, и состоял из 15 конкурсных заданий. На выполнение заданий отводилось 45 минут.

 

Рассмотрим выполняемость заданий Чемпионата начальной школы «Вундеркинд» 2023 (осенний сезон) по уровням сложности.

 

1. Уровни сложности заданий.

Все задания Чемпионата начальной школы «Вундеркинд» 2023 (осенний сезон) представлены по 3 уровням сложности:

1. Задания, оцениваемые в 3 балла

2. Задания, оцениваемые в 4 балла

3. Задания, оцениваемые в 5 баллов

 

Выполняемость заданий по уровням сложности. 1 класс

 

 

Уровень сложности

Задания, оцениваемые в 3 балла

Задания, оцениваемые в 4 балла

Задания, оцениваемые в 5 баллов

Номера заданий

1-5

6-10

11-15

% выполняемости

72%

69%

78%

 

Выполняемость заданий по уровням сложности. 2 класс

 

 

Уровень сложности

Задания, оцениваемые в 3 балла

Задания, оцениваемые в 4 балла

Задания, оцениваемые в 5 баллов

Номера заданий

1-5

6-10

11-15

% выполняемости

71%

54%

73%

 

Выполняемость заданий по уровням сложности. 3 класс

 

 

Уровень сложности

Задания, оцениваемые в 3 балла

Задания, оцениваемые в 4 балла

Задания, оцениваемые в 5 баллов

Номера заданий

1-5

6-10

11-15

% выполняемости

48%

40%

61%

 

Выполняемость заданий по уровням сложности. 4 класс

 

 

Уровень сложности

Задания, оцениваемые в 3 балла

Задания, оцениваемые в 4 балла

Задания, оцениваемые в 5 баллов

Номера заданий

1-5

6-10

11-15

% выполняемости

51%

48%

68%

 

Самая низкая выполняемость у заданий среднего уровня сложности (на 4 балла). Это связано с тем, что участники часто более серьезно подходят к выполнению заданий самого высокого уровня сложности (на 5 баллов), недооценивая задания среднего уровня.

 

2. Выполняемость заданий 

 

Рассмотрим среднюю выполняемость заданийЧемпионата начальной школы «Вундеркинд» 2023 (осенний сезон) по возрастным категориям:

 

По диаграмме мы видим тенденцию: чем старше участники, тем ниже средняя выполняемость заданий.

 

Рассмотрим выполняемость заданий Чемпионата начальной школы «Вундеркинд» 2023 (осенний сезон) по предметам:

  1. Математика

  2. Русский язык

  3. Литературное чтение

  4. Окружающий мир

 

Выполняемость заданий по предметам. 1 класс

 

 

Предметы

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

% выполняемости

62%

64%

80%

88%


 

Выполняемость заданий по предметам. 2 класс

 

 

Предметы

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

% выполняемости

49%

63%

76%

78%

 

Выполняемость заданий по предметам. 3 класс

 

 

Предметы

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

% выполняемости

45%

57%

53%

46%

 

Выполняемость заданий по предметам. 4 класс

 

 

Предметы

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

% выполняемости

55%

55%

57%

62%

 

Средняя выполняемость заданий Чемпионата начальной школы «Вундеркинд» (осенний сезон) 2023 по предметам:

 

 

Диаграмма показывает, что в Чемпионате начальной школы «Вундеркинд» 2023 (осенний сезон) средняя выполняемость заданий по всем предметам выше 50%. Лучше всего выполняемость по предмету Литературное чтение (68%), а наименьший результат по предмету Математика (53%).

 

3. Уровень сформированности познавательных навыков 

 

Каждое из конкурсных заданий начальной школы «Вундеркинд» 2023 (осенний сезон) было направлено на одно из познавательных навыков (познавательных УУД в соответствии с ФГОС начального общего образования):

ПУУД 1. Поиск и выделение информации

ПУУД 2. Построение речевого высказывания, смысловое восприятие текстов

ПУУД 3. Анализ и синтез объектов и явлений

ПУУД 4. Сравнение объектов и явлений

ПУУД 5. Классификация и сериация объектов и явлений

ПУУД 6. Установление логических и причинно-следственных связей

ПУУД 7. Установление аналогий и соответствий

 

Рассмотрим уровень сформированности познавательных навыков Чемпионата начальной школы «Вундеркинд» 2023 (осенний сезон) по каждому классу.

