Формирование духовной нравственности дошкольников через ознакомление с родным краем
Лоскутова Лариса Анатольевна, воспитатель
Булай Лариса Валерьевна, учитель-логопед
БДОУ г.Омска «Детский сад №56
комбинированного вида»
В статье рассматривается системная и последовательная работа по духовно-нравственному воспитанию, освоению духовных ценностей у дошкольников, воспитанию чувства гордости за свой родной сибирский край.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Потеря нравственных ориентиров привела и к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. А ведь, дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей.
Одной из главных задач духовно-нравственного воспитания является освоение духовных ценностей, накопленных человечеством, духовные потребности и их формирование, этические знания, эстетический вкус, самосознание, эмоциональная сфера, чувство совести, воспитание чувства собственного достоинства, чувство доброты; эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания), коммуникативные способности (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт).
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен к своей стране».
Считаем, что мы не должны допускать такого равнодушия у детей, которые через год-два станут школьниками, поэтому разработка нашего проекта приобретает в современных условиях, важнейшее значение.
Изучение родного края — один из ведущих факторов воспитания дошкольников. Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
Цель нашей работы: формирование представлений дошкольников об истории, культуре, природе Омска и Омской области, воспитание патриотических чувств к родному краю.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при взаимодействии с окружающим миром: – эмоционально практическим путём (через разные формы и методы, создающие проблемные ситуации);
– через взаимодействие с учреждениями культуры, общественными организациями, социальными институтами, родителями – законными представителями детей.
Знакомясь с культурным и классическим наследием прошлого и настоящего, с особенностями природы родного края (климат, животный и растительный мир) дети осваивают бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможности.
На первом этапе осуществляется совместная работа и сотрудничество с библиотекой «Радуга», организуются тематические мероприятия и встречи с омскими писателями: дети познакомились с творчеством Т. Андринской, Т.Белозерова. В этом году выезжали на экскурсию в Омскую государственную областную научную библиотеку имени А. С. Пушкина.
Обогащение знаний о родном крае, его истории, достопримечательностях, природном богатстве происходит через тематические экскурсии в музеи, выставки города Омска. Обзорные экскурсии по городу, организованные социальным партнером «Лира» знакомят не только с прошлым, настоящим, но и с будущим родного края.
Сотрудничество с Омским государственным историко-краеведческим музеем продолжается через выездные экскурсии в детский сад.
Ежемесячно детский сад организует встречи детей с актерами театров Омска и Омской области, артистами цирка, филармонии. Для лучшего знакомства с театральным искусством проводятся экскурсии в Омский государственный театр кукол «Арлекин». Такие встречи благотворно влияют и на театральную деятельность самих ребят, которая реализуется через кружок «Калейдоскоп улыбок».
Повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе, снижение порога тревожности при поступлении в 1-ый класс происходит через встречу с будущими учителями СОШ № 106, 120, 4, а также через экскурсии в эти школы, посещение уроков.
Омская кадетская школа помогает в организации и проведении развлечений, НОД военной тематики, что способствует формированию гражданственности, патриотических, нравственных качеств детей.
Расширение кругозора детей о людях разных профессий происходит через посещение организаций разной социальной направленности (Омская кондитерская фабрика «Лосена», швейная фабрика «Лидер»).
Традицией стало участие в городском театральном конкурсе «Экоша», который проходит на базе детского Эколого-биологического центра. Дети имеют возможность выйти на большую сцену и представить свою творческую деятельность.
Наш детский сад тесно сотрудничает с Домами творчества города Омска. Дети ежегодно участвуют в творческом конкурсе «Зажги свою звезду», интеллектуальном конкурсе «Знай-ка», фестивале «Семейный калейдоскоп». Родители становятся полноправными участниками в рамках реализации проекта, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду.
Систематическая и планомерная работа по приобщению детей к истории и культуре родного края, традициям, природе с помощью проектной деятельности, способствует:
- формированию нравственно — культурных ценностей;
-развитию познавательного интереса, высокой активности, любознательности;
— совершенствованию личностно – волевых качеств (терпение, воля, самоконтроль);
— пополнению активного и пассивного словаря детей, что способствует формированию наглядно-образного мышления;
— установлению взаимосвязи по созданию совместных проектов с родителями, что способствует повышению качества реализации образовательного процесса ДОУ;
— изменению индивидуальных особенностей детей (количественное и качественное развитие психических процессов).
Регионально – ориентированное направление можно выделить отдельно и, в тоже время, оно интегрировано входит в каждое из образовательных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Данный проект обладает огромным развивающим потенциалом. Он не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и развивает индивидуальность каждого ребенка, его гражданскую позицию, самостоятельность, инициативность. Формы работы, которые мы используем, а особенно контакт с социальными партнёрами, дают возможности для расширения социальных рамок дошкольников, поражает развитие их воображения, вызывает эмоциональный всплеск, что стимулирует их к общению друг с другом и взрослыми.
Таким образом, проводимая работа оказывает положительное влияние на решение насущных проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей, семейными традициями; приобщение детей к золотому фонду народной культуры позволяет совершенствовать их внутренний мир, делает его более духовным.