Проект по физическому и социально-коммуникативному развитию «Спортивный час в калейдоскопе движений»
Толстова Ольга Васильевна,
Инструктор по физической культуре
МАДОУ д/с «Радость» СП д/с № 8
Цель:создание условий для развития самостоятельной двигательной активности в разновозрастном сообществе.
Задачи:
Образовательные:
обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и
сверстниками; развитие начал социально-значимой активности;
поддерживать положительную самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста
своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником;
обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;
поощрять соблюдение правил в подвижной игре, проявление инициативы и самостоятельности при ее организации, партнерское взаимодействие в команде;
сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, расширять и уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления, туризме, как форме активного отдыха, физической культуре и спорте, спортивных событиях и достижениях, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при проведении туристских прогулок и экскурсий.
Развивающие:
развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего;
поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания;
развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками;
разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
развивать психофизические качества, точность, меткость, глазомер, мелкую моторику, ориентировку в пространстве; самоконтроль, самостоятельность, творчество.
Воспитательные:
воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых,
оказанию посильной помощи;
воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к
Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил
поведения в общественных местах;
воспитывать бережное, заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказывать помощь и поддержку другим людям.
Продукты проектной деятельности:
Клубные часы
Тип проекта:
Практико-ориентированный
Срок реализации:
Долгосрочный, 10 месяцев
Целевая аудитория:
Воспитатели, дети, родители.
Организация проекта: создание условий для подвижной деятельности воспитанников, вовлечение родителей в проектную деятельность.
Формы реализации проекта: .
Презентация проекта, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов:
Деятельность педагогов: разработанная система мероприятий по созданию условий для физического и социально-коммуникативного развития, организация «Клубных часов».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми), двигательная.
Деятельность родителей: беседа с ребенком по ситуациям месяца, участие в «Клубных часах».
Актуальность:
Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей начиная с дошкольного детства. Различные видеоролики и игры занимают большое количество времени дошкольника, при этом ребёнок находится без движения. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе, — одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребёнка к школе.
Однако в настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях, касающихся развития личности. В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Родители приводят ребёнка в детский сад, прежде всего, для качественной подготовки к школе, а также для получения навыков коллективной жизни. Сам же ребёнок приходит в сад играть и гулять с детьми.
Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10 до 20 % времени их жизнедеятельности. Как правило, это происходит во время режимных моментов (прогулка, свободная игра). Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определённые личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребёнку предоставляется возможность соотносить своё поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени находятся в статичном положении (за столами, у компьютеров и телевизоров и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушения осанки, плоскостопие, задержку развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и т.д.
Таким образом физическое и социально-коммуникативное развитие требует использования специальных технологий. Технология «Спортивный час» дает детям возможность выбора, развивает самостоятельность и ответственность, формирует умение планировать свои действия и оценивать результаты, учит детей ориентироваться в пространстве. Проведение клубных часов показывает нам, как дети преодолевают свое стеснение, становятся более самостоятельными, а также проявляют инициативу. Эта технология позволяет реализовать потребность в движении, в новых впечатлениях, дети получают возможность сравнить, оценить и выбрать.
Структура проекта:
I этап
Диагностический
По результатам опроса детей старшего дошкольного возраста составлен список «естественных потребностей» (от самых важных до менее важных): в движении (бегать, прыгать, кричать); в принятии своей личности (любой); в одобрении своей деятельности, любознательности; в желании иметь много личного времени для игры, свободу выбора занятий; в достаточном общении со сверстниками; в авторитете среди сверстников, принадлежности к группе; в новизне и смене впечатлений; в желании иметь свою тайну, прикоснуться к чудесам; самому что-то создавать и радоваться этому; делать взрослые дела, по своей инициативе, опекать кого-то, учить кого-то; узнавать новое.
Дошкольникам индивидуально задавались вопросы, касающиеся их жизни в детском саду. На вопрос «Зачем дети приходят в детский сад?» мальчики и девочки единодушно ответили: «Играть с другими детьми», «Заниматься», «Чтобы мама пошла на работу» (60—80 % всех ответов детей).
На вопрос «Что тебе больше всего нравится в детском саду?» ответы мальчиков и девочек разделились. Девочкам в наибольшей степени нравится играть с подругами, отмечать праздники, общаться с воспитателями и заниматься. А мальчикам — играть, гулять, заниматься.
Отвечая на вопрос «Что тебе больше всего не нравится в детском саду?», дошкольники были единодушны: спать днём — 90 % ответов, ссориться с другими детьми — 70 %, заниматься тем, чего не хочется делать, — 60 %.
На вопрос «Если можно было бы остаться сегодня дома и не пойти в детский сад, что бы ты сделал?» 40 % ответили, что остались бы дома, а 60 % — что пошли бы в детский сад. А на вопрос «Почему ты остался бы дома?» были получены следую щие ответы: «Делал бы, что захочу», «Смотрел бы телевизор», «Гулял бы во дворе». На вопрос «А почему пошёл бы в детский сад?» были ответы: «Там много детей», «Там весело», «Много игрушек».
На вопрос «А если бы тебе предложили вообще не ходить в детский сад, ты пошёл бы или нет?» ответы детей были такими: «Да, пошёл бы» — 60 %, «Нет, не пошёл бы» — 30 %, «Не знаю» — 10 %.
На вопрос «Ты всегда хочешь пойти в детский сад?» дошкольники ответили: «Всегда» — 30 %, «Иногда» — 50 %, «Никогда» — 20 %.
По результатам опроса воспитанников, мы выяснили, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время, что особенно характерно для детей из однодетных семей. Всё остальное воспринимается ими как «досадная нагрузка», которой они стремятся избежать. Традиционно организованные занятия интересуют лишь 20% ребят. Существуют и глубинные потребности ребёнка, может быть, и не осознанные им в полной мере, но не имеющие непосредственное отношение к качеству его жизни. Это так называемые «естественные потребности», без которых невозможно оптимально организовать жизнь ребёнка в ДОО.
II этап
Подготовительный
1.Подбор методического обеспечения проекта
2. Разработка планов спортивных часов.
3. Разработка правил во время проведения клубного часа.
4. Введение системы красных кружков.
5. Определение организационных моментов.
6. Привлечение родителей к участию в спортивных часах.
7. Проведение родительских собраний для сообщения о значимости социализации и внедрении технологий эффективной социализации.
8. Определение тем спортивных часов.
III этап
Основной
На третьем этапе мы реализуем образовательную технологию «Спортивный час». Во время его проведения дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаться в группу. У детей в сумочках лежат три кружка, где написаны их имя и группа. За нарушение правил отбирается один кружок – это предупреждение, если отобраны два кружка, ребенок идет в группу и пропускает следующий клубный час, если отобраны три кружка – ребенок пропускает два спортивных часа. На двери помещений, куда детям нельзя входить, прикрепляют красные кружки. Все сотрудники детского сада проходят оповещение о проведении клубного часа, помощники воспитателей назначаются дежурными на спортивном часе. Начало и окончание мероприятия происходит по сигналу. Перед спортивным часом и после его проведения проходит рефлексивный круг с педагогами. Информирование родителей о результатах проведения спортивного часа происходит через детей.
План реализации проекта
Месяц | I этап Диагностический | |
| Содержание работы | Цель |
Май-август | Родительское собрание | Сформировать представление родителей о технологии социально-коммуникативного развития «Спортивный час».
|
| Диагностика дошкольников | Выявить проблемные моменты в физическом и социально-коммуникативном развитии.
|
| II этап Подготовительный | |
Август-сентябрь | 1.Подбор методического обеспечения проекта 2. Разработка планов «Клубных часов. 3. Разработка правил во время проведения клубного часа. 4. Введение системы красных кружков. 5. Определение организационных моментов. 6. Привлечение родителей к участию в клубных часах. 7. Проведение родительских собраний для сообщения о значимости социализации и внедрении технологий эффективной социализации. 8. Определение тем «Спортивных часов» | |
Месяц | III этап Основной | |
| Тема клубного часа | Содержание локаций спортивного часа |
Сентябрь | Спортивный час» по ситуации месяца «Детский сад – мой дом» Цель: в процессе выполнения заданий в области физической культуры сформировать умение самотоятельно передвигаться по территории детского сада. | Спортивный час проводится на улице.
Игра с мячом: «Мой друг в детском саду». Игра: «Ручеек».
Катание на самокатах и велосипедах.
Прогулка и фотосессия на территории детского сада.
|
Октябрь | Спортивный час«Я и мой город» Цель: сформировать представление о спортивных и культурных объектах через различные виды деятельности в области физической культуры. |
Воспитанники под песню «Мы с тобою из Тагила» выполняют перестроение в три колонны, затем перестраиваются в одну колонну. Из колонны по одному расхождение в разные стороны с последующим слиянием в пары.
Залезть по гимнастической стенке до колокольчика, позвонить, перейти вдоль стенки на следующий проем и спуститься вниз.
Презентация спортивных объектов Нижнего Тагила.
|
Ноябрь
| Спортивный час «Я-житель земного шара» Цель:.через физическую активность и познавательную деятельность познакомиться с некоторыми странами. |
Небольшой рассказ воспитанника о Китае. Проведение китайской гимнастики «Цигун».
Презентация: «Скандинавская ходьба и страна, в которой она зародилась.» Разучивание ходьбы с палками по этапам.
Рассказ воспитанниками о культуре Индии. Игра-эстафета: -приветствие индусов -украшение индусов — священное животное — праздник цветов — праздник огня
Греция – Родина Олимпийских игр. Ключевое направление Греции – футбол. Игровые упражнения для освоения игры в футбол: -острова Греции -забей гол — парный футбол — попади в кеглю — мяч в дом
|
Декабрь-январь | Спортивный час: «Волшебные подарки». Цель: применять знания и умения в двигательной деятельности, связанной с определенным предметом. |
На каждой локации дети из мешка достают предмет. В зависимости от предмета выполняют определенные действия. Действия воспитанники придумывают сами или выполняют уже знакомые им. Запланированное задание локации может не совпасть с выполняемыми действиями детей.
«Баскетбольный мяч».
В мешке находятся. «Уши кота». Предполагается игра «кот Васька»
В мешке находится «Канат» и схемы. Предполагаются прыжки через канат.
В мешке находится «Парашют». Игра «Еле, еле, мы крутили карусели»
|
Февраль | Спортивный час«Мальчики и девочки» Цель: в процессе подвижных игр формировать знание и принятие своей гендерной принадлежности. |
Игра с элементами соревнования. Девочки играют против мальчиков. Зал делится на две половины. Мальчики стоят с одной стороны, девочки с другой. Поочередно кидают мяч друг в друга. Если мяч попадает в участника, тогда он выбывает из игры, побеждает команда, в которой останется один участник.
По картинкам необходимо разделить различные виды спорта на три подгруппы. Женские, мужские, общие.
— перетягивание каната — «соколиный бой» — метание вдаль
Дети под музыку двигаются в разном направлении, когда музыка выключается, воспитанники смотрят на карточку, которую показывает педагог. В соответствии с изображение выполняют перестроение. Когда выпадает перестроиться в пары, дети ищут пару противоположного пола. Мальчик делает комплимент девочке.
|
Март | Спортивный час «Моя семья, мои корни». Цель: формировать физическую культуру личности и представление о семейных ценностях через совместную с родителями двигательную деятельность. | Спортивный час проводится совместно с родителями.
«Часики идут».
Игры: «Что будет, если» «Слет туристов» «Разложи костер»
Викторина от родителей на тему: «Здоровый образ жизни».
Игра в городки. |
Апрель | Спортивный час «Космос. Я – часть мироздания» Цель: формировать двигательные навыки и представление о некоторых космических понятиях. |
Игра: «Ждут нас быстрые ракеты».
Викторина: «Здоровье космонавта».
Ритмические упражнения под музыку: «Я –ракета»
Игра: «Космический мусор»
|
Май
| Спортивный час «Таинственный остров» Цель: формировать основные физические качества и активную жизненную позицию.
| Спортивный час проводится на улице.
Игра на асфальте: «Путь к таинственному острову.
Попадание мячом в опасного зверя таинственного острова, обозначенного на стене.
Выполняется ОРУ под музыку «Таинственный остров».
Ходьба по мостику таинственного острова. Упражнения по мостику на выбор детей.
|
Положительные результаты проекта:
Применяя данную технологию, мы видим положительные результаты. Дети становятся более самостоятельными и несут ответственность каждый сам за себя, они следуют инструкциям, слушают и выполняют указания, так как им интересна эта деятельность и они хотят в ней участвовать. Соблюдать дисциплину помогают правила и система красных кружочков. Наблюдая за детьми во время спортивного часа мы видим, как многие дети осуществляют самоконтроль и дают оценку своим действиям во время рефлексивного круга. Дети научились планировать свою деятельность в течение часа, находить себе интересную локацию и свободно ориентироваться в расположении групп и других помещений детского сада. Родители стали чаще интересоваться новостями дошкольного учреждения (после каждого спортивного часа была оформлена статья на странице в контакте, с использованием фотографий). Родители с удовольствием вовлекаются в совместную деятельность и становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Выполняя различные виды физкультурной деятельности у детей формируются физические качества, они восполняют недостаток двигательной активности. Взаимоотношения со сверстниками стали более дружеские. Воспитанники с легкостью выполняют указания, ориентируются на словесную инструкцию. Наблюдается проявление целеустремленности и упорства в выполнении заданий, стремление к творчеству проявляется в самостоятельной деятельности детей.