Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Коммуникативный подход к формированию и развитию грамматических навыков на уроках английского языка у обучающихся средних классов общеобразовательных организаций

Коммуникативный подход к формированию и развитию грамматических навыков на уроках английского языка у обучающихся средних классов общеобразовательных организаций

 Зайцева Дарья Алексеевна, учитель английского языка

МБОУ СОШ №15

 

 

Актуальностьвопроса использования коммуникативного подхода на уроках иностранного языка обуславливается тем, что при его использовании не только реализуются учебные задачи, но и развивается социокультурная компетенция обучающихся, формируются творческие навыки, расширяется кругозор школьников.

 

Цель исследования? определение особенностей использования коммуникативного подхода к формированию и развитию грамматических навыков на уроках английского языка у обучающихся средних классов общеобразовательных организаций. 

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть особенности коммуникативного подхода как метода обучения английскому языку;

2) изучить процесс формирования грамматических навыков на уроках английского языка;

3) выявить особенности требований к грамматическим навыкам у обучающихся средних классов;

4) изучить условия использования коммуникативного подхода при формировании грамматических навыков в средней школе;

5) провести экспериментальное исследование уровня сформированности коммуникативных и грамматических навыков у обучающихся;

6) разработать комплекс упражнений, направленный на отработку грамматических навыков в процессе коммуникации на уроке;

7) провести анализ эффективности разработанного комплекса.

Объект исследования ? грамматические навыки обучающихся средних классов.

Предмет исследования? коммуникативный подход как средство развития грамматических навыков у школьников средних классов на уроке английского языка.

Гипотеза исследования состоит в том, что успешному развитию грамматических навыков обучающихся средних классов будет способствовать использование коммуникативных, языковых, речевых упражнений.

Методологическую основу исследования составили исследования Е.И. Пассова о коммуникативном подходе при обучении английскому языку, Ж.Л. Витлиной, Е.И. Пассова о формировании грамматического навыка на уроках иностранного языка.

 Теоретическая значимость исследовательской работы состоит в детальном изучении вопроса использования коммуникативного подхода как средства развития грамматических навыков у средних школьников на уроке английского языка. Полученные данные могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы.

Практическая значимость исследовательской работы состоит в разработке комплекса упражнений при формировании и развитии грамматических навыков. Данный комплекс может быть модифицирован и варьирован в зависимости от уровня подготовки обучающихся, использован при работе с обучающимися средней школы. 

Грамматика – один из важнейших аспектов обучения иностранным языкам, потому что полноценное обучение невозможно без грамматической основы. Коммуникативная методика предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуационной основе. Следовательно, грамматические правила усваиваются через выражение конкретных мыслей, отношений, коммуникативных намерений. Знание грамматических основ является залогом овладения иностранным языком. В среднем звене изучению грамматических правил отводится второстепенная роль, так как основная цель обучения английского языка заключается в формировании коммуникативной компетенции.

Е.И. Пассов и Г.В. Рогова выделяют следующие стадии формирования грамматического навыка:

1. Восприятие структуры (происходит во время ее презентации, то есть функционирования структуры в речи);

2. Имитация. Необходимая стадия любого усвоения речи. Имитативные действия должны совершаться в речевых условиях;

3. Подстановка. Начинает формироваться поднавык оформления, формируется осознание обобщенной модели речевого образца;

4. Трансформация. Поднавык оформления укрепляется, зарождается механизм самостоятельного вызова структуры;

5. Целенаправленное изолированное употребление. Здесь на основе репродукции осваивается целенаправленный вызов и использование одной, автоматизируемой структуры;

6. Переключение. На этой стадии формируется механизм выбора. Именно здесь проверяется владение структурой, устойчивость навыка (Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 2016.  С.92).

Таким образом, построение упражнений для формирования грамматического навыка должно основываться на выделенных стадиях. Используемые педагогом приемы и упражнения при обучении грамматике должны соответствовать возрасту обучающихся, требованиям школьной программы, их интересам и уровню знаний. 

Обучение иностранному языку в средней школе регламентируется ФГОС. Согласно требованиям документа, обучение английскому языку в среднеобразовательной школе направлено на достижение двух целей:

1) развитие иноязычной коммуникативной компетенции;

2) воспитание способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка в дальнейшем.

Одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативной компетенции является коммуникативный подход (Communicative approach). Данный метод обучения был разработан в 70-х годах XX века экспертами Совета Европы. Британские лингвисты Кристофер Кандлин и Генри Виддоусон обнаружили, что повышенное внимание к структуре языка не способствует его лучшему усвоению. Они считали, что, чтобы овладеть грамматическими структурами, ученикам также необходимо развивать навыки общения и разбираться в языковых функциях. В России также проводились научные исследования на эту тему и разрабатывалась концепция коммуникативного обучения иностранному языку. Российский ученый, основатель Липецкой методической школы, доктор педагогических наук Е.И. Пассов определяет коммуникативный подход как обучение на основе общения.

Создание успешного процесса обучения невозможно без учета возрастных особенностей детей. Обучающиеся средних классов проживают подростковый возраст, который характеризуется основным видом деятельности – общением. 

С целью проведения экспериментального исследования уровня сформированности грамматических навыков у учеников 6В класса нами был проведен проверочный тест. Исследование проводилось на базе 6В класса МОУ СОШ №15 Егорьевского городского округа. В эксперименте приняли участие 30 учеников.

Цель исследования – определение эффективности использования коммуникативных упражнений на развитие грамматических навыков у обучающихся средних классов.

Задачи исследования:

1) выявить начальный уровень сформированности грамматического навыка у учеников 6 класса;

2) разработать комплекс упражнений, направленный на развитие коммуникативных и грамматических навыков учеников 6 класса;

3) проверить эффективность разработанного комплекса.

Для установления начального уровня знания грамматики и умения использовать эти знания в речи было проведено входное тестирование учеников 6Б класса. Письменный тест содержал 5 заданий по следующим темам: использование времен Present Simple, Past Simple, Future Simple, Passive Voice, структура утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Устный тест предполагал задание по типу «вопрос – ответ» на тему «Знакомство», задание по самопрезентации.

Оценка знаний проводилась по пятибалльной системе. Данная система оценивания является условной с целью определения рейтинга обучающегося по уровню освоения грамматических правил. Система оценивания объясняется тем, что диагностика направлена не на оценивание знаний обучающихся, а на выявление уровня освоения правил грамматики в рамках эксперимента.

Согласно результатам таблицы, без ошибок все задания выполнили 4 ученика. У обучающихся отмечен высокий уровень знаний грамматики, понимание обращенной речи на английском языке, умение давать грамматически верно ответ на вопрос. Допустили 1-2 ошибки 15 школьников. Более 3-х ошибок допустили 10 учеников. Более 10 ошибок допустил 1 ученик. Школьник допустил ошибки в грамматических заданиях, не справился с устными заданиями. 

Согласно результатам, обучающиеся 6 класса имеют знания грамматики, однако допускают ошибки в темах, связанных с изменениями формы глаголов, употреблением имен существительных и пассивного залога. Коммуникативные задания вызвали затруднения у одной трети обучающихся, что позволяет сделать вывод о том, что развитию речевой деятельности уделяется меньше времени на уроках, чем отработке грамматических навыков.

На основе анализа вопроса применения коммуникативного подхода при изучении грамматики английского языка был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие грамматических навыков в процессе общения на уроках. Комплекс упражнений предназначен для обучающихся 6 классов среднеобразовательной организации. Подбор упражнений может варьироваться в зависимости от учебных задач, уровня подготовки обучающихся, их интересов. 

Первая часть комплекса состояла из коммуникативных упражнений, следующих видов: ситуативные, респонсивные, репродуктивные, дескриптивные, дискутивные, игровые, композиционные, инициативные. Все упражнения соответствуют двум темам: «Sport», «Hobby».

Вторая часть комплекса предполагала подбор грамматических упражнений, основанных на коммуникативном подходе. Основная цель использования данных упражнений заключается в том, что в процессе общения обучающиеся закрепляют грамматические навыки. Было выделено три вида упражнений: языковые, условно-речевые, подлинно речевые.

На контрольном этапе исследования было проведено повторное тестирование, направленное на изучение усвоения грамматических навыков обучающимися 6 класса. Согласно результатам таблицы, без ошибок выполнили задание 8 обучающихся 6 класса. Ученики показали высокий уровень знания грамматических правил, умения выражать свои мысли на английском языке при выполнении устного задания. Допустили 1-2 ошибки 16 учеников. Более 3 ошибок допустили 6 обучающихся. Трудности вызвали задания на употребление пассивного залога, устный тест. 

Сравнительный анализ показал эффективность использования разработанного комплекса, который включал упражнения на развитие коммуникативных навыков, отработку использования правил грамматики. Итоговое тестирование показало, что систематическое, комплексное использование грамматических и коммуникативных упражнений в процессе проведения уроков английского языка позволяет повысить уровень знаний обучающихся. Внедрение языковых и речевых упражнений позволяет не только снизить языковой барьер, но и закрепить знания грамматики. Коммуникативный подход при закреплении грамматического навыка у обучающихся средней школы является эффективным методом обучения. 

Гипотеза о том, что развитию грамматических навыков обучающихся средних классов будет способствовать использование коммуникативных, языковых, речевых упражнений, доказана.

Преимущество коммуникативного метода обучения на уроке английского языка заключается в следующих аспектах:

1) включение в языковую среду, в процессе которого обучающиеся овладевают фразовой речью, а не отдельными словами;

2) расширение активного словаря;

3) развитие навыка общения на английском языке;

4) понимание разговорной речи позволяет не только общаться, но и смотреть фильмы без перевода и субтитров, читать аутентичные тексты и т.д.;

5) организация занятий с помощью игровых методов без дорогостоящих материалов, учебников или дорогостоящего оборудования.

Таким образом, использование комплекса подходов и разнообразных упражнений и приемов позволяет реализовать коммуникативный подход при обучении грамматических навыков. Специально подобранные упражнения и игры позволяют создать аутентичную атмосферу на уроках, повысить качество обучения, снять повышенное напряжение и страх перед изучением грамматического материала. Моделирование речевых ситуаций позволяет обучающимся тренировать полученные грамматические знания, высказывать собственные мысли и умозаключения.

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть