Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Методика круговой тренировки на уроках физической культуры в школе для развития физических качеств

Методика круговой тренировки на уроках физической культуры в школе для развития физических качеств

Ягдарова Александра Сергеевна,

МОБУ «Медведевская СОШ №3», пгт. Медведево

Республика Марий Эл

учитель физической культуры

yagdarova2015@mail.ru

Понятие «круговая» означает организационно-методическую разновидность построения части школьного урока физической культуры. Она дополняет наиболее часто применяемый линейный способ проведения занятий, при котором выделяется основной вид упражнений (в соответствии с целями и задачами урока), а остальные как бы отходят на второй план[2].

Круговой способ организации занятия возник как дополнение к линейному способу. Его основное предназначение – целенаправленное совершенствование физических качеств. Достигается это путем подбора упражнений на основе анатомических принципов их дозировки и режима выполнения по закономерностям спортивной тренировки, индивидуализации нагрузки и контролем за достигнутым результатом.

Другая разновидность кругового способа «станционные» занятия. В отличии от предыдущей в данной организации нет деления упражнений на главные и дополнительные. В определенных местах спортивного зала оборудуются «станции»: дощечка с описанием или графическим изображением упражнения, на ней же указывается количество повторений; на полу стрелка с указанием направления перехода к следующей станции[2].

Следующая форма — собственно круговые занятия. При ней возрастает тренирующая и образовательная направленность занятия: ученики на «станциях» выполняют, возможно, большее число повторений или заданное число в меньшее время. Они или сами ведут подсчет и записывают результат или их сопровождают «контролеры». Затем они меняются. Круговые занятия так же можно проводить и в виде соревнований индивидуальных или между отделениями[7].

Прохождение через станции в уроке по типу круговой тренировки обеспечивает воздействие на воспитание ловкости (координации движений), ориентирования в пространстве, вырабатывает точность движений по временным и силовым характеристикам.

На основании исследования литературных источников, мною не выявлено единого мнения по поводу взаимосвязи различных средств для наиболее оптимального их применения в процессе физического развития младших школьников.

Положительное влияние применения практически любых форм круговой тренировки на физическую работоспособность детей школьного возраста отмечают все авторы.

При правильном подходе круговая тренировка должна быть направлена на развитие всего организма, укрепление его органов и систем, а также на повышение функциональных возможностей занимающихся.

 

Цель статьи: экспериментально обосновать эффективность использования круговой тренировки в физическом воспитании детей выполненных тестов. Содержание и организация серии учебных занятий  с систематическим и  целенаправленным  включением  в них круговой тренировки, обуславливающих позитивную динамику развития физических способностей детей младшего школьного возраста по показателям динамики изменения результатов тестов выполненных заданий.

 

 

Изложение основного материала исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования была МОБУ «Медведевская СОШ №3» пгт. Медведево Республики Марий Эл. В исследовании приняли участие младшие школьники в возрасте 9-11 лет в количестве 30 детей, из них 16 мальчиков и 14 девочек. Контрольная и экспериментальная группа.

Для реализации поставленной цели и задач исследования мною использовались следующие методы:

1.Анализ научно-методической литературы

2.Педагогический эксперимент (начальное и повторное тестирование
исследуемой группы детей).

3. Педагогическое наблюдение включало анализ двигательной
деятельности детей, их активности в выполнении физических упражнений;

4. Математико-статическая обработка результатов.

5. Тестирование.

В процессе круговой тренировки, на основе применения различных вариантов однотипных упражнений, на "станциях" был реализован дифференцированный подход, что позволило учесть индивидуальный уровень подготовленности детей.

Урок проводился по типу круговой тренировки в основной части, с использованием упражнений мелкогрупповым поточным способом на протяжении указанного периода времени для экспериментальной группы. Время на выполнения каждого упражнения было в пределах 15-30 секунд, переход между станциями 30 секунд, отдых между кругами 3 минуты.

Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок, дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий. Последовательное чередование работы и отдыха при систематическом повышении нагрузки совершенствует комплексное развитие двигательных качеств — силовую выносливость, скоростную силу. Контрольная группа занималась по календарно-тематическому планированию без изменений.

Применяемые комплексы упражнений круговой тренировки в основной части урока (Таблица №1). Каждую неделю последовательность и вид упражнения менялись.

 

 

Комплекс круговой тренировки для развития силы

1.

Из седа руки сзади поднимание ног в угол с последующим

2.

Из упора лежа на полу отжимание, сгибая и разгибая руки.

3.

Из основной стойки приседания с выносом рук с гантелями вперед и вставать на носки, отведя руки назад

4.

Прыжки вверх из исходного положения упор присев

5.

Лежа на животе, руки за головой, поднимание и отпускание туловища, прогибая спину

6.

Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени

7.

Прыжки через скакалку

Комплекс круговой тренировки для развития гибкости

1.

И.п.: лежа на спине. Выполнение: поднять прямые ноги, коснуться пола за головой

2.

И.п.: стойка ноги врозь, мяч набивной за головой. Выполнение: перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры. Голову и спину держать прямо

3.

Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени

4.

И.п.: ноги врозь, обруч удерживается руками на пояснице. Выполнение: вращение обруча на бедрах.

5.

И.п.: ноги на ширине плеч, мяч за спиной. Выполнение: передача мяча из-за спины с ловлей его спереди двумя руками

Комплекс круговой тренировки для развития выносливости

1.

И.п.: стоя лицом к скамейке, одна нога на скамейке. Выполнение: выпрыгивание вверх со сменой ног

2.

И.п.: упор лежа. Выполнение: сгибание и разгибание рук

3.

И.п.: вис на перекладине. Выполнение: удержание прямых ног под углом 90°

4.

Вис на перекладине, согнув руки

Комплекс круговой тренировки на уроках гимнастики

1.

Стоя, ноги на ширине плеч, малый мяч внизу, подбрасывание и ловля мяча с одновременным приседанием

2.

Из виса на высокой перекладине прогнувшись сгибание и разгибание ног в группировку

3.

Из упора присев на матах кувырки вперед и назад в группировке

4.

Передвижение по узкой части гимнастической скамейки (на носках, на пятках, в приседе).

5.

Лежа на гимнастической скамейке на животе, руки вперед, держитесь за скамейку, подтягиваясь руками, передвигайтесь вперед.

 

 

Вывод: были проанализированы результаты тестирования и
проведена оценка физической подготовленности учащихся. С помощью полученных данных можно  сделать выводы о динамике уровня физического развития детей младшего школьного возраста, что прирост в показателях есть. Использование круговой тренировки в качестве основного средства развития двигательных качеств позволяет повысить эффективность учебного процесса у учащихся начальных классов школы.

 

Список используемых источников:

  1. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных)
    качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного
    возраста: — М., 1979. — 47 с.
  2. Дешле, С.Е. Развитие силовых способностей у учащихся 1-3 классов
    / С.Е. Дешле // Физическая культура в школе, 1982 — № 4, С. 24-26.
  3. Вильчковский, Э. С. Что есть что? Ещё раз о круговой тренировке/ Э. С. Вильчковский // Физкультура в школе. – 1971 – №7.
  4. Гуревич, И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки/ И. А. Гуревич. – Минск: Высшая школа, 1980 – 257 с.
  5. Гуревич, И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И. А. Гуревич. – Минск: Высшая школа, 1985 – 142 с.
  6. Лях, В. И. Программа по физическому воспитанию учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей/ В. И. Лях. – М., 1993 – 160 с.

 

Присоединяйтесь к нам в телеграме!

 


Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц. сетях:

Авторизация

Для участия в мероприятии, загрузки выполненных работ,
просмотра итогов мероприятий вам необходимо авторизоваться
Забыли пароль?
войти через

Оставить отзыв

captcha
Закрыть