 

Уровень сформированности познавательных навыков. 1 класс

 

 

Название

Процент

ПУУД 1

Поиск и выделение информации

78%

ПУУД 2

Построение речевого высказывания, смысловое восприятие текстов

47%

ПУУД 3

Анализ и синтез объектов и явлений

93%

ПУУД 4

Сравнение объектов и явлений

57%

ПУУД 5

Классификация и сериация объектов и явлений

56%

ПУУД 6

Установление логических и причинно-следственных связей

88%

ПУУД 7

Установление аналогий и соответствий

83%

 

 

Уровень сформированности познавательных навыков. 2 класс

 

 

Название

Процент

ПУУД 1

Поиск и выделение информации

80%

ПУУД 2

Построение речевого высказывания, смысловое восприятие текстов

57%

ПУУД 3

Анализ и синтез объектов и явлений

70%

ПУУД 4

Сравнение объектов и явлений

46%

ПУУД 5

Классификация и сериация объектов и явлений

66%

ПУУД 6

Установление логических и причинно-следственных связей

72%

ПУУД 7

Установление аналогий и соответствий

83%


 

 

Уровень сформированности познавательных навыков. 3 класс

 

 

Название

Процент

ПУУД 1

Поиск и выделение информации

55%

ПУУД 2

Построение речевого высказывания, смысловое восприятие текстов

46%

ПУУД 3

Анализ и синтез объектов и явлений

34%

ПУУД 4

Сравнение объектов и явлений

29%

ПУУД 5

Классификация и сериация объектов и явлений

84%

ПУУД 6

Установление логических и причинно-следственных связей

48%

ПУУД 7

Установление аналогий и соответствий

69%

 

 

Уровень сформированности познавательных навыков. 4 класс

 

 

Название

Процент

ПУУД 1

Поиск и выделение информации

51%

ПУУД 2

Построение речевого высказывания, смысловое восприятие текстов

61%

ПУУД 3

Анализ и синтез объектов и явлений

41%

ПУУД 4

Сравнение объектов и явлений

57%

ПУУД 5

Классификация и сериация объектов и явлений

37%

ПУУД 6

Установление логических и причинно-следственных связей

67%

ПУУД 7

Установление аналогий и соответствий

80%

 

 

В Чемпионате «Вундеркинд» выделяются 4 уровня сформированности познавательных навыков:

(0-30%) Низкий уровень.Свидетельствует о том, что ученик самостоятельно не может применять универсальные учебные действия, действует только под руководством учителя.

(31-50%) Опорный уровень.Свидетельствует о том, что в знакомой, типовой ситуации ученик может применять универсальные учебные действия, но, для того чтобы он успешно усваивал новый материал, необходима постоянная поддержка учителя.            

(51-90%) Повышенный уровень.Свидетельствует о том, что ученик способен применять УУД не только в знакомой, но и в новой ситуации, изучать новый учебный материал с помощью тех универсальных учебных действий, которыми он владеет.    

(91-100%) Перспективный уровень.Выявляет одаренных детей, которые настолько овладели универсальными учебными действиями, что могут использовать их и в новой учебной ситуации, и в процессе самообразования. К этому уровню относятся дети, которые всегда выбирают и выполняют дополнительные, необязательные задания, предлагают несколько способов решения учебных задач, дают нестандартные ответы.    

 

Рассмотрим средний уровень сформированности познавательных навыков Чемпионата начальной школы «Вундеркинд» 2023 (осенний сезон) для 1 – 4 классов. 

 

 

Название

Процент

ПУУД 1

Поиск и выделение информации

66%

ПУУД 2

Построение речевого высказывания, смысловое восприятие текстов

53%

ПУУД 3

Анализ и синтез объектов и явлений

60%

ПУУД 4

Сравнение объектов и явлений

47%

ПУУД 5

Классификация и сериация объектов и явлений

61%

ПУУД 6

Установление логических и причинно-следственных связей

69%

ПУУД 7

Установление аналогий и соответствий

79%

 


 

Таким образом, результаты Чемпионата начальной школы «Вундеркинд» 2023 (осенний сезон) показали, что большинство познавательных навыков сформированы у учеников 1-4 классов на повышенном уровне (ПУУД 1, ПУУД 2, ПУУД 3, ПУУД 5, ПУУД 6, ПУУД 7), а один навык на опорном уровне — ПУУД 4 (Сравнение объектов и явлений). 

 

Современное образование изменилось. Формирование навыков, которые будут необходимы в будущем, выходит на первое место. Знания устаревают очень быстро, и современные дети, обучаясь сейчас в школе, будут жить совсем в другом мире, в котором важны навыки, именуемые навыками будущего. Чемпионат начальной школы «Вундеркинд» призван помочь учителям и родителям учеников начальных классов оценить сформированные у детей познавательные навыки в динамике: в начале учебного года (осенний сезон), в середине учебного года (зимний сезон) и в конце учебного года (весенний сезон).        

 

4. Задания Чемпионата начальной школы «Вундеркинд» (осенний сезон) 2023, вызвавшие наибольшее затруднение

 

Разберём и проанализируем задания вызвавших наибольшее затруднение.

 

1 класс

 

 

№ задания

1

Назови предметы, изображённые на рисунках. Выдели первый звук.

 

 

 

 

Выбери из вариантов ответа номера предметов, названия которых начинаются с такого же звука.

 

Предмет

Русский

язык

УУД

4

Вес задания

3

% выполн.

28%

Комментарии

Правильный ответ: 1, 4

 

Многие участники указали вариант (3) в качестве правильного ответа. Но слова дом, дыня, дождьначинаются с твёрдого согласного звука [д], а слово дятел– с мягкого согласного [д’], поэтому этот вариант не подходит.


 

 

№ задания

10

Первоклассник Саша выбирает свитер. Он хочет надеть свитер с полосками или с карманом. Какие свитера подходят под его требования? Выбери номера вариантов ответа. 

 

Предмет

Математика

УУД

2

Вес задания

4

% выполн.

25%

Комментарии

Правильный ответ: 2, 3, 4

 

В большинстве своём участники указывали один или несколько из верных вариантов ответа (2), (3) или (4).

Условие «свитер с полосками или с карманом»верно, если:

  • свитер только с полосками,

  • свитер только с карманом,

  • свитер и с полосками, и карманом одновременно.

Таким образом, правильный ответ — все три варианта: (2) И (3) И (4).

 

2 класс

 

 

№ задания

10

На какое место нужно переставить серый кубик, чтобы вид на фигуру с указанных стрелками сторон был одинаковым? В Бланк ответов запиши номер этого места.

Предмет

Математика

УУД

4

Вес задания

4

% выполн.

14%

Комментарии

Правильный ответ: 4

 

Большинство участников не обратило внимание, что при перестановке серого кубика, вид с указанных сторон должен быть одинаков: не только форма, а именно вид. Поэтому бОльшая часть участников представила ответ 2.

Если поставить кубик на место 2, то форма будет одинаковой, а вид — различным.

 

3 класс

 

 

№ задания

4

Прочитай данные произведения и установи их общие признаки. Выбери номера соответствующих вариантов ответа.

 
 

1

Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

2

Друг без друга мы скучаем,

Вместе с радостью играем.

И нам ссориться не нужно.

Ведь всего сильнее ...

3

Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

4

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго.

Выходи скорей из круга.

 

(1) Это русские народные пословицы.

(2) Это произведения о дружбе.

(3) Это произведения о детях.

(4) Это произведения устного народного творчества.

Предмет

Литературное чтение

УУД

4

Вес задания

3

% выполн.

26%

Комментарии

Правильный ответ: 2, 4

 

Большинство участников указывало один из верных вариантов ответа (2) или (4). 

Проанализировав представленные произведения и общие признаки видно, что:

  • Данные произведения объединены одной темой «Дружба».

  • Данные произведения являются пословицей, загадкой, скороговоркой, считалкой по порядку соответственно. Все они относятся к произведениям устного народного творчества.



 

 

№ задания

8

Проведи непрерывную ломаную линию с минимальным количеством звеньев так, чтобы побывать в каждой незакрашенной клетке ровно один раз (ломаная не проходит по диагонали и через закрашенные клетки). Сколько звеньев у ломаной? В Бланк ответов запиши число.

Предмет

Математика

УУД

4

Вес задания

4

% выполн.

17%

Комментарии

Правильный ответ: 16

 

Участники в большинстве своём не обратили внимание на условие «минимальное количество звеньев», именно поэтому давали неверные ответы.

 

 

№ задания

13

Прочитай словосочетания из произведений о природе и определи, какие средства языковой выразительности использовали авторы. Выбери номера верных вариантов ответа.

 

Волнистые туманы, луна подмигнула сквозь высь облаков, печальные поляны, снег укутал землю.

 

(1) эпитет

(2) сравнение

(3) олицетворение

(4) метафора (скрытое сравнение)

Предмет

Литературное

чтение

УУД

3

Вес задания

5

% выполн.

30%

Комментарии

Правильный ответ: 1,3

 

Большинство участников указывало один из верных вариантов ответа (1) или (3).

Среди представленных словосочетаний есть:

  • Эпитеты: волнистые туманы, печальные поляны.

  • Олицетворение: луна подмигнула, снег укутал.

 

4 класс

 

 

№ задания

1

Ориентируясь на характеристику первых звуков, определи: какие слова можно включить в данную группу слов. Выбери номера подходящих вариантов ответа.

Забор, заяц, сбросить, … .

 

(1) зелень?

(2) салат

(3) зуб

(4) загадка

Предмет

Русский

язык

УУД

4

Вес задания

3

% выполн.

30%

Комментарии

Правильный ответ: 3,4

 

Участники в большинстве своем указывали неверный вариант (1).

Слова в ряду начинаются с согласного твёрдого звука [з], а слово зелень – с мягкого [з’]. Поэтому этот вариант не подходит.

 

 

№ задания

9

Прочитай отрывок стихотворения и определи, какие средства языковой выразительности использовал автор. Выбери номера верных вариантов ответа.

 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)

 

(1) эпитет

(2) сравнение

(3) олицетворение

(4) гипербола

Предмет

Литературное чтение

УУД

3

Вес задания

5

% выполн.

16%

Комментарии

Правильный ответ: 1,2,3

 

Большинство участников указывало один или несколько из верных вариантов ответа (1), (2) или (3).

Среди представленных словосочетаний есть:

  • Эпитеты: расписной терем, лиловый, золотой, багряный, пёстрою стеной, над светлою поляной.

  • Сравнение: лес — терем, лес — стена.

  • Олицетворение: весёлою стеною, веселиться может человек, но не лес.

 

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть