Использование приемов библиотерапии во внеурочной работе при анализе текстов художественных произведений
Зимина Тамара Анатольевна
БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 89»
Учитель русского языка и литературы
«ЧТЕНИЕ–ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ
ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ.
Моя главная цель- научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, я создаю такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения. Чтобы достичь целей, применяю такие приемы работы с текстом художественного произведения, которые непременно затрагивают душу ученика, пробуждая в нем "чувства добрые".Это приемы и методы арт-терапии.Арт- терапия в переводе- искусство лечения, искусство помочь детям раскрыться. Одним из видов арт-терапии является библиотерапия.Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги.
- Главным инструментом в библиотерапии являются различные тексты. В работе используюматериал для чтения: сказки, рассказы, стихи, природоведческую литературу разных авторов ( Б. Заходер, С. Михалков, В. Медведев, Н.Носов, Л. Кассиль, Ю. Сотник, Л. Пантелеев, Д.Хармс, А. Милн, Х.Мякеля.) Обсуждениеи анализ ситуаций. Вопросы, которые побуждают детей выражать свое отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется?
Темы занятий:«Чтение притч об эмоциях и чувствах», «С юмором по жизни», «Чтение сказок», «Сочинение собственных сказок»,«Неоконченные сказки», «Чтение поучительных рассказов, историй», «Чтение фантастических рассказов». Чтение и обсуждение притч, рассказов, сказок. Беседа:" Что особенно интересно было узнать?"; "Какую пользу вы из этого извлекли?"; "Что вызвало сомнение, опасение?"; "Что осталось неясным?"; "Как вы относитесь к отдельным персонажам?"В конце занятия- рисование по тематике наиболее понравившейся притчи, рассказа, сказки и обсуждение их.
Например:
1. Сочинение собственных коротких поучительных сказок. На прошлом занятии мы с вами читали поучительные сказки, а сегодня я предлагаю вам самим сочинить каждому свою поучительную сказку. Тематика сказки может быть абсолютно любой, самое главное, чтобы она учила чему-то хорошему. За тем обсуждение того, что получилось: Чему учит каждая сказка? Что полезного для себя вы из нее узнали? Рисование иллюстраций к своей сказке и обсуждение их.
2.Чтение начала сказки (по выбору, примерные начала сказок. Каждый из вас сегодня попробует стать сказочником, у меня есть начала к сказкам, мы сейчас прочитаем их, и каждый из вас выберет то, которое ему понравится, и которое он захочет завершить. Приемы библиотерапии помогают выйти на путь самопознания, самореализации, самоактуализации = достичь психологической зрелости.
Практически у каждого человека знакомство с литературой начинается со сказки. В последнее время в педагогической и библиотечной практике стало развиваться такое направление как сказкотерапия.
Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческого бытия. Без сказки дети не вырастают, а если это и происходит, — значит, из мира растущего человека ушла мечта, благотворная фантазия, творчество, романтика, сопереживание, необходимые для воспитания Человека в человеке.
А.М.Горький утверждал, что именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности.
Сказкотерапия - это инсценирование сказок, чтение, их обсуждение, знакомство с образными выражениями, подведение к умению выразительно интонировать реплики героев, передавать ритмизацией движения героев сказок, угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации.
Основные методы сказкотерапия
— рассказывание сказки;
— рисование сказки;
— сочинение сказки.
Виды сказок: народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Авторские сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина .
Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Д.С. Лихачев говорил: «Строительные материалы для построения внутреннего мира художественного произведения берутся из действительности, окружающей художника, но создает он свой мир в соответствии со своими представлениями о том, каким был это мир, есть или должен быть».На занятиях мы читаем сказки, обсуждаем, например, «Кенгуренок Вася» Направленность: Проблемы в учебе, вызванные страхом трудностей. Чувство неполноценности. Неуверенность.
Ключевая фраза: «Я не могу. У меня все равно не получится»
Вопросы для обсуждения
Почему Вася считал, что из него ничего не выйдет? Чем волшебный посох помог Васе?
Почему Вася справился со всеми трудностями, несмотря на то, что старичок перепутал и дал ему в место волшебного посоха обычную палку?
Следующее направление — это куклотерапия.
Куклотерапия – процесс сложный, интересный, захватывающий. Несколько основных упражнений, без которых сложно представить этот метод:
— беседа или интервью с куклой;
— монолог ребёнка о жизни куклы;
— знакомство куколок разных детей (работа в группе);
— создание совместной истории о нескольких куклах сразу;
— рассказывание сказки с помощью куклы;
— постановка мини-спектакля
Спектакль дарит ребёнку удовольствие и неповторимые эмоции, которые и делают его более открытым и творческим.
Куклотерапия и сказкотерапия неразрвыно связаны. В куклотерапии применяю разнообразные куклы: куклы-марионетки, куклы-игрушки, пальчиковые, варежковые.Они дают огромное поле для проявления фантазии, творчества.
На занятиях мы шьем куклы. после изготовления кукол, беседуем.
Вопросы:
- Как зовут твою куклу?
- Сколько ей лет?
- С кем она живет?
- Как она проводит время?
- Чем любит заниматься?
- Есть ли у нее друзья?
Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, я способствую развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формирую читательскую грамотность, готовлю ребенка к сдаче ГИА.
Завершить своё выступление мне хотелось бы словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем
интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение».
Прощание Упражнение «Да!»
— Держите перед собой руки ладонями вверх. Затем мысленно положите все знания, которые вы сегодня принесли с собой, в левую руку, а все то, что вы сегодня узнали нового – в правую. Когда я скажу: «Готово, давай!», вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом «Да!». Важно, чтобы вы все хлопнули в ладоши одновременно